Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 14:52, курсовая работа
Цель данной работы: показать особенности бюджетной политики современной России, а также сделать анализ бюджетной политики РФ на современном этапе развития.
Задачи работы:
- раскрыть социально-экономическую сущность бюджетной политики;
- показать основные направления бюджетной политики;
- проанализировать стратегию бюджетной политики России;
Введение……………………………………………………………………...…
1. Методологические основы построения бюджетной политики РФ……....
1.1. Социально-экономическая сущность бюджетной политики………..….
1.2. Основные направления бюджетной политики на современном этапе…
2. Анализ бюджетной политики РФ…………………………………………
2.1. Анализ реализации бюджетной политики на федеральном уровне…..
2.2. Оценка реализации бюджетной политики на субфедеральном уровне
2.3 Направления развития и совершенствования бюджетной политики……………………………………………………………………….
Выводы и заключения……………………………………………..………….
Список литературы……………………………………………………………
• оптимизировать структуры статей доходов и расходов всех уровней бюджетной системы;
• обеспечить принятие реальных и прозрачных бюджетов и внебюджетных фондов;
• усовершенствовать налоговую систему как основной источник доходов бюджетов всех уровней;
• повысить эффективность (доходность) использования государственной собственности, собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований;
• перейти на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней;
• усовершенствовать законодательную базу и определить механизм передачи расходов верхнего уровня на бюджеты нижних уровней бюджетной системы;
• оптимизировать бюджетную систему на основе обобщения теории и реализации ее положений в практику бюджетного процесса.
Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования.
Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи.
При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетная политика во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы.
В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п.
Специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который определяет основные ее направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу в ежегодных посланиях Федеральному Собранию.
Именно Бюджетное послание Президента РФ задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, которые должны соответствовать общим целям и задачам экономической и социальной политики государства.
Бюджетный механизм является инструментом реализации бюджетной политики государства.
2.1. Анализ реализации
бюджетной политики на
Исполнение федерального бюджета в 2011 г. осуществлялось в соответствии с Федеральными законами «О федеральном бюджете на 2011 год». По данным Счетной палаты, доходы федерального бюджета 2011 года составили по доходам в сумме 11 367 652 622,6 тыс. рублей, по расходам в сумме 10 925 617 418,3 тыс. рублей с превышением доходов над расходами (профицит федерального бюджета) в сумме 442 035 204,3 тыс. рублей.
Объем доходов федерального бюджета увеличивается в 2011 году на 43,2 % по сравнению с законодательно утвержденным показателем на 2008 год , при этом их доля в ВВП снижается с 21,2 % в 2009 году до 19 % в 2011 году.
Объем расходов увеличился в 2011 году по сравнению с 2009 годом на 4 295,8 млрд. рублей, или на 61,2 %, при этом их доля в ВВП увеличивается с 16,6 % в 2009 году до 16,7 % в 2011 году.
Расходы федерального бюджета на 2009 - 2011 годы сформированы исходя из необходимости финансового обеспечения принятых решений по реализации крупных программ и проектов, имеющих общенациональное значение.
Структура непроцентных расходов федерального бюджета в разрезе разделов классификации расходов бюджетной системы Российской Федерации остается достаточно стабильной.
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2012 год характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,4-34,6%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,6% до 37,1% к ВВП и дефицита с 3,1% до 2,5% к ВВП (таблица 1):
Таблица 1
Основные параметры бюджетной системы
Российской Федерации(млрд. рублей)
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Доходы, всего |
16 198,4 |
13 552,5 |
15 737,5 |
19 325,1 |
20 406,6 |
%% к ВВП |
38,8 |
34,9 |
35,0 |
36,3 |
35,5 |
в том числе: |
|||||
Федеральный бюджет |
9 275,9 |
7 337,8 |
8 305,4 |
10 303,4 |
10 627,8 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
3 253,3 |
3 789,2 |
4 814,5 |
5 540,2 |
6 675,5 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
1 654,4 |
1 656,4 |
2 034,8 |
3 071,5 |
3 618,3 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
6 196,1 |
5 923,6 |
6 534,2 |
7 025,8 |
7 295,4 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
5 101,4 |
4 437,5 |
5 155,9 |
5 682,5 |
6 160,5 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
536,7 |
479,1 |
587,8 |
849,1 |
871,6 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
166,7 |
120,8 |
241,4 |
267,7 |
0,0 |
Расходы, всего |
14 169,7 |
16 328,0 |
17 614,5 |
20 089,8 |
22 195,8 |
%% к ВВП |
34,0 |
42,1 |
39,2 |
37,7 |
38,6 |
в том числе: |
|||||
Федеральный бюджет |
7 570,9 |
9 660,1 |
10 117,5 |
11 022,5 |
12 198,3 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
4 893,9 |
6 386,7 |
5 981,6 |
7 233,1 |
8 341,8 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
2 897,8 |
3 587,2 |
4 779,5 |
5 529,7 |
6 672,8 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
2 728,7 |
3 478,6 |
4 675,8 |
5 205,9 |
5 782,2 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
6 250,5 |
6 252,9 |
6 634,1 |
7 081,9 |
7 516,8 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
6 047,0 |
5 983,6 |
6 369,3 |
6 801,7 |
7 200,2 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
500,1 |
479,1 |
587,8 |
849,1 |
871,6 |
Дефицит (-), всего |
2 028,7 |
-2 775,5 |
-1 877,0 |
-764,7 |
-1 789,2 |
%% к ВВП |
4,8 |
-7,2 |
-4,2 |
-1,4 |
-3,1 |
Наблюдается рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 15,9% в 2011 году.
Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократилась с 36,3% в 2011 году до 35,5% в 2012 году, доля расходов увеличилась - с 38,1% в 2011 году до 38,6% в 2012 году.
Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и соответствуют основным положениям Бюджетного послания, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета (таблица 2):
Таблица 2
Основные характеристики федерального бюджета на 2010-2012 годы(млрд. рублей)
2010 год |
2011 год |
||
2012 год | |||
Доходы, всего |
8 305,4 |
10 303,4 |
10 627,8 |
%% к ВВП |
18,5 |
19,3 |
18,5 |
Расходы, всего |
10 117,5 |
11 022,5 |
12 198,3 |
%% к ВВП |
22,5 |
20,7 |
21,2 |
в том числе условно утверждаемые |
|||
%% к общему объему расходов |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Дефицит |
-1 812,1 |
-719,1 |
-1 570,5 |
%% к ВВП |
-4,0 |
-1,3 |
-2,7 |
В 2012 годах наблюдаетсяснижение доходов федерального бюджета с 19,3% к ВВП в 2011 году до 18,5 % в 2012 году, с дальнейшим снижением. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,8% к ВВП (таблица 3):
Таблица 3
Динамика доходов федерального бюджета(млрд. рублей)
Показатель |
2010 год |
2011 год |
|
2012 год | |||
Доходы, всего |
8 305,4 |
10 303,4 |
10 627,8 |
в %% к ВВП |
18,5 |
19,3 |
18,5 |
в том числе: |
|||
Нефтегазовые доходы |
3 830,7 |
5 228,2 |
4 942,2 |
в %% к ВВП |
8,5 |
9,8 |
8,6 |
Ненефтегазовые доходы |
4 474,7 |
5 075,2 |
5 685,6 |
в %% к ВВП |
10,0 |
9,5 |
9,9 |
Доля в общем объеме доходов, % |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
|||
Нефтегазовые доходы |
46,1 |
50,7 |
46,5 |
Ненефтегазовые доходы |
53,9 |
49,3 |
53,5 |
Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2012 годах обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи углеводородного сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП.
Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012 году по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.
Рост поступления акцизов по подакцизным товарам обусловлен планируемым внесением изменений в бюджетное законодательство в части установления норматива зачисления в доходы федерального бюджета акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в размере 60 процентов (в рамках сбалансированного предложения в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета).
В 2012 годунаблюдается рост расходов федерального бюджета как в номинальном, так и в реальном выражении (таблица 4):
Таблица 4
Динамика расходов федерального бюджета
Показатель |
2010 год |
2011 год |
|
2012 год | |||
Прирост к предыдущему году (расходы всего): | |||
млрд. рублей |
862,0 |
905,0 |
1 175,8 |
% (в номинальном выражении) |
6,4 |
8,9 |
10,7 |
% (в реальном выражении) |
1,4 |
2,3 |
4,4 |
Прирост к предыдущему году (расходы без учета
компенсации выпадающих | |||
млрд. рублей |
1 137,6 |
905,0 |
939,4 |
% (в номинальном выражении) |
8,6 |
8,9 |
8,5 |
% (в реальном выражении) |
3,5 |
2,3 |
2,4 |
Виденпереход к восстановлению использованных в период кризиса средств Резервного фонда и его пополнению за счет дополнительных нефтегазовых доходов, однако в процентах к ВВП его объем снизился (таблица 5):
Таблица 5
Объем Резервного фонда(млрд. рублей)
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Объем Резервного фонда на начало года |
1 618,9 |
775,2 |
1 408,1 |
%% к ВВП |
2,3 |
1,5 |
2,4 |
Курсовая разница |
5,5 |
-44,0 |
-3,9 |
Пополнение (использование) средств Резервного фонда |
- |
676,9 |
164,0 |
Объем Резервного фонда на конец года |
1 624,4 |
1 408,1 |
1 568,2 |
%% к ВВП |
2,3 |
2,6 |
2,7 |
Информация о работе Бюджетная политика РФ и пути ее реформирования 2014-16 года