Бюджетная политика РФ и пути ее реформирования 2014-16 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: показать особенности бюджетной политики современной России, а также сделать анализ бюджетной политики РФ на современном этапе развития.
Задачи работы:
- раскрыть социально-экономическую сущность бюджетной политики;
- показать основные направления бюджетной политики;
- проанализировать стратегию бюджетной политики России;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…
1. Методологические основы построения бюджетной политики РФ……....
1.1. Социально-экономическая сущность бюджетной политики………..….
1.2. Основные направления бюджетной политики на современном этапе…
2. Анализ бюджетной политики РФ…………………………………………
2.1. Анализ реализации бюджетной политики на федеральном уровне…..
2.2. Оценка реализации бюджетной политики на субфедеральном уровне
2.3 Направления развития и совершенствования бюджетной политики……………………………………………………………………….
Выводы и заключения……………………………………………..………….
Список литературы……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 109.79 Кб (Скачать файл)

 

Общий объем доходов, поступивших в бюджет города за 2011 год по всем источникам доходов, составил 5 млрд. 883 млн. 825 тыс. рублей.

К аналогичному периоду 2010 года произошло снижение доходов на 52 млн. 30 тыс. рублей или на 0,9% за счет уменьшения межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета на капитальный ремонт жилого фонда.

Налоговые и неналоговые доходы поступали в 2011 году достаточно стабильно, с опережением уровня прошлого года и мобилизованы в сумме 3 млрд. 902 млн.183 тыс. рублей, с ростом к уровню 2010 года на 413 млн.531 тыс. рублей или на 11,9 %. План исполнен на 101,6%.

 

Таблица 10

Структура налоговых и неналоговых доходов (тыс.рублей)

№ п/п

 Наименование доходов

2009 год 

2010 год 

2011 год 

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

Налоговые доходы:

2 182 617

2 998 849

3 348 436

+349 587

111,7

1 Налог на доходы физ.лиц

1 145664

1 831 605

2 097 544

+265 939

114,5

2 Налоги на совокупный  доход:

352065

386 858

432 540

+45 682

111,8

единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

97487

104 503

126 405

+21 902

121,0

единый налог на вмененный доход

254568

282 268

305 999

+23 731

108,4

единый сельскохозяйственный налог

10

88

136

+48

155,0

3 Налог на имущество  физ.лиц

35439

35 951

13 925

-22 026

38,7

4Земельный налог 

597346

582 808

634 192

+51 384

108,8

5Госпошлина 

57962

161 325

169 782

+8 457

105,2

Неналоговые доходы:

483 683

489 803

553 747

+63944

113,1

1 Арендная плата за  землю 

340502

352 075

386 345

+34 270

109,7

2 Доходы от сдачи в  аренду имущества 

21395

15 883

6 897

-8 986

43,4

3 Плата за негативное  воздействие на окруж. среду 

34143

32 171

33 361

+1 190

103,7

4 Доходы от реализации  имущества 

18466

11 756

17 188

+5 432

146,2

5 Доходы от продажи  земельных участков 

30841

35 504

63 917

+28 413

180,0

6 Штрафы 

32886

33 368

42 392

+9 024

127,0

Итого налоговые и неналоговые доходы

2 666 300

3 488 652

3 902 183

+413 531

111,9


Приоритетное место в доходах бюджета занимают налоговые доходы, которые составляют 85,8% налоговых и неналоговых доходов или 3 млрд. 348 млн.436 тыс. рублей. Уровень предыдущего года превышен на 11,7%, запланированные объемы – на 0,6%.

Объем неналоговых доходов вырос к уровню 2010 года на 13,1%, к плану на 1,4%.

Основной объем доходов бюджета сформировался за счет налога на доходы физических лиц (доля в налоговых и неналоговых доходах 53,8%), в бюджет мобилизовано 2 млрд. 97 млн. 544 тыс. рублей, с ростом к уровню 2010 года на 265 млн.939 тыс. рублей или на 14,5%, несмотря на снижение в 2011 году норматива отчислений с 41% до 38,9%.

Положительная динамика сложилась благодаря увеличению перечислений НДФЛ (в доле поступления в местный бюджет):

- по крупным предприятиям рост составил 18,5%, в том числе, по корпорации ОАО «КАМАЗ» на 135,6 млн. рублей, АОР «НП НЧ КБК» на 14,3 млн. рублей, группа организаций «Челны-хлеб» («ТД Челны-хлеб»+ЗАО «Челны-Хлеб») на 4,3 млн. рублей, ОАО «РИАТ» на 3,7 млн. рублей, ООО «Домостроительный комбинат» на 3,6 млн. рублей, ОАО «Соллерс-Набережные Челны» на 2,9 млн. рублей, филиал ОАО «Сетевая компания» на 2,8 млн. рублей, ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» на 1,7 млн. рублей, ЗАО «ТАТПРОФ» на 1,8 млн. рублей и др.,

- по средним предприятиям, подпадающим под мониторинг, рост  НДФЛ составил 11,5%,

- по предприятиям малого  бизнеса - 15,4%.

Вторым по значимости доходным источником являются земельные платежи – земельный налог и арендная плата за землю (доля земельного налога – 16,3%, доля арендной платы – 9,9%). Объем земельного налога составил 634 млн. 192 тыс. рублей. План исполнен на 100,1%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступление налога возросло на 8,8% (на 01.01.2011г. – 582 млн. 808 тыс. рублей), в том числе за счет увеличения налога от ряда крупных предприятий на 42 млн. 377 тыс. рублей. Для обеспечения ритмичного поступления земельного налога с крупными плательщиками (324 ЮЛ и ИП, доля земельного налога которых составляет более 80%) были подписаны гарантийные письма о ежемесячной или ежеквартальной уплате налога, т.к. с 2011 года была отменена сдача квартальных налоговых деклараций.

Арендная плата за землю мобилизована в сумме 386 млн. 345 тыс. рублей, с ростом к прошлому году на 34 млн. 270 тыс. рублей (на 9,7 %) .

11,1% собственных доходов  приходится на налоги на совокупный доход (единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единый сельскохозяйственный налог), что составляет 432 млн.540 тыс. рублей. В течение 2011 года наблюдалась положительная динамика их поступления. Увеличение к уровню прошлого года составило 45 млн. 682 тыс. рублей. Объективными причинами роста явились расширение возможностей для применения упрощенной системы налогообложения, предусмотренные законодательством, рост количества плательщиков и увеличение норматива зачисления в бюджет города единого налога на вмененный доход.

В целях осуществления мер по своевременности уплаты налогов управлением финансов ежемесячно осуществляется мониторинг уплаты основных налогов по плательщикам. По состоянию на 01.01.2012г. по НДФЛ охвачены 649 налогоплательщика (уд.вес в сумме налога – 73,5%), по земельному налогу – 533 (уд. вес – более 89,1%), по ЕНВД – 136 (уд. вес – 21,4%), по УСН – 406 (уд. вес – 35,1%).

Снижение налога на имущество физических лиц по сравнению с 2010 годом на 22 млн. 26 тыс. рублей связано с переносом срока уплаты налога за 2011 год на 2012 год не позднее 1 ноября. В течение 2011 года поступала задолженность прошлых лет и перерасчѐты по налогу, произведѐнные в 2011 году.

Наряду с налоговыми доходами источником пополнения бюджета являются неналоговые доходы. Неналоговые доходы составили в структуре собственных доходов бюджета 14,2% и мобилизованы в сумме 553 млн.747 тыс. рублей. По всем видам неналоговых доходов плановые показатели выполнены и достигнут рост к уровню прошлого года – 13,1%. Уменьшение поступлений к уровню 2010 года на 8 млн. 986 тыс. рублей (на 56,6%) отмечается только по доходам от сдачи в аренду имущества в результате изменения федерального законодательства и сокращения в 3 раза количества договоров аренды.

Из вышестоящих бюджетов поступило 1 млрд. 993 млн.844 тыс. рублей, в том числе:

- дотации на выравнивание  бюджетной обеспеченности – 9,1 млн. рублей;

- субсидии – 700,8 млн. рублей;

- субвенции на реализацию  переданных государственных полномочий  – 1 055,5 млн. рублей;

- иные межбюджетные трансферты  – 228,4 млн. рублей.

Результаты исполнения доходной части бюджета повлияли на финансирование утвержденных расходов бюджета.

Структура расходов бюджета города Набережные Челны

Расходная часть бюджета города в 2011 году исполнена на 5 млрд. 641 млн. 908 тыс. рублей. Профицит составил 241 млн. 917 тыс.рублей.

Основная доля расходов –53,9% (3 млрд . 041млн 758 тыс. рублей) - приходится на выплату заработной платы; 16,3 % (920 млн. 949 тыс. рублей) - на ЖКХ; 6,8 % (384млн. 881 тыс. рублей) - на оплату коммунальных услуг; 5,8% (328 млн.205тыс. рублей) - перечисления в ФОМС; 5,2 % (290млн. 828тыс. рублей) - на питание детей в дошкольных и общеобразовательных учреждениях; 1,5% (84млн.719тыс.рублей) – на содержание имущества бюджетных учреждений; 10,5% (590 млн.566 тыс.рублей) – прочие расходы (услуги связи, охрана, метод. литература, налоги, выплата основного долга и процентов по кредитам и.т.д.). Необходимо отметить, что социально значимые расходы составляют 71,7% всех расходов, что выше уровня 2010 года на 27%.

Анализируя финансирование социально-культурной сферы можно отметить что, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года исполнение расходов бюджета по отрасли образование выше на 20,2%, по культуре – на 42,5 %, по здравоохранению – на 9,6 %.

 

2.3 Направления  развития и совершенствования  бюджетной политики

Экономическая ситуация в стране за время, прошедшее со времени подготовки Бюджетного послания о бюджетной политике в 2010-2013 годах, заметно изменилась.

В экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.

Это во многом стало результатом последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики.

Грамотное применение инструментов бюджетной политики дало возможность сформировать необходимое для осуществления таких мер финансовое обеспечение.

Кризис высветил главную проблему, делающую российскую экономику уязвимой к колебаниям на мировых рынках, вообще к изменениям мировой экономической конъюнктуры. Экономика страны по-прежнему зависима от конъюнктуры сырьевых рынков. Пока не созданы достаточные условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической эффективности экономики и производительности труда, для развития отраслей экономики и производств, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, для реализации инновационных проектов, и в целом - для модернизации социально-экономической системы страны.

Эти особенности российской экономики обусловливают широкий спектр вызовов и рисков для ее дальнейшего развития.

Важнейшие из них связаны с опасностью, что ставшее привычным непродолжительное улучшение ситуации в экономике в результате действия преимущественно экстенсивных и временных факторов (рост цены на нефть и т.п.) приведет, как это неоднократно случалось в прошлом, к неоправданному успокоению и не позволит использовать шанс на обновление и модернизацию экономики страны.

Налоговая политика государства в долгосрочной перспективе должна быть нацелена на обеспечение условий инновационного развития экономики: мотивирование производства новых товаров, работ (услуг) и стимулирование спроса на них.

В связи с этим необходимы действия по следующим ключевым направлениям.

1. Следует поддержать  компании, где интеллектуальный  труд является основным.

Существенная часть налоговой нагрузки в таких компаниях ложится на фонд оплаты труда. Поэтому для их поддержки следует снизить на период до 2015 года, а для отдельных категорий организаций – до 2020 года совокупную ставку страховых взносов до 14 процентов в пределах страхуемого годового заработка.

2. Необходимо создать  дополнительные условия для активизации  инновационной деятельности.

В частности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций следует учитывать расходы налогоплательщиков на приобретение прав пользования программами для ЭВМ и базами данных по сублицензионным договорам, а также единовременные платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

3. В целях стимулирования  осуществления инновационной деятельности  в инновационном центре «Сколково»  следует предусмотреть для участников  проекта следующие льготы: обязательные  страховые взносы должны уплачиваться  участниками проекта по ставке 14 процентов, налог на прибыль, налог  на имущество организаций и  земельный налог – по ставке 0 процентов. Что касается налога  на добавленную стоимость, то  освобождение от его уплаты  должно осуществляться в зависимости  от выбора налогоплательщика.

4. Требуется стимулирование  энергосбережения и рационального  использования природных ресурсов.

В частности, следует более активно использовать такие инструменты государственной политики, как ускоренная амортизация вводимого энергоэффективного оборудования и предоставление инвестиционных налоговых кредитов.

Для обеспечения внедрения в экономику новых технологий целесообразно освободить от налогообложения налогом на имущество организации, работающие на энергоэффективном оборудовании, сроком на 3 года с момента ввода его в эксплуатацию. Поскольку этот налог является региональным налогом, введение дополнительных федеральных льгот должно быть компенсировано отменой иных льгот, применяемых в настоящее время.

5. Для развития социальной  сферы необходимо привлекать  частные инвестиции в системы  здравоохранения и образования. Предлагаю в этих целях освободить  от налога на прибыль (по крайней  мере, до 2020 года) работающие в данных  отраслях организации независимо  от формы собственности. При этом  соответствующие льготы должны  распространяться только на те  виды деятельности, которые носят  социально значимый характер.

6. В среднесрочной перспективе  необходимо дальнейшее расширение  и укрепление налоговой базы  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации. Круг налогоплательщиков  должен расширяться за счет  возникновения новых активных  хозяйствующих субъектов.

7. Необходимо проинвентаризировать  и оценить эффективность влияния  на социальные и экономические  процессы уже принятых налоговых  и таможенных стимулирующих механизмов.

Информация о работе Бюджетная политика РФ и пути ее реформирования 2014-16 года