Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 17:46, курсовая работа
Бюджет - схема доходов и расходов определённого лица, устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы.
Бюджет государства является связующим звеном всех финансовых отношений, в значительной мере и общества в целом. Бюджетная система как одна из основополагающих институтов определяет роль государства в развитии экономики, в обеспечении фундамента ее функционирования, включения в систему глобальных экономических связей
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
1 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ…………………………………………………………………..7
2 СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ………12
3 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ…………………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..................................
Гласность бюджетов требует доведение до граждан через средства массовой информации хода обсуждения И принятия закона о бюджете, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством.
Самостоятельность бюджетов означает, что республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы. Самостоятельность бюджетов как часть бюджетной системы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется Законом Республики Беларусь, местных бюджетов - решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятии, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсом между областями и городом Минском в целях выравнивания их экономического и социального развития. Из средств республиканского бюджета бюджетам областей и г. Минска могут выделяться дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.
Распределение доходов и расходов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска утверждается Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
В доходы республиканского бюджета включаются:
Из республиканского бюджета финансируются:
К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых па соответствующей территории.
Местные исполнительные и распорядительные органы. Советы депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты, исходя из общегосударственных интересов п интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Вмешательство любых органов в процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяются между областными, районными, городскими бюджетами, бюджетами поселков городского типа и сельсоветов в зависимости от территориального уровня местных Советов депутатов в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.
Распределение части республиканских налогов и других обязательных платежей между областными бюджетами и бюджетами районов и городов областного подчинения осуществляется областными Советами депутатов.
Распределение части республиканских налогов и других обязательных платежей между районными бюджетами, бюджетами городов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов осуществляется районными Советами депутатов. Местные Советы депутатов самостоятельно в пределах своих полномочий определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение.
В составе местных бюджетов образуются резервные и целевые бюджетные фонды, размеры которых определяются соответствующими местными Советами депутатов. [3, с. 63]
Местные исполнительные и распорядительные органы могут вкладывать имеющиеся у них временно свободные денежные средства в хозяйственную деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использовать на выдачу займов и ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Бюджетная классификация Республики Беларусь является систематизированной группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций.
Объектам бюджетной классификации присваиваются группировочные коды, основанные на их экономической характеристике.
Бюджетная классификация обеспечивает республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов, необходимую для соответствующего анализа бюджетно-финансовой политики государства. Она является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении республиканского и местных бюджетов, целевых бюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений.
Структура бюджетной классификации представлена следующими разделами:
Классификация доходов бюджета Республики Беларусь определяет все компоненты основных сводных показателей и классифицирует их по соответствующим категориям. Так, доходы разделены на две категории: текущие и капитальные.
Текущие доходы включают все доходные невозвратные поступления в бюджет, представляющие собой обязательные безвозмездные потоки средств, поступающие в сектор государственного управления, а также добровольные и компенсируемые поступления средств от предоставления государственными учреждениями услуг, штрафы и санкции, за исключением средств, полученных от других государственных органов или международных организаций.
Текущие доходы, в свою очередь, по форме, методам изъятия и содержанию подразделяют на три группы: налоговые доходы, социальные отчисления и неналоговые доходы.
Налоговые доходы определяют как обязательные денежные платежи, взимаемые в бюджет. Их классифицируют в зависимости от типа налога обложения или в соответствии с источником возникновения налоговых обязательств.
Социальные отчисления включают как обязательные, так и добровольные взносы и отчисления в фонды социальной направленности с целью создания резервов для социальной поддержки нетрудоспособной части населения.
Неналоговые доходы классифицируют по характеру самого поступления в бюджет и включают возмездные операции по прямому предоставлению государством услуг и продаже товаров, а также безвозмездные поступления в виде штрафов, санкций и т. п.
Капитальные доходы классифицируют по видам реализуемого основного капитала и подразделяют на две группы: налоговые и неналоговые доходы.
К капитальным налоговым доходам относят налоги на капитальные активы, взимаемые нерегулярно и со значительными временными интервалами.
Капитальные неналоговые доходы учитывают капитальные трансферты и реализацию нефинансовых активов.[8, c. 21]
Функциональная классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направление финансов на выполнение основных функций государства. Она представлена двумя уровнями классификационной структуры: разделами и подразделами. Первый уровень включает разделы, состоящие из подразделов, конкретизирующих направление финансов на осуществление деятельности в определенной области и образующих второй ее уровень.
Ведомственная классификация группирует расходы по отраслевому (ведомственному) признаку.
Экономическая классификация отражает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. В ней приняты следующие четыре уровня:
3.Подстатья (например, оплата труда рабочих и служащих).
4.Элемент расходов (например, основной оклад служащих).
Раздел бюджетной классификации «Финансирование бюджета» представлен классификацией источников внешнего и внутреннего финансирования дефицита бюджета Республики Беларусь.
Раздел бюджетный классификации «Государственный долг» представлен классификацией видов государственного внутреннего и внешнего долга.
Таким образом, в Республике Беларусь можно наблюдать следующую систему: общий консолидированный бюджет делится на республиканский и местные бюджеты. Каждый из видов бюджетов имеет свою роль в бюджетной системе Республике Беларусь. Часть налогов идет в республиканский бюджет, а часть в местные, причем из республиканского бюджета финансируются местные с целью уравнивания экономического состояния различных регионов.
3 Бюджетная
система Республики Беларусь:
характеристика, пути и направления совершенствования
Бюджетные отношения сопровождают движение множества денежных потоков, связанных с образованием и использованием бюджетного фонда. Управляя этими потоками, государство выстраивает бюджетные отношения в соответствии с проводимой бюджетной политикой, т. е. придает им определенные формы: налоги, сборы, трансферты и др. Бюджет становится важным элементом в системе государственного регулирования экономических и социальных процессов.
Современное государство использует бюджет для воздействия на производство, накопление, потребление и другие стороны воспроизводства.
В Республике Беларусь на начало 90-х годов пришелся переходный период от командной экономики к смешанной, характеризующейся развитием рыночной инфраструктуры, конкуренцией, разгосударствлением, созданием различных форм хозяйствования, и сопровождавшиеся спадом производства, разрывом хозяйственных связей предприятий, снижением инвестиционной активности.[8, c. 6]
Первый самостоятельный бюджет Республики Беларусь был составлен на 1991 г. исходя из принятой Верховным Советом БССР в июле 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики. В нем отражались следующие показатели:
Местные бюджеты утверждались местными Советами и включались в консолидированный (сводный) бюджет республики. В бюджете на 1991 г. еще отражались взаимоотношения с союзным бюджетом по поводу передачи в него части налога на прибыль предприятий и организаций союзного и республиканского подчинения (22%), налога с продажи (30%), других неналоговых поступлений от деятельности предприятий, объединений и организаций союзного управления, а также средств по взаиморасчетам.