Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 17:46, курсовая работа
Бюджет - схема доходов и расходов определённого лица, устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы.
Бюджет государства является связующим звеном всех финансовых отношений, в значительной мере и общества в целом. Бюджетная система как одна из основополагающих институтов определяет роль государства в развитии экономики, в обеспечении фундамента ее функционирования, включения в систему глобальных экономических связей
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
1 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ…………………………………………………………………..7
2 СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ………12
3 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ…………………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..................................
По итогам 9 месяцев 2013 года доходы консолидированного бюджета
составили 139,0 трлн. руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,7% в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 30,7 % ВВП (в январе-сентябре 2012 года – 30,6 % ВВП).
Рисунок 3.1- Диаграмма Динамика ВВП и индекса потребительских цен.
Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90 %) формируется за счет налоговых поступлений. За 9 месяцев 2013 года в бюджет поступило 122,7 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 1,1%.
Неналоговые доходы за 9 месяцев 2013 года сложились в сумме 16,1 трлн. руб. и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на 2%.
Рисунок 3.2 – Структура доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2012 - 2013 гг.
Формирование налоговых доходов за 9 месяцев 2013 года на 92,9 %
обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (33,1 %),
подоходного налога (15,9 %), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (14,7 %), налога на прибыль (14,6 %), акцизов (10,0%),
налогов на собственность (4,6 %). Изменение структуры налоговых
доходов по сравнению с 9 месяцами 2012 года вызвано, главным образом, снижением в 2013 году доли налогов от внешнеэкономической деятельности (на 3,4 п.п.) за счет снижения темпов роста ввозных таможенных пошлин, ростом доли подоходного налога (на 2,4 п.п.) за счет роста заработной платы, ростом доли акцизов (на 2,0 п.п.) за счет увеличения их ставок, а также уменьшением доли налога на прибыль (на 1,5 п.п.) за счет снижения темпов роста прибыли в экономике.
Рисунок 3.3 – Структура налоговых доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2012 - 2013 гг.
В
разрезе основных доходных
январе-сентябре 2013 года составили (изменение в реальном выражении к соответствующему периоду 2012 года): по налогу на добавленную стоимость 40,6 трлн. руб. (увеличение на 5,3%); по подоходному налогу 19,5 трлн. руб. (увеличение на 18,5%); по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 18,0 трлн. руб. (сокращение на 18,1%); по налогу на прибыль 17,9 трлн. руб. (сокращение на 8,5%); по акцизам 12,3 трлн. руб. (увеличение на 27%); по налогам на собственность 5,6 трлн. руб. (увеличение на 18,3%).
Рисунок 3.4 – Налоговые доходы консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2012 - 2013 гг.
В
структуре консолидированного
республиканского бюджета и 44,4 % доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений). Распределение доходов между уровнями
бюджетной системы по основным доходным источникам осуществляется следующим образом. По установленным нормативам между республиканским и местными бюджетами распределяются налог на добавленную стоимость, а также налог на прибыль организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь. Полностью зачисляются в республиканский бюджет акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, в
местные бюджеты – подоходный налог, налоги на собственность, а также налог на прибыль иных организаций, не указанных выше.
Рисунок 3.5 – Структура консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы за январь-сентябрь 2013 г. без учета безвозмездных
поступлений
Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2013 г.
профинансированы в сумме 132,3 трлн. руб. (на 0,8% выше уровня января-сентября 2012 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета увеличились на 1,9 п.п., составив 29,3% ВВП.
Бюджетная политика в области расходов в текущем году направлена на
повышение эффективности государственных расходов при сохранении бездефицитного бюджета с целью ограничения инфляционных процессов при обеспечении исполнения социальных обязательств государства.
Рисунок 3.6 - Параметры консолидированного бюджета
в январе-сентябре 2011-2013 гг., %ВВП
Значительную часть расходов консолидированного бюджета (31,4 трлн.
руб.) в разрезе функциональной классификации занимали
общегосударственные расходы, включающие расходы на государственную инвестиционную программу, которые составили 60,9% общегосударственных расходов. В январе-сентябре текущего года расходы
на реализацию государственной инвестиционной программы увеличились
относительно того же периода 2012 года на 32% в реальном выражении. Около 16,5% всех расходов на общегосударственную деятельность
занимали расходы по обслуживанию государственного долга. По сравнению с январем-сентябрем
Рисунок 3.7 - Исполнение консолидированного бюджета
в январе-сентябре 2011-2013 гг., трлн. руб.
Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы
(здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой
информации, образование, социальная политика), составил 55,1 трлн. руб., в том числе на образование – 22,5 трлн. руб., здравоохранение – 17,4 трлн. руб.
Расходы бюджета на национальную экономику составили 22,5 трлн. руб., или 17% всех бюджетных расходов. Более 52,1% бюджетных расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства. Государственная поддержка организаций реального сектора экономики осуществлялась, главным образом, в виде компенсации (возмещения) процентов по кредитам банков.
Рисунок 3.8 - Структура расходов консолидированного
бюджета в январе-сентябре 2011-2013 гг.,% к итогу
В разрезе экономической классификации значительная часть
бюджетных средств была направлена на выплату заработной платы и начислений на зарплату работников бюджетного сектора – 40,3 трлн. руб. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года такие расходы увеличились на 7,9% в реальном выражении, составив 30,5% от общего объема бюджетных расходов и 38,9% от текущих расходов. На капитальные расходы направлено 29 трлн. руб. бюджетных средств, или 21,9% всех расходов. По сравнению с январем-сентябрем 2012 г. капитальные расходы увеличились на 9,1%.
Рисунок 3.9 - Экономическая классификация расходов
консолидированного бюджета, % к итогу
Консолидированный бюджет в январе-сентябре 2013 года исполнен с
профицитом в размере 6,7 трлн. руб., или 1,5% ВВП (в январе-сентябре 2012
года – 1,4% ВВП), что в определенной мере было обусловлено необходимостью сдерживания бюджетных расходов с целью снижения инфляционных процессов.
Доходы государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в январе-сентябре 2013 года составили 56,7 трлн. руб., расходы – 57,1 трлн. руб.
Бюджет сектора государственного управления (консолидированный бюджет и бюджет Фонда социальной защиты населения) в январе-сентябре 2013 года исполнен с профицитом в размере 6,3 трлн. руб. (1,4% ВВП). Доходы бюджета составили 195,5 трлн. руб. (43,2% ВВП), расходы –
189,2 трлн. руб. (41,8% ВВП). [14]
Рисунок 3.10 - Бюджет сектора государственного управления
в январе-сентябре 2011-2013 гг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовав весь спектр вопросов, которые были поставлены, можно сделать выводы касательно темы курсовой работы:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ