Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 17:46, курсовая работа
Бюджет - схема доходов и расходов определённого лица, устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы.
Бюджет государства является связующим звеном всех финансовых отношений, в значительной мере и общества в целом. Бюджетная система как одна из основополагающих институтов определяет роль государства в развитии экономики, в обеспечении фундамента ее функционирования, включения в систему глобальных экономических связей
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
1 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ…………………………………………………………………..7
2 СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ………12
3 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ…………………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..................................
РЕФЕРАТ
«Бюджетная система в национальной экономике, ее функционирование и развитие (на примере Республики Беларусь)»
Объем работы 39 стр., в том числе 1 схема, 2 таблицы и 10 диаграмм.
Ключевые слова: бюджетное устройство, республиканский бюджет, местный бюджет, государственный бюджет
В курсовой работе исследуется проблема бюджетного устройства в Республике Беларусь. В курсовую работу включены следующие задачи:
В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ И
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ……………………………
2 СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ………12
3
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ПУТИ И
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…...................
ВВЕДЕНИЕ
Бюджет
- схема доходов и расходов определённого
лица, устанавливаемая на определённый
период времени, обычно на один год. Бюджет —
это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и
в макроэкономике (
Бюджет государства является связующим звеном всех финансовых отношений, в значительной мере и общества в целом. Бюджетная система как одна из основополагающих институтов определяет роль государства в развитии экономики, в обеспечении фундамента ее функционирования, включения в систему глобальных экономических связей. В тоже время бюджет, аккумулирующий государственные средства, является не только инструментом оперативного управления экономикой, решения текущих проблем, но и инструментом, закладывающим при этом основу дальнейшего развития.
Главная проблема бюджетной системы Республики Беларусь заключается, в отсутствии эффективного методологического и правового ее обустройства. Необходима осознанная управляемость бюджетного процесса, оптимизация и упрощение технологии осуществления бюджетной поддержки территории и финансирования различных сфер деятельности государства. Для этого требуется разработка и реализация концепции построения бюджетной системы, соответствующей экономическим условиям, складывающимся на ближайшие 15-20 лет, и обеспечивающей четкое, согласованное взаимодействие ее элементов. Требуются механизмы бюджетной деятельности, позволяющие достичь ее высокой результативности при минимизации издержек, органичного единства свободы и порядка, рыночных и централизованных регуляторов.
Одним
из серьезнейших факторов определяющих
достоверность бюджетного планирования
и эффективность всего бюджетного процесса,
является отсутствие реалистичной прогнозной
базы, закладываемой в основу бюджетных
законопроектов. Так называемые «сценарные
условия» развития экономики на соответствующий
период, как правило, носят вспомогательный
характер и по времени формирования существенно
отстают от сроков, необходимых для бюджетного
прогнозирования. Без соблюдения принципа
разработки бюджета исключительно на
основании прогноза социально-
экономического развития невозможно добиться
серьезной стабилизации бюджетов и финансовой
системы страны в целом.
Цель курсовой работы – изучение понятия государственный бюджет.
Предмет исследования – финансовая система государства.
Объект исследования – государственный бюджет.
Задачи, которые следует решить в ходе написания работы:
1 Бюджетная
система: сущность и принципы
построения
Для выполнения своих функций государственному бюджету требуется разветвленная сеть звеньев, которая обеспечила бы концентрацию денежных средств, финансирование программ и мероприятий на различных уровнях управления.
Организация и принципы системы бюджетов, взаимоотношения между ними, бюджетный процесс и бюджетные права входят в понятие бюджетного устройства.
Бюджетная
система государства
определяется государственным и административно-
Для целей
определения общего уровня доходов и расходов
во всей бюджетной системе или в масштабах
территории составляют консолидированные
бюджеты, представляющие собой совокупность
бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей
административно-
На случай введения в Республике Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения предусматривается возможность введения на этих территориях чрезвычайного бюджета.
В условиях интеграции различных государств и создания единых экономических пространств смогут формироваться бюджеты интеграционных союзов (например, бюджет Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации). Эти бюджеты формируются за счет взносов стран-участниц. Средства бюджета направляются на финансирование программ, в реализации которых заинтересованы обе стороны.
Структура бюджетной системы Республики Беларусь представлена на рис. 1.1
Рисунок 1.1 - Структура бюджетной системы Республики Беларусь
Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 15 июня 1997 г. № 192-3 вносит новый признак классификации - территориальный, в соответствии с которым местные бюджеты подразделяются на бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городов районного подчинения), базового уровня (районные и городские, городов областного подчинения), бюджеты областного уровня.
Под бюджетной системой Республики Беларусь понимается основанная на экономических отношениях и нормах законодательства совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов.
Бюджетная система, как любая самостоятельная управляемая система, должна основываться на определенных принципах. Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 15 июля 1998 г. устанавливает в этой связи следующие принципы: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов.[5, c. 46]
Важнейшим является принцип единства, он объединяет бюджетную систему, делает ее управляемой и централизованной.
Единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с нижнего уровня на следующий уровень бюджетов для составления сводов бюджетов Республики Беларусь, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы.
Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, предполагающем использование регулирующих доходных источников, создание резервных и целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение.
Принцип полноты бюджетной системы реализуется следующим образом: все бюджетные фонды, образующиеся на территории Республики Беларусь, включаются в соответствующие бюджеты; относительно расходов этот принцип означает, что все государственные расходы, финансируемые из основного централизованного денежного фонда государства, осуществляются через соответствующие бюджеты.
Принцип полноты можно понимать и как включение в систему доходов и расходов всех источников и направлений расходов. В этом отношении принцип полноты обеспечивается появлением новых источников доходов бюджетов. Также принцип полноты означает законность источников доходов и направлений расходов бюджета. Законодательство устанавливает, что финансы предприятий, а также иных юридических лиц не являются частью бюджета и не могут включаться в состав бюджетов органов государственной власти.
Принцип реальности бюджетной системы реализуется по нескольким направлениям. Во-первых, реальность обеспечивается ее законодательным закреплением, в силу чего она не может быть изменена любым субъектом бюджетных отношений в одностороннем порядке. Во-вторых, предусматриваемые в бюджете показатели по доходам и расходам основаны на реальных возможностях экономики произвести определенный объем валового внутреннего продукта и национального дохода. В-третьих, за всеми бюджетами закрепляются реально существующие доходные источники и те расходы, которые каждый бюджет финансирует в зависимости от своего места в бюджетной системе.
Принцип реальности бюджетной системы способствует достижению сбалансированности между доходами и расходами бюджета и является важнейшим условием бюджетного планирования.
Принцип самостоятельности бюджетной системы также реализуется по нескольким направлениям. Прежде всего, он может быть реализован в силу того, что законодательство наделяет субъектов бюджетных отношений определенными правами и основным из них правом на бюджет. Это также означает, что самостоятельность не должна абсолютизироваться, так как все субъекты реализуют свои права в установленных законом рамках. Принцип самостоятельности обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования. Таким образом, республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжается соответствующий орган власти.[4, c. 21]
Принцип гласности в бюджетной деятельности обеспечивается через обязанность участвующих в бюджетном процессе субъектов делать это открыто, что достигается всесторонним обсуждением проектов бюджетов на будущий год. В этом принимают участие все заинтересованные стороны.
Стали нормой трансляции по телевидению дебатов при обсуждении проектов на заседаниях Парламента, выступления в печати по поводу бюджета; регулярно публикуются Закон Республики Беларусь «О государственном бюджете на очередной бюджетный год», декреты Президента Республики Беларусь об уточнении показателей бюджета Республики Беларусь.
Принцип сбалансированности предусматривает взвешенное соотношение доходов и расходов бюджета.
2 Структура
бюджетной системы и ее
В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.
Консолидированный бюджет представляет собой совокупность
бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей
административно-
Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района).
Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области).
Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики.
Министерство финансов Республики
Беларусь и местные финансовые органы ежегодно
составляют консолидированные бюджеты
Республики Беларусь и ее административно-
Бюджетная система организуется на основании следующих принципов: единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.
Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение.
Полнота бюджетов достигается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных и платежей иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.
Реальность бюджетов означает финансирование расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.