Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 15:18, курсовая работа
В данной курсовой работе мне хотелось бы раскрыть роль бюджетно- налоговой политики в государственной экономике и рассмотреть её цели и структуру. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования.
Введение
3
1.
Бюджетно-налоговая политика
1.1.
Понятие фискальной политики
4
1.1.1.
Цели бюджетной политики
4
1.1.2.
Инструменты бюджетно-налоговой политики
4
1.2.
Налоги
4
1.2.1.
Функции налогов
5
1.2.2.
Виды налогов
5-6
1.2.3.
Развитие концепции налогообложения
6-7
1.2.4.
Принципы налогообложения
7-8
1.2.5.
Система выплаты налогов
8-9
1.2.6.
Тяжесть налогообложения. Кривая Лаффера.
9-10
1.3.
Государственные расходы
10
1.3.1.
Государственные расходы и совокупный спрос
10-11
1.3.2.
Воздействие фискальной политики на уровень ВНП
11-12
1.3.3
Мультипликатор государственных расходов
12
1.3.4.
Действие фискальной политики в экстремальных ситуациях: ликвидная ловушка и классический случай
13
1.4.
Дискреционная и недискреционная фискальная политика
13
1.4.1.
Дискреционная фискальная политика
13-14
1.4.2.
Недискреционная фискальная политика
14-15
1.5.
Механизм реализации бюджетно-налоговой политики государства
15
1.5.1.
Вмешательство государства в бюджетно-налоговую политику
15
1.5.2.
Направления совершенствования налоговой системы
15
2.
Налоги в Российской Федерации
2.1.
Классификация налогов
16-19
2.2.
Основные виды налогов
19-22
2.3.
Налоговая система РФ
22-26
2.4.
Направления развития современной налоговой системы РФ
26
Заключение
27
Список используемой литературы
28
Однако не следует думать, что снижение ставки налогов должно сразу же дать эффект роста валового национального продукта. Последний происходит только при расширении инвестиционного процесса, особенно, когда появляется спрос на основной капитал. Спрос же на него варьируется в течение цикла, а в стадии депрессии может вовсе исчезнуть. Это значит, что результаты снижения ставок налогов в депрессивной ситуации могут проявиться лишь через годы.
1.3. Государственные расходы.
Наряду с налогами важнейшим инструментом
воздействия государства на развитие
экономики являются государственные расходы.
Через систему расходов происходит перераспределение
значительной части национального дохода,
осуществляется реализация экономической
и социальной политики государства.
Все расходы можно подразделить на следующие
группы:
— военные;
— экономические;
— на социальные цели;
— на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;
— на содержание аппарата управления.
1.3.1. Государственные расходы и совокупный спрос.
Прежде чем перейти к рассмотрению этого вопроса, нужно остановиться на ряде ограничений.
- Во-первых, нужно брать в расчет государственные закупки по импорту и экспортные поставки.
- Во-вторых, нужно исходить из того, что государственные расходы не оказывают воздействия на потребление и инвестиции.
- В-третьих, налоги рассмотрим, как налоги на доход населения.
Исходя из данных ограничений влияния фискальной политики на совокупный спрос, предположим, что налоги равны нулю. По оси Х отложим величину ВНП, по оси Y - совокупные расходы, которые состоят из расходов населения, предприятий и государства на приобретение материальных благ и услуг. Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятиями и государством, т. е. будет равна их расходам, можно графически изобразить в виде прямой линии, идущей к оси Х под углом 45°. В любой точке этой прямой совокупные расходы равны ВНП в этой точке. Теперь введем график потребления СС. Точка А показывает то состояние, когда расходы населения равны его потреблению. В результате закупок предприятий спрос на рынке увеличивается на величину инвестиций C+I. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения и инвестициям предприятий. В точке В достигается такое состояние, когда на весь произведенный ВНП в объеме ОВ - будет предъявлен спрос населения и предприятий. Введение государственных расходов, которые оказывают воздействие, подобное потребительским расходам и инвестициям, вызовет перемещение точки макроэкономического равновесия вверх по линии 45°.
Рис. 2 Влияние государственных расходов на совокупный спрос.
Государственные расходы увеличивают величину совокупных расходов на рынке и стимулируют рост совокупного спроса, а, следовательно, стимулируют производство ВНП. В результате государственных закупок спрос увеличивается на величину государственных расходов под эти закупки. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения, инвестициям предприятий и государственным расходам и будут представлены графически в виде прямой C+I+G. Расстояние между C+I+G и С+I показывает величину государственных расходов на товары и услуги. Таким образом, государственные расходы оказывают точно такое же влияние на совокупный спрос, что и потребительские расходы и инвестиции. Точка Е показывает равновесный уровень ВНП, при котором общие расходы равны объему производства. Исходя из данных рассуждений можно записать, что BHП=C+I+G, где С - потребительский расход населения, I - инвестиции предприятия, G - государственные расходы на закупку товаров и услуг. Фискальная политика воздействует, прежде всего, на совокупный спрос. Рост правительственных расходов повышает совокупный спрос, стимулирует выпуск продукции.
1.3.2. Воздействие фискальной политики на уровень ВНП.
Более высокий уровень ВНП увеличивает процентную ставку на фондовых рынках, которая, снижая действенность фискальной политики, снижает уровень инвестиционных расходов. Фискальная политика, таким образом, воздействует на товарные рынки, сдвигая кривую IS, которая демонстрирует равновесие на товарных рынках. При неизменной ставке процента более высокий уровень государственных расходов будет увеличивать уровень совокупного спроса. Покрывая рост спроса, выпуск продукта должен увеличиваться. Это отражается сдвигом IS в положении IS'.
Рис. 3 Воздействие фискальной политики на уровень ВНП
Экспансионистская фискальная политика сдвигает кривую IS вверх вправо, она увеличивает равновесный доход, но растет и равновесная ставка процента.
Если экономика первоначально находилась в равновесии в точке Е, то мы движемся (при постоянной ставке процента) к точке Е". В точке Е" рынок товаров находится в равновесии, плановые расходы равны выпуску продукции.
Но на фондовом рынке нет равновесия. Доход увеличивается и, следовательно, спрос на деньги становится выше. При ставке процента io спрос на деньги превышает предложение денег. Этот избыток спроса на реальные денежные балансы увеличивает ставку процента. Но когда ставка процента растет, частные расходы сокращаются. Фирмы снижают планируемые инвестиции и, таким образом, совокупный спрос понижается. Регулирование завершается в точке Е', где и товарный, и денежный рынки находятся в равновесии - это новая точка равновесия. Сравнивая положение в точке Е' с первоначальным равновесным положением Е видно, что рост государственных расходов увеличивает и доход, и ставку процента.
1.3.3. Мультипликатор государственных расходов.
Итак, государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения. Подобно инвестициям, они также обладают мультипликационным или множительным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и.т. д. потребительских расходов, а также приводят к множительному эффекту самих инвестиций. Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов на закупку товаров и услуг:
MPG =
Покажем суть этого мультэффекта. Предположим, что при данном уровне потребления, инвестиций и государственных расходов равновесное состояние макроэкономики достигается в точке Е при объеме ВНП, равном 60 млрд. р.
Рис. 4. Мультипликатор государственных расходов
Пусть объем государственных расходов вырос на 10 млрд. р., следовательно прямая
С+ I + G сдвигается вверх на 10
млрд. р. Теперь состояние макроэкономического
равновесия будет достигаться в точке
Е1, в которой ВНП уже составляет 80
млрд. р. Таким образом, приращение государственных
расходов на 10 млрд. р. привело к увеличению
ВНП на 20 млрд. р. Исходя из этого можно
сказать, что МРG в данном случае равен
2. По сути дела, МРG по своей модели полностью
совпадает с мультипликатором инвестиций.
И если исходить из того, что МРС=1/2, то МРG= I /(I-
Таким образом, рост объема государственных закупок увеличивает равновесный уровень выпуска продукции. Подобный механизм влияния государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И, наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного проса и выпуска продукции.
14. Действие фискальной
политики в экстремальных
Ликвидная ловушка — макроэкономическая с
Классический случай и эффект вытеснения частных инвестиций. Рассмотрим, что собой представляет эффект вытеснения. Эффект вытеснения возникает тогда, когда в результате экспансионистской фискальной политики ставка процента повышается до такого размера, что уменьшаются частные расходы, особенно инвестиции. Эффект вытеснения означает снижение частных расходов (особенно инвестиций), в соответствии с ростом ставки процента в случае фискальной экспансии. В экономике с недоиспользованными ресурсами не может наблюдаться полный эффект вытеснения. Если фискальная экспансия увеличит ставку процента, то и доход также увеличится. Рост совокупного спроса вызывает увеличение дохода, а с увеличением дохода увеличивается уровень сбережений. Это расширение сбережений делает возможным финансирование дефицита бюджета без полного вытеснения частных инвестиций.
При неполной занятости и, следовательно, при возможности увеличения выпуска продукта, ставка процента может и не расти, т. е. нет и вытеснения (что верно для случая, когда монетаристские авторитеты приспосабливают финансовую экспансию к росту денежного предложения).
15. Дискреционная и
15.1. Дискреционная фискальная политика.
Под дискреционной фискальной
политикой понимается сознательное манипулирование
налогами и правительственными расходами
с целью изменения реального объема национального
производства и занятости, контроля над
инфляцией и ускорения экономического
роста. В рамках дискреционной политики
рассматриваются различные социальные
программы, государственная программа
занятости, изменения налоговых ставок.
Государственная программа занятости
является одной из мер в борьбе с безработицей
и стабилизации экономики. Осуществляется
эта программа за счет средств государства
и местных органов власти. Например, широкое
применение в рыночной экономике в период
кризиса 1929-1933 гг. нашла программа организации
общественных работ. По этой программе
государство за счет бюджетных средств
организовало различные виды работ для
населения по принципу «лишь бы занять»
— иногда одни копали ямы, а другие их
закапывали. Поэтому довольно часто,
с точки зрения экономики, эти программы
были малоэффективны. Главная задача этих
программ состояла в том, чтобы стимулировать
совокупный спрос и снять социальное напряжение
в обществе в условиях массового роста
безработицы. Поскольку эти программы
довольно расточительны, гораздо эффективнее
проводить регулярную антициклическую
политику, чем бороться с последствиями
кризиса не самым эффективным способом.
Конечно, эти программы занятости могут
модифицироваться. Так, для роста занятости
можно поощрять мелкие предприятия, обеспечивающие
максимальную занятость на своем производстве.
Такая практика используется в Китае.
В условиях нормального экономического
развития правительство должно иметь
стратегическую и четкую программу в области
занятости, чтобы эффективно использовать
ее в условиях спада, когда люди теряют
работу. Программы занятости обычно носят
довольно гибкий характер. Весьма эффективны
они в том плане, что в отличие от программ
общественных работ требуют меньше затрат
и могут применяться местными властями
на каком-либо локальном рынке.
Расходы на социальные программы включают в себя выплаты пенсий, различные программы помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и т. д. Эти программы позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения. Главным недостатком всех этих программ является то, что они вводятся в условиях спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме.
Изменение налоговых ставок, с этой точки зрения, является более эффективным инструментом в стремлении стабилизировать экономику. Так, снижение ставок подоходного налога в условиях кратковременного спада может удержать доходы от сокращения, предотвращая тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы. Но есть здесь и недостаток. Временное снижение налогов не всегда приемлемо для борьбы со спадом, так как в демократическом обществе, как правило, сложнее повысить налоги после преодоления спада, гораздо проще бывает организовать политические настроения на борьбу с безработицей, чем на борьбу с инфляционным разрывом и чрезмерной занятостью.
Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру. Однако узнать, во что выльются возникшие тенденции макроэкономики, полностью не удается. Поэтому правительство не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с известным запозданием. Образуется временной лаг между необходимостью настройки экономических рычагов фискальной политики и принятием решений правительства.
Запаздывание действия необходимых рычагов дискреционной политики связано также с обычными административными процедурами по организации мероприятий, обусловленных проведением новой хозяйственной политики.
Эффект от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что вложения средств в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени.
Отмеченные запаздывания, временные лаги, между периодом возникновения потребности в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются друг на друга. Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать.
15.2. Недискреционная фискальная политика.