Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 15:18, курсовая работа
В данной курсовой работе мне хотелось бы раскрыть роль бюджетно- налоговой политики в государственной экономике и рассмотреть её цели и структуру. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования.
Введение
3
1.
Бюджетно-налоговая политика
1.1.
Понятие фискальной политики
4
1.1.1.
Цели бюджетной политики
4
1.1.2.
Инструменты бюджетно-налоговой политики
4
1.2.
Налоги
4
1.2.1.
Функции налогов
5
1.2.2.
Виды налогов
5-6
1.2.3.
Развитие концепции налогообложения
6-7
1.2.4.
Принципы налогообложения
7-8
1.2.5.
Система выплаты налогов
8-9
1.2.6.
Тяжесть налогообложения. Кривая Лаффера.
9-10
1.3.
Государственные расходы
10
1.3.1.
Государственные расходы и совокупный спрос
10-11
1.3.2.
Воздействие фискальной политики на уровень ВНП
11-12
1.3.3
Мультипликатор государственных расходов
12
1.3.4.
Действие фискальной политики в экстремальных ситуациях: ликвидная ловушка и классический случай
13
1.4.
Дискреционная и недискреционная фискальная политика
13
1.4.1.
Дискреционная фискальная политика
13-14
1.4.2.
Недискреционная фискальная политика
14-15
1.5.
Механизм реализации бюджетно-налоговой политики государства
15
1.5.1.
Вмешательство государства в бюджетно-налоговую политику
15
1.5.2.
Направления совершенствования налоговой системы
15
2.
Налоги в Российской Федерации
2.1.
Классификация налогов
16-19
2.2.
Основные виды налогов
19-22
2.3.
Налоговая система РФ
22-26
2.4.
Направления развития современной налоговой системы РФ
26
Заключение
27
Список используемой литературы
28
Для успешного функционирования налоговой системы государства необходимо постоянно совершенствовать законодательную технику в соответствующей области.
2.4. Направления развития современной налоговой системы России.
В настоящее время одним из главных препятствий
на пути развития экономики и предпринимательства
является несовершенство налоговой системы
России. Она формировалась в условиях
спада производства и инфляции, имеет ярко выраженный фискальный
интерес, и роль регулирующей функции
в ней значительно принижена.
Важнейшим принципом налоговой системы
должен быть приоритет производства над
интересами бюджета. Однако налоговая
политика правительства постоянно вытесняет
капиталы из производственного сектора
и не позволяет развиться нормальному
инвестиционному процессу. Сформировавшаяся
система налогообложения, по сути, блокирует
важнейший источник внутренних инвестиций
- добавочный доход. В результате наблюдается
постоянный отток национального капитала
за рубеж и низкий встречный поток иностранного
капитала.
Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения являются стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и поиски способов для снятия всех налоговых преград на пути экономического роста.
В «Концепции среднесрочной программы
Правительства РФ на 1997-2000 годы - структурная
перестройка и экономический рост» определены
приоритетные направления налоговой политики России, которые
сводятся к созданию стабильной и ясной
налоговой системы и формированию стимулов
к повышению собираемости налогов. Поставленная
в программе цель — создание благоприятных
условий для повышения эффективности
производства и укрепления доходной части
бюджета - реализуется в трех направлениях.
Первое направление достижение
стабильности и определенности налоговой
системы.
Основными способами реализации являются:
• определение исчерпывающего перечня налогов и сборов;
• установление предельных ставок региональных и местных налогов;
• отказ от практики применения в качестве объекта налогообложения выручки от реализации;
• сокращение числа налогов:
• устранение противоречий налогового и иных видов законодательства;
• выравнивание условий налогообложения за счет сокращения налоговых льгот:
• упорядочение системы ответственности за налоговые правонарушения.
Второе направление касается фискальных стимулов и предусматривает следующие меры:
• введение дифференциации акцизов на продукцию добывающих отраслей;
• введение рыночного механизма налогообложения недвижимости;
• постепенное снижение налогового бремени на предприятия, перенос части налоговой
нагрузки со сферы производства в сферу обращения;
• применение агрегированного налогообложения субъектов малого бизнеса.
Третье направление налоговой политики находится в области повышения собираемости налогов. Это:
• последовательный переход к исчислению налогов по отгрузке;
• налогообложение у источника выплаты:
• введение механизма реального контроля доходов физических лиц;
• совершенствование методов банковского контроля;
• усиление контроля и ответственности за неполное отражение в бухгалтерской
отчетности операций по наличному денежному обращению;
• предоставление льгот лишь при условии полной уплаты налогов в предыдущем году.
Заключение.
Подводя итоги рассмотрения бюджетно-налоговой
политики, я пришла к выводу, что воздействие
на экономику государственных расходов
и налогов противоречиво: с одной стороны,
государственные расходы создают дополнительный
платёжеспособный спрос и тем самым позволяют
стимулировать экономический рост, но
с другой стороны, используемое для этой
цели налогообложение населения может
сокращать его потребительский спрос.
Государство пытается вовлечь в оборот
временно свободные средства, создать,
посредством перераспределения оптимальные
условия для воспроизводственного процесса.
Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.
Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.
На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.
В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.
Однако не во всех странах бюджетно-налоговая политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит. В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным.
Я считаю, что необходимо совершенствовать бюджетный механизм и укреплять его доходную базу для укрепления денежного обращения и финансового положения. Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования. Налоговая система России довольно молода. Концепция ее построения базировалась на отказе от идеи отмены налогов, на формировании целосной системы, охватывающей обложение доходов, имущества и потебления и способствующей становлению рыночных отношений. Вместе с тем она базировалась в основном на зарубежном опыте, так как в период ее создания отечественного опыта налогообложения в условиях перехода от гсударственной экономики к рыночной не было. Поэтому к настоящему времени в РФ сложилась налоговая система, которая не может считаться окончательной и постоянно находится в процессе развития.
Подводя итоги, хочу отметить, что проблема налогообложения, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному и не побоюсь этого слова процветающему образу жизни всех субъектов государства.
Список использованной литературы.
1. Бункина М.К. Национальная экономика. Уч.пособ. – М.: Дело, 1997. – 272 с.
2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учеб. – М.: Издательство «ДИС», 1997. – 320 с.
3. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. – М.: «ИНФРА-М», 1996. – 560 с.
4. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. – С-Пб., 1994. – 406 с.
5. Ивашевский С.Н. Макроэкономика: Учеб. – 2-е изд., испр., доп. – М.:Дело, 2002. – 472 с.
6. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учеб. – М.: Юристъ, 2000. – 861 с.
7. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – М.: «ВЛАДОС», 1997. – 384 с.
8. Луссе А. Макроэкономика: Краткий курс/Учеб.пособие. – СПб: Изд-во «Питер», 1999. – 240 с.
9. Макроэкономика: Учеб.пособие/Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 2-е изд., перераб. – Мн.:БГЭУ, 2000. – 214 с.
10. Макроэкономика: Учеб.пособие/Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244с.
11. Мясникова А.В. Налоги: принципы, функции, законодательство// Государство и право №9/2002 г.
12. Налоги: учеб.пособие/Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 544 с.
13. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство/под ред. Е.Н. Евстигнеева. – СПб: Питер, 2000. – 320 с.
14. Налоги и налоговое право: Учеб.пособие/Под ред. А.В. Брызгалина. – М.: «Аналитика Пресс», 1997. – 600 с.
15. Экономическая теория/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учеб.для вузов. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, изд-во «Питер», 2000. – 544 с.