Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 15:18, курсовая работа
В данной курсовой работе мне хотелось бы раскрыть роль бюджетно- налоговой политики в государственной экономике и рассмотреть её цели и структуру. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования.
Введение
3
1.
Бюджетно-налоговая политика
1.1.
Понятие фискальной политики
4
1.1.1.
Цели бюджетной политики
4
1.1.2.
Инструменты бюджетно-налоговой политики
4
1.2.
Налоги
4
1.2.1.
Функции налогов
5
1.2.2.
Виды налогов
5-6
1.2.3.
Развитие концепции налогообложения
6-7
1.2.4.
Принципы налогообложения
7-8
1.2.5.
Система выплаты налогов
8-9
1.2.6.
Тяжесть налогообложения. Кривая Лаффера.
9-10
1.3.
Государственные расходы
10
1.3.1.
Государственные расходы и совокупный спрос
10-11
1.3.2.
Воздействие фискальной политики на уровень ВНП
11-12
1.3.3
Мультипликатор государственных расходов
12
1.3.4.
Действие фискальной политики в экстремальных ситуациях: ликвидная ловушка и классический случай
13
1.4.
Дискреционная и недискреционная фискальная политика
13
1.4.1.
Дискреционная фискальная политика
13-14
1.4.2.
Недискреционная фискальная политика
14-15
1.5.
Механизм реализации бюджетно-налоговой политики государства
15
1.5.1.
Вмешательство государства в бюджетно-налоговую политику
15
1.5.2.
Направления совершенствования налоговой системы
15
2.
Налоги в Российской Федерации
2.1.
Классификация налогов
16-19
2.2.
Основные виды налогов
19-22
2.3.
Налоговая система РФ
22-26
2.4.
Направления развития современной налоговой системы РФ
26
Заключение
27
Список используемой литературы
28
Подоходный налог с физических лиц.
Доходы граждан (физических лиц) облагаются налогами в соответствии с законом «О подоходном налоге с физических лиц».
Физические лица - резиденты РФ (имеющие постоянное место жительства
в РФ) подлежат обложению налогом по всем
своим доходам, полученным как в России,
так и за ее пределами. Нерезиденты облагаются
налогом только по доходам из источников,
находящихся в РФ. Резидентство физического
лица рассчитывается для каждого отчетного
налогового периода, который совпадает
с календарным годом. Лицо, проведшее на
территории РФ 183 или более дней в данном
календарном году, считается резидентом
РФ для целей налогообложения в этом году.
Все прочие лица считаются нерезидентами
РФ.
В налогооблагаемую базу включаются как
доходы, полученные в денежной форме, так
и любые выгоды и компенсации, получаемые
в натуральном виде. Последние подлежат
зачету в состав доходов лица по текущим
рыночным ценам.
Доходы, получаемые от работы по найму, подлежат включению в налогооблагаемую базу в полном размере: доходы получаемые от предпринимательской деятельности, рассчитываются по методу чистой прибыли - в основном по нормам и в порядке, предусмотренном при исчислении налога на прибыль. Работа по авторским договорам, выполняемая в течение нескольких лет, распределяется в целях налогообложения на число лет, указанных в авторском договоре. При отсутствии указаний на число лет в договоре автор может распределить сумму полученного вознаграждения на период не более трех лет. Целый ряд различного рода пособий, компенсаций и выплат не учитывается в составе облагаемого дохода граждан и не подлежит обложению подоходным налогом. Среди них:
· пенсии и различные пособия по социальному
страхованию и социальному обеспечению,
· выплаты командировочных,
· проценты по вкладам в банках (в пределах
процентной ставки ЦБ РФ) и т.д.
Не облагаются подоходным налогом зарплата
и оклады военнослужащих, войск МВД и налоговой
полиции. В пределах установленных лимитов также освобождаются
от налогообложения стоимости призов,
полученных на конкурсах, подарков, выдаваемых
предприятиями, и суммы материальной помощи,
оказываемой за счет предприятий. Для всех
налогоплательщиков установлены также
твердые скидки: из налогооблагаемого
дохода в порядке необлагаемого минимума
(в размере ежемесячной минимальной зарплаты)
и на иждивенцев (минимальная месячная
зарплата на каждого иждивенца). Расчет
налога производится на основе годового
дохода. С доходов, выплачиваемых в виде
заработной платы, и с некоторых других
доходов налог удерживается при выплате
дохода. Для граждан, получающих только
заработную плату в одном месте, такая
уплата налога является окончательной,
остальные обязаны представлять налоговую
декларацию. Срок представления декларации
— до 1 апреля года, следующего за отчетным. Нерезиденты,
не осуществляющие предпринимательской
деятельности в России, но получающие
доходы из источников в России, не представляют
налоговые декларации, и налог с них удерживается
у источника по единой ставке, равной 20%.
Налог на добавленную стоимость.
Налогом на добавленную стоимость облагаются продажи товаров и оказание услуг (выполнение работ) на территории РФ, а также импорт товаров и услуг в РФ. Экспорт товаров и услуг от НДС освобождается.
Плательщиками НДС считаются любые предприятия и организации, осуществляющие продажи товаров, оказание услуг или выполнение работ в рамках своей предпринимательской деятельности. Предприятиями для целей обложения НДС признаются любые лица, как юридические, так и физические, которые выполняют вышеуказанную деятельность от своего имени и в свою пользу.
Стандартная ставка НДС составляет 20%. Основные пищевые товары и товары для детей облагаются по пониженной ставке, равной 10%. Освобождены от НДС следующие виды деятельности: оказание банковских услуг, страхование, медицинские услуги, образование, услуги в сфере культуры, пассажирские перевозки, продажа почтовых марок и конвертов и др.
Подлежащий внесению в казну НДС рассчитывается как разность между НДС, полученным от покупателей товаров (услуг, работ) по выставленным на них счетам-фактурам (в которых НДС должен указываться отдельной суммой), и НДС, уплаченным поставщикам за приобретенные ресурсы, используемые в производстве (товары, материалы, услуги или работы).
Другие налоги.
Налоги на имущество предусмотрены как для предприятий, так и для физических лиц. Налог на имущество предприятий взимается с балансовой стоимости имущества предприятий. Расчет налога ведется на основе среднегодовой стоимости имущества, при этом из состава имущества предприятия исключается стоимость принадлежащей ему земли, объектов жилого фонда и социально-культурной сферы, а также линий связи и энергопередачи, путей сообщения, продуктопроводов и т.д. Ставка налога устанавливается властями соответствующей республики (области), но не свыше 0,5% налогооблагаемой базы. От уплаты налога освобождены бюджетные организации, сельскохозяйственные и рыбодобывающие предприятия, религиозные объединения и имущество, используемое для нужд народного образования и культуры.
Налогом на имущество физических лиц облагаются находящиеся в их собственности жилые дома и другие помещения и сооружения, а также водные и воздушные моторные суда и транспортные средства.
Ставка налога для строений и помещений составляет 0,1% их инвентаризационной стоимости, для транспортных средств ставка налога определяется расчетным путем исходя из мощности двигателя. От уплаты налога освобождены пенсионеры и участники войн.
Налог на землю взимается с собственников земельных участков. Ставки налога устанавливаются на уровне республик и областей и различаются в зависимости от качества земли и условий хозяйствования.
Акцизы вводятся федеральным законом как средство
обложения продаж так называемых подакцизных
товаров - вино-водочных изделий, пива,
табака, шоколада, икры осетровых и лососевых
рыб, автомобилей, ювелирных изделий, мехов
и т.д. Акцизы также установлены для определенных
видов минерального сырья. Ставки акцизов
различаются в зависимости от вида товара,
наиболее высокие - для алкогольных напитков
и ювелирных изделий.
Ряд налогов взимается в целях формирования внебюджетных фондов.
Предприятия выплачивают взносы в пенсионный и другие фонды социального страхования и социального обеспечения. Эти взносы устанавливаются в форме начислений на фонд заработной платы и составляют от 28% (взносы в пенсионный фонд) до 1,5% (по страхованию от безработицы). Общая сумма таких начислений составляет около 40% фонда заработной платы. Из зарплаты работников также удерживается еще 1% - как взнос в пенсионный фонд. (табл.1, приложение 1)
Для формирования внебюджетного дорожного фонда установлен ряд налогов, важнейшие среди которых следующие: налог на пользователей автомобильных дорог (ставка равна 2,5% суммы общего оборота (выручки) предприятия), налоги на владельцев автотранспортных средств и на продажи автомобилей.
Предприятия облагаются также налогом на содержание социальной сферы. Ставки налога устанавливаются на уровне местных органов власти, в московском регионе ставка этого налога составляет 1,5% оборота (выручки) предприятия.
Таможенные пошлины. Экспорт товаров, как правило, таможенными пошлинами не облагается. Импортные пошлины составляют от 5 до 100% фактурной стоимости ввозимого товара. Наиболее высокими пошлинами облагается ввоз легковых автомобилей, алкогольных напитков, пива, табачных изделий. Для товаров из развивающихся стран применяются пониженные ставки таможенных пошлин, для товаров с неподтвержденной страной происхождения ставки таможенных пошлин удваиваются.
В случае нарушения налогового законодательства предусмотрены разнообразные виды санкций — от штрафов, составляющих до 100% суммы укрытого от налогообложения дохода, до тюремного заключения в особо серьезных случаях.
2.3. Налоговая система РФ.
В условиях рыночных отношений и особенно
в переходный к рынку период налоговая
система является одним из важнейших экономических
регуляторов, основой финансово-кредитного
механизма государственного регулирования
экономики.
Различные страны строят свою налоговую
систему на базе общепринятых принципов
экономической теории о справедливости
и эффективности налогообложения, с учетом
новейших научных достижений. Однако принципы
построения налоговой системы в целом
неоднозначны и во многом зависят от приверженности
той или иной теории. Взимаемые в установленном
законодательством порядке налоги, сборы,
пошлины и другие налоговые платежи в
совокупности образуют основу любой налоговой
системы. Но налоговые системы существенно
отличаются друг от друга по набору налогов,
их видам и структуре, способам взимания,
базе, ставкам, льготам и фискальным полномочиям
различных уровней власти. Поэтому на
практике они предстают в виде многообразных
форм с множеством национальных особенностей.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны.
История налогообложения.
Государство не может существовать без налогов. Это знали еще в древности, изобретая самые причудливые формы налогообложения. Отметим некоторые крупные вехи в истории налогообложения в России.
В XV в. возникло посошное обложение, и соха превратилась в своего рода налоговую единицу. В правление Ивана ΙV в связи с организацией стрелецких полков в качестве податной единицы была введена «большая московская соха», и размер налога стал зависеть от земельной площади и численности рабочих рук в подворье. Кроме того, возникли так называемая пищальная подать и налоги на городское и засечное дело, связанные с потребностями укрепления границ.
Заметную роль в совершенствовании российского налогообложения сыграла деятельность Б.И. Морозова (1590-1661) - крупного землевладельца, удачливого предпринимателя, правителя финансов при царе Алексее Михайловиче Романове. Посошная подать была преобразована в подворную и “живую четверть”, предполагавшую в качестве субъекта налогообложения крестьянский двор, были также введены чрезвычайные меры по контролю за взиманием податей, ужесточены наказания за неплатежи. В то же время увеличение налоговых поступлений проводилось главным образом за счет изъятия льгот - так называемых “тарханов”, которыми пользовались монастыри, некоторые купцы и иностранные гости. В 1648 г. Морозов повышает косвенные налоги на предметы потребления и вводит печально знаменитый в России налог на соль. При Петре 1 подворное, или подымное, или поворотное, налогообложение было заменено подушным. Для этого провели перепись населения мужского пола. Размер податей устанавливался исходя из потребностей на содержание армии и управления. В 1724 г. с крепостного крестьянина брали 74 коп., с казенного - 1 руб. 14 коп., так как он не платил повинностей помещику, и с городских людей - 1 руб. 20 коп. М.Д. Чулков (последняя треть XVΙΙΙ в.) предлагал налагать подать на лица по “имению и прибытку каждого подданного”. Ориентация на имущественный и подоходный налоги была, безусловно, прогрессивной, она опережала воззрение на этот предмет Сперанского и декабристов.
К числу экономистов-реформаторов ХIХ в. принадлежал и Николай Иванович Тургенев (1789—1827), который предлагал ввести систему налогообложения, основанную на принципах А. Смита. Налоги должны взиматься со всех граждан соразмерно с их доходами; размер и условия оплаты налогов должны быть точно определены и известны как плательщику, так и сборщикам; время платежа должно устраивать плательщика; издержки по сбору налогов должны быть незначительными. Налоги не должны мешать накоплению капитала и возрастанию производства. Тургенев разделял налоги на три категории: от земли, от доходов на капитал и от трудовых результатов. Он высказывал мысль о том, что налоги на заработную плату не должны уменьшать ее реальную величину, т.е. меняться в зависимости от спроса на труд. Точно так же и налоги на доходы от капитала должны зависеть от рыночной конъюнктуры и возможности переложить их на цену. Налог не должен затрагивать капитал. Подобный же подход Тургенев распространяет на пошлины, на налогообложение операций с ценными бумагами, на куплю-продажу недвижимости и т.д.
Современная налоговая система.
Современная налоговая система России сложилась в основном на рубеже 1991-1992 гг., в период кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отставание опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране – все это непосредственно повлияло на ее становление. Существующая российская налоговой система создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике система налогообложения. Однако основные элементы российской налоговой системы не копировались полностью с западных образцов, а формировались с учетом национальной специфики.
Правовая база налогообложения в РФ начала формироваться с 1991 г. Но, как показала практика, она оказалась далека от совершенства. Поэтому более десяти лет ведутся острейшие дискуссии по поводу действующей системы налогообложения. Полемикой охвачена как экономическая сторона налоговой системы: ее чрезмерная обременительность, превалирование фискальной функции налогов над регулирующей, так и правовая сторона. К сожалению, нормы налогового законодательства страдают нечеткостью, нестабильностью и даже противоречивостью. Это сказывается и на непонимании гражданами налогового законодательства, и на выполнении своих конституционных обязанностей, на мерах ответственности, применяемых за нарушение законодательства о налогах, и на пополнении доходной части бюджета, а значит, на уменьшении дефицита бюджета, а также на составлении бюджета каждой семьи.
Существует два мнения по поводу действующей налоговой системы России. Согласно первому, она в целом отвечает коренным преобразованиям в экономике, но требует революции в Российском налоговом законодательстве. В противоположность этому, по мнению других, налоговая система не отвечает требованиям современности, она «юридически не состоятельна», довлеет над предпринимателем с самого начала предпринимательской деятельности и в данный момент “назрела необходимость проведения кардинальной реформы”.
К настоящему времени в РФ сложилась налоговая система РФ, которая не может считаться окончательной и постоянно находится в процессе развития.
За время функционирования налоговой системы были выявлены некоторые ее недостатки: многочисленность налогов, надуманность отдельных налогов (сбор за местную символику, сбор за киносъемку), нестабильность налогового законодательства. Налоговая система нуждается в постепенном совершенствовании. Все устанавливаемые в стране налоги имеют единую цель - формирование бюджетов, обеспечивающих каждому гражданину РФ, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации или муниципального образования он проживает, гарантированный Конституцией РФ минимум социальных благ, и единую базу - доходы физических и юридических лиц, изъятие которых не может превышать налогового предела. Единство цели, единство базы определяют взаимосвязь и зависимость всех взимаемых налогов, и необходимость централизованного регулирования основных вопросов, принципов взимания.