Бюджетный дефицит и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Предложение денег в стране регулируется мерами правительства по налогообложению, определению государственных расходов, размером бюджетного дефицита и способами его покрытия. Манипулирование бюджетом, налогами, государственными займами - важный инструмент макроэкономического регулирования, а также решения общенациональных, социальных задач.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и причины возникновения бюджетного дефицита 5
2. Понятие и структура государственного долга…………………………………………..11
3. Бюджетный дефицит и государственный долг в Российской Федерации...........18
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложения 31

Вложенные файлы: 1 файл

Иванова. Бюджетный дефицит и государственный долг.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Предложение денег в  стране регулируется мерами правительства  по налогообложению, определению государственных  расходов, размером бюджетного дефицита и способами его покрытия. Манипулирование бюджетом, налогами, государственными займами - важный инструмент макроэкономического регулирования, а также решения общенациональных, социальных задач.

Актуальность проблемы заключается в том, что основной целью бюджетного регулирования является проведение финансово – бюджетной политики, направленной на экономический рост, поскольку реальный рост экономики – единственно надежный источник улучшения благосостояния. Современное отношение к бюджетному дефициту и государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетного дефицита и государственного долга не является наилучшим стимулятором развития экономики и ведет к ускорению инфляции, то есть выступают сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных дефицитов и государственного долга. Другие экономисты, наоборот, считают использование бюджетных дефицитов и государственного долга наиболее эффективным способом оживления экономики, особенно, в периоды ее спада. Следовательно, актуальны такие вопросы: нужен ли бюджетный дефицит и государственный долг вообще; как избежать чрезмерного бюджетного дефицита и государственного долга.

Цель курсовой работы – изучить теоретические основы управления дефицитом бюджета как инструмента финансовой политики, выявить основные источники его финансирования и данные знания применить при рассмотрении дефицита бюджета и государственного долга в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- изучить виды бюджетного дефицита;

- провести анализ динамики бюджетного дефицита;

- исследовать различные пути сбалансирования бюджетного дефицита и управления дефицитом бюджета в зарубежных странах;

- оценить дефицит бюджета РФ и причины его возникновения;

- проанализировать источники финансирования дефицита бюджета РФ;

- обозначить основные направления снижения дефицита бюджета РФ в современных условиях.

Проблема дефицита бюджета  рассматривалась в большом количестве научных трудов. Значительное внимание проблеме исследования дефицита бюджета уделяли Р.Барро, А.Лернер, Н.Е. Заяц, Л.А. Ханкевич, В.М. Родионова, Е.Е. Хадонов, А.Г. Шишкин и другие. Теоретическим и практическим вопросам государственного долга посвящены работы  таких известных экономистов, как А. С. Гальчинский и Т. В. Бондарчук. Особенности макроэкономической среды трансформации, в которой развивается государственный долг, а также проблема государственной задолженности исследованы в трудах Г. И. Башнянина,         Т. П. Вахненко, О. В. Зарубы, З. О. Луцишин. Проблему управления дефицитом рассматривали А. П. Вавилов, Г. Ю. Трофимов, В. В. Козюк.

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложений.

 

1. Сущность и причины возникновения бюджетного дефицита

 

Состояние общегосударственных  финансов является одним из важнейших  экономических показателей любой  страны. В управлении финансовой системой важную роль играет проблема бюджетного дефицита. Государственный бюджет построен на соотношение доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным будет такой бюджет, который предполагает равенство доходов и расходов. Сальдо такого бюджета равно нулю. На практике добиться такого положения очень сложно. В макроэкономическом смысле стремление к бюджету, сальдо которого равно нулю, является малоперспективным делом. Так как такой бюджет - это отражение функционирования самоограничивающей экономики: затраты определяются исключительно полученными доходами. Однако если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи, и средств на их реализацию хватать не будет.

Здесь мы сталкиваемся с  бюджетным дефицитом - превышением  расходов над доходами государственного бюджетного фонда, характерным сегодня  для большинства стран. Страны развитого  рынка признали объективность бюджетного дефицита и  приняли принципиально новую политику - политику бюджетного дефицита.

Признание объективности  бюджетного дефицита в условиях рыночной экономики требует рассмотрения его как объективной экономической  категории и изучения законов его развития.

Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает  производным от государственного бюджета  и  выражает его состояние, при  котором доходы не покрывают  всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. С этих позиций дадим его определение. Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверхимеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.

Различают запланированный  и кассовый дефицит бюджета. Запланированный  дефицит бюджета утверждается одновременно с самим бюджетом на очередной  год, кассовый складывается в процессе исполнения бюджета.

Дефицит бюджета –  явление родовое, не относящееся к разряду чрезвычайных или исключительных событий. Практически в каждом современном государстве бюджет сводится с дефицитом. Важным является не само наличие дефицита бюджета, а его качество, т.е. размеры и причины появления.

Как уже было сказано, на величину запланированного дефицита бюджета накладываются определенные ограничения, хотя в процессе кассового  исполнения бюджета фактические  показатели могут отклоняться от запланированных [6, с.194].

Способы финансирования дефицита государственного бюджета:

- эмиссия денег. Опасна инфляцией, но есть и достоинства умеренной эмиссии: она быстро стимулирует прирост инвестиций и небольшой рост ВВП.

- займы у населения  и фирм своей страны (увеличение  внутреннего долга). Государство выпускает ценные бумаги, продает их населению и фирмам, а полученные средства использует для финансирования дефицита госбюджета. Достоинство этого способа финансирования в том, что он не ведет к инфляции и достаточно оперативен. А недостатки его заключаются в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа, может построить финансовую пирамиду, провоцируя в будущем еще больший дефицит, а также создает угрозу инфляции и вытесняет частные инвестиции. Увеличение количества государственных облигаций на фондовом рынке приводит к тому, что часть сбережений расходуется на покупку государственных ценных бумаг, что уменьшает средства, идущие на инвестиции.

- займы у других  стран, у их граждан или международных  финансовых организаций (увеличение внешнего долга). Достоинства подобного метода заключаются в его неинфляционности и в возможности получения крупных сумм. Недостатки связаны с выплатой внешнего долга, что ведет к сокращению внутреннего спроса и объема производства и к истощению золотовалютных резервов страны.

Отсутствие положительного бюджетного сальдо не следует связывать  исключительно с чрезвычайными  обстоятельствами. Дефицит может  быть обусловлен государственным регулированием экономики, и отражать намерения  правительства осуществлять крупные государственные вложение в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.

Однако чаще всего  дефицит отражает кризисные явления  в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики [2, cт.59].

В исключительных случаях  превышение расходов над доходами становиться  результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.

Вряд ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Для разных стран и в  разные периоды развития каждая из них могла быть основной, но чаще всего они воздействовали одновременно. Но всякий рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением доходов, нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное сальдо, с одной стороны, но с другой - причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным источником дохода бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом.

В ситуации спада производства, других негативных явлений бюджетные  поступления уменьшаются. Если при  этом не обеспечено адекватное сокращение расходов, возникает отрицательное  бюджетное сальдо.

Основными причинами  возникновения бюджетного дефицита являются [10, с.208]:

- уменьшение объемов  производства;

- структурная и технологическая  несбалансированность хозяйства;

- значительный объем  капиталовложений;

- истощение месторождений  полезных ископаемых;

- высокие военные расходы;

- неэффективная внешнеэкономическая политика;

- рост численности  государственного аппарата, бюрократизация.

Очевидно, что к важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание объема внутреннего валового продукта в течение бюджетного периода. Практика показала, что в периоды депрессии, когда ВВП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное бюджетное сальдо. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие как в доходной, так и в расходной частях бюджета. Здесь имеется в виду, что во время спадов резко сокращаются поступления прямых налогов (налога на доходы физических лиц, налога на прибыль и др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, что заставляет их находиться в противофазе с циклом. Как правило, в периоды спада правительство принимает меры по увеличению расходов по социальной защите населения, что вызывает рост выплат трансфертов отраслям, производящим товары и оказывающим услуги населению, а также пособий по безработице и других социальных расходов. Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в количественно допустимых размерах не страшен. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 — 3 % ВНП (сейчас 3%). В долг жили и живут многие экономически развитые государства. Однако сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна обременять экономику страны, налогоплательщиков, сопровождаться значительным увеличением расходов по обслуживанию долга, сокращением социальных программ.

С начала XX в. общие государственные расходы по отношению к ВВП во всем мире значительно увеличились. Правительства государств в этих условиях принимают различные бюджетные решения, направленные на сокращение отрицательного сальдо бюджета. Это может выразиться в ужесточении налоговых режимов, замораживании финансирования, сокращении трансфертных платежей и т.д.

Отношение экономистов  к вопросу бюджетного дефицита неоднозначно. Существует столько позиций, сколько вариантов составления бюджета: с отрицательным сальдо (дефицитом), положительным сальдо (профицитом) либо сбалансированным. Уже давно возникло мнение, новую жизнь которому дал       Д. Кейнс, снабдив его научной базой, что бюджетный дефицит - это совершенно нормальное и даже желательное для растущей экономики явление, которое способствует ее росту, снижению безработицы.

Часто дефицит оправдывается  тем, что заимствованные для его  финансирования средства вкладываются в производство, доходы от которого позволят через некоторый промежуток времени расплатиться по долгам. Теоретически это даже очень логично, однако практика не подтверждает правильность такой концепции.

Существует множество факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда [16, c.156]:

  • увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение;
  • увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест;
  • увеличение государственных расходов в военное время или в связи с социальными конфликтами;
  • увеличение расходов, связанных с развитием рыночной инфраструктуры в условиях трансформационной экономики;
  • увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;
  • сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития;
  • уменьшение доходов в связи с ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов;
  • сокращение доходов из-за низкой собираемости и др.

Таким образом, если бюджетные ресурсы, составляющие превышение доходов над расходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей и предполагают отдачу, то в будущем рост производства и прибыли в них возместят производственные затраты. Если же превышение расходов над доходами допускается с целью финансирования текущих затрат, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных тенденций в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг