Бюджетный дефицит и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Предложение денег в стране регулируется мерами правительства по налогообложению, определению государственных расходов, размером бюджетного дефицита и способами его покрытия. Манипулирование бюджетом, налогами, государственными займами - важный инструмент макроэкономического регулирования, а также решения общенациональных, социальных задач.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и причины возникновения бюджетного дефицита 5
2. Понятие и структура государственного долга…………………………………………..11
3. Бюджетный дефицит и государственный долг в Российской Федерации...........18
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложения 31

Вложенные файлы: 1 файл

Иванова. Бюджетный дефицит и государственный долг.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

В условиях динамично  развивающейся экономики, при наличии  прочных позиций в системе  международного разделении труда бюджетный  дефицит в допустимых пределах не опасен. Не стоит, однако, забывать, что  дефициты бюджетов за ряд лет образуют государственный долг. Поэтому нельзя допускать, чтобы количество даже «неопасных» дефицитов бюджетов перешло в отрицательное качество, т.е. в формирование обременительного для экономики государственного долга.

 

 

 

2. Понятие и структура государственного долга

 

 

          Долговое финансирование дефицита в мире распространено очень широко.

Сумма непогашенных обязательств государства перед банками-кредиторами, физическими и юридическими лицами, владельцами государственных ценных бумаг (резидентами и нерезидентами), перед внебюджетными фондами, зарубежными правительствами или международными финансовыми институтами называется государственным долгом [9, с.188-189].

В настоящих условиях государственный долг находится  в центре экономических проблем стран, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.

Очевидно, что государство  может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов – как физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся экономика, модернизируемое производство требует определенных вложений, в том числе государственных.

Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства  являются монетарные каналы финансирования государственного долга [15, с.418-421].

С учетом сферы размещения государственный долг подразделяют на внутренний и внешний.

Внутренний долг образуется обычно за счет займов, оформленных  путем выпуска и продажи государственных  ценных бумаг (ГЦБ). Основными держателями ГЦБ являются правительственные учреждения и фонды, центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население. На долю ГЦБ приходится до 90% всей суммы государственного долга развитых стран. Внутренний государственный долг влияет на денежное обращение страны и состояние экономике в целом.

Основные последствия  накопления внутреннего долга:

- государственный долг  приводит к перераспределению  доходов среди населения;

- все граждане страны  как налогоплательщики оплачивают  по государственному долгу, но эти проценты в свой доход получают лишь кредиторы государства (т.е. кто купил ГЦБ), а это, как правило, наиболее имущие слои населения;

- возможно предложение  долгового бремени на будущее  поколение с сокращением объема  потребления будущих налогоплательщиков в случае, если рост государственного долга и процентов по нему не сопровождается соответствующим ростом инвестиций;

- быстро растущие издержки  по процентам все более затрудняют  сокращение бюджетного дефицита: выплаты процентов по государственному долгу оборачиваются новыми расходами государственного бюджета, новыми займами для выплаты процентов по старым долгам;

- наблюдается эффект  вытеснения.

Внешний долг – это  долг в иностранной валюте. Внешний  долг возникает при мобилизации  государством иностранных финансовых ресурсов.

         Держателями внешнего долга (кредиторами) выступают иностранные компании и банки, государственные учреждения различных стран, международные экономические организации (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.).

Бремя внешнего долга  отличается от бремени внутреннего  долга. Внутренний долг – это отношение между гражданами данной страны, при его возврате нет прямой потери товаров и услуг. Внешний же долг – это долг в иностранной валюте, и его погашение происходит фактически путем передачи товаром другой стране. Для того чтобы рассчитаться с внешним долгом, страна должна сокращать импорт и увеличить экспорт товаров, при этом валютная выручка от экспорта идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы роста, снижает уровень жизни.

При невозможности государства  выполнить в установленные сроки  и полном объеме свои долговые обязательства  возникает кризис внешней задолженности. Однако даже в случае наступления такого кризиса государства стремятся как минимум сокращать внешнюю задолженности.

Механизмы сокращения внешней  задолженности:

         - выкуп долга – предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг, при этом выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника;

- обмен долга на  акционерный  капитал (своп) –  предоставление иностранным банкам  возможности обменивать долговые  обязательства данной страны  на акции ее промышленных корпорациях, при этом иностранные небанковские организации получают возможность перекупать эти долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой при условии финансирования прямых инвестиций или покупки отечественных финансовых  активов из этих средств; иностранный инвестор получает долю в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность при этом уменьшается;

- замена существующих  долговых обязательств новыми  обязательствами  (в национальной или иностранной валюте), при этом ставка процента по новым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении номинальной стоимости  облигаций [11, с.216-220].

Под управлением государственным  долгом понимается совокупность мероприятий  по погашению имеющихся долговых обязательств государства и осуществлению новых заимствований.

Основными задачами управления государственным долгом являются [4, с.202-204]:

- максимально возможное  сокращение затрат на его обслуживание  и погашение с учетом конъюнктуры  мирового рынка;

- обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств по погашению и обслуживанию внутренних и внешних долгов;

- минимизация долга  для заемщика;

- обеспечение приемлемого  курса государственных долговых  обязательств на внутреннем и  внешнем рынках, недопущение их  резких колебаний.

Общими условиями системы  управления государственным долгом являются:

- обеспечение надежной  информации о государственном  долге в соответствии с принятыми  классификациями;

- обоснованный прогноз  изменения государственного долга  и формирование политики в отношении его объема и структуры;

- обеспечение денежных  средств для обслуживания и  погашения госдолга;

- законодательное определение  верхних пределов дефицита бюджета  и верхних пределов внутреннего  и внешнего госдолга;

- текущее регулирование  операций по заимствованию и погашению государственного долга, минимизация расходов по обслуживанию, рефинансирование, реструктуризация задолженности;

- регулирование рынка  государственных ценных бумаг.

Погашение государственных  долговых обязательств может осуществляться за счет:

а) бюджетных средств;

б) новых займов.

Если бюджетных средств  недостаточно, а новые заимствования невозможны, государство может прибегнуть к таким мерам, как:

- конверсия (изменение доходности займов);

- консолидация (изменение  сроков погашения займов);

- унификация (обмен облигаций  нескольких ранее выпущенных  займов на облигации нового  займа; при этом уменьшается количество видов ценных бумаг, что упрощает управление долгом и сокращает управленческие расходы);

- обмен облигаций по  регрессивному соотношению (обмен нескольких ранее выпущенных облигаций на новые; совокупный номинал нового выпуска меньше совокупного номинала предыдущих выпусков);

- отсрочка погашения  (перенос даты погашения займа  на более поздний срок);

- аннулирование займов (отказ от погашения ранее выпущенных обязательств).

Первые четыре метода применяются, как правило, для управления внутренним долгом, последние два – для управления внешним долгом.

При размещении займов основными  вопросами является определение  условий эмиссии, в том числе уровня доходности ценных бумаг, срок их обращения, способ выплаты доходов. При этом необходимо учитывать реальную конъюнктуру на финансовых рынках. Успех размещения и эффективности новых займов может быть обеспечен только в том случае, если правильно учтены: состояние экономики и денежного обращения, обоснованы уровень доходности и сроки действующих займов, предоставляемые льготы кредиторам. Выпуск и размещение государственных займов возлагаются на министерство финансов и центральный банк.

Изготовлением, хранением  и рассылкой облигаций государственных  займов занимается министерство финансов, непосредственной реализацией - центральный  банк.

Облигационные займы  на внешних рынках от имени государства  – они взимают комиссионное вознаграждение. Межправительственные займы, как правило, являются безоблигационными. Все условия межправительственных займов (уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и пр.) фиксируются в специальных соглашениях [6, с.63-65].

Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия [7, с.152-153]:

- погашение внутреннего  долга путем выплаты процентов  населению увеличивает неравенство  в доходах разных социальных  групп, поскольку значительная  часть государственных обязательств  сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладает государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче;

- повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение могут подорвать действие экономических стимулов развития производства;

- отрицательно сказывается  на экономике ситуация, когда  правительство вынуждено брать  займы на рынке капиталов для  уплаты процентов по государственному  долгу, так как это обстоятельство  приводит к росту сокращения капиталовложений внутри страны;

- наличие государственного  долга создает психологическое  напряжение в стране, порождая  неуверенность в деловой активности  экономики в целом и каждого  гражданина в отдельности.

Таким образом, государственный долг действительно может оказывать серьезное негативное воздействие на экономику. Рост государственного долга ведет к сокращению инвестиций в физический капитал, поскольку соответствующие средства вместо того, чтобы быть вложенными в акции, вкладываются в ценные государственные бумаги. В результате акционерный капитал и объем производства оказываются меньше их потенциальной величины. Кроме того, выплаты крупных процентов по долгу вынуждают увеличивать налоги, а увеличение налогов уменьшает желание работать и снижает стимулы к предпринимательской деятельности. Значительный и продолжительный дефицит может приводить к нежелательной спирали, в которой дефицит увеличивает госдолг, а рост долга увеличивает расходы по его обслуживанию и ведет к еще большему росту дефицита и государственного долга.

Отношения, связанные  с формированием государственного внутреннего и внешнего долга, его  погашением и обслуживанием, - это  динамичная, быстро развивающаяся сфера  экономической деятельности государства. Участие в формировании политики государственных заимствований и ее практической реализации требует от государственных служащих специальных знаний. Не менее важно научиться пользоваться информацией об условиях  выпуска и обращения государственных ценных бумаг многочисленным инвесторам – юридическим и физическим лицам. Инвесторы должны овладеть приемами выхода на рынок государственного долга, тонкостями механизма проведения отдельных операций с обязательствами государства. В противном случае можно не только не получить ожидаемого дохода, но понести убытки. Максимальную выгоду получит тот инвестор, кто принимает инвестиционные решения интуитивно, на уровне подсознания. Но это возможно только на основе прочных и разносторонних знаний о рынке государственного долга и глубокого понимания механизма его функционирования [5, с.135].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Бюджетный дефицит  и государственный долг в Российской Федерации

 

Исторически процесс государственных внутренних и внешних заимствований всегда связывался с дефицитом государственного бюджета. Как правило, он возникал при чрезвычайных экономических ситуациях (неурожаи, стихийные бедствия, войны, революции, экономические кризисы, неудачные реформы). В нашей истории все это бывало. В настоящее время государственные заимствования и их непогашенная часть в виде государственного долга, формирование умеренного дефицита бюджетов и покрытие его за счет внутренних и внешних займов являются реальностью любой экономики, в том числе и российской, и в нормальных условиях.

В послевоенный период на протяжении ряда десятилетий многие страны прибегали к расширению масштабов внутренних и внешних заимствований в надежде на решение накопившихся социальных проблем и на создание условий экономического роста путем активизации инвестиционного процесса. Однако займы редко использовались в целях крупномасштабного инвестирования. Поэтому и нет впечатляющих примеров решения социально-экономических проблем на базе роста государственного долга.

В странах, где  отраслевая структура производства включает низкорентабельные отрасли и для поддержания бюджетных расходов предпринимаются государственные займы, растет как внутренний, так и внешний долг со всеми отрицательными социально-экономическими и политическими последствиями. Поскольку любой значительный долг требует немалых расходов по его обслуживанию, накопление его чрезвычайно опасно для экономики. Именно поэтому в экономической науке сформировались определенные представления о рисках, связанных с ростом долгового бремени. Такие риски характерны и для долговой политики России. Особенно значительными они были в 1990-е гг., когда внешний государственный долг достигал 159 млрд. долл., а внутренний был формой функционирования финансовой «пирамиды». Она и привела к дефолту 1998 г. Краткосрочных займов (ГКО) было недостаточно для погашения и обслуживания долга, поскольку высокая инфляция диктовала займы под высокий процент [14, с.13-14].

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг