Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 22:10, курсовая работа
Предложение денег в стране регулируется мерами правительства по налогообложению, определению государственных расходов, размером бюджетного дефицита и способами его покрытия. Манипулирование бюджетом, налогами, государственными займами - важный инструмент макроэкономического регулирования, а также решения общенациональных, социальных задач.
Введение 3
1. Сущность и причины возникновения бюджетного дефицита 5
2. Понятие и структура государственного долга…………………………………………..11
3. Бюджетный дефицит и государственный долг в Российской Федерации...........18
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложения 31
В целом можно констатировать, что сложившаяся сегодня ситуация заставляет использовать наращивание государственного долга за счет кредитов на текущее финансирование социальных обязательств государства в ущерб инвестиционному и инновационному развитию национальной экономики, что в перспективе удлиняет фазу ее выхода из кризиса и не позволяет в полной мере осуществлять масштабные структурные преобразования. Именно поэтому является актуальным сегодня внедрение в практику управления государственным долгом России программно-целевого метода финансирования государственных инвестиционных расходов, в том числе за счет привлекаемых государством кредитных ресурсов. Кредитное финансирование бюджетных дефицитов уже не одно десятилетие является наиболее популярным инструментом экономической политики государств в силу того, что оно позволяет в краткосрочной перспективе снизить политические издержки, связанные с наращиванием государственных расходов без повышения налоговой нагрузки. Однако любой инструмент стимулирования имеет свои границы эффективности, выйдя за которые, можно получить прямо противоположный результат [13, с.49-51].
Заключение
На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита бюджета, повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом.
В курсовой работе были определены такие понятия, как бюджетный дефицит и государственный долг, т.е. такие объективные экономические отношения, которые возникают между участниками общественного производства касательно использования денежных средств больше, чем присущие закрепленные источники доходов бюджета в силу роста предельных расходов производства.
Увеличение доходной
части бюджета – должно быть связано
с проведением оптимальной
К сокращению расходов государственного
бюджета можно отнести
Что же касается постановки вопроса о совершенствовании управления государственным долгом, то он рассматривался в увязке с актуальной задачей – уменьшения, а в перспективе и устранения долговой зависимости России от зарубежного капитала. Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики.
Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод, что как дефицит, так и профицит бюджета – это результат неэффективного управления финансово-бюджетной и налоговой политикой, осуществляемой государством.
Решение проблемы дефицита бюджета заключается в выборе подходящего метода его финансирования. Процессом финансирования дефицита бюджета можно управлять с помощью выбора тех или иных источников финансирования, маневрируя условиями выпуска государственных ценных бумаг, соотношением внутренних и внешних займов, создавая благоприятные условия для сохранения внутренних сбережений населения, индексируя ценные бумаги и вклады, ограничивая расходы по обслуживанию государственного долга и т.д.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации: Официальный текст. – М.: «Вече», 2008.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Изд-во «Омега-Л», 2010.
3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 24 ноября 2008 года № 204-ФЗ.
4. Архипов А. И. Финансы: учеб./ А. И. Архипов, И. А. Погосов, И. В. Караваева [и др.]; под ред. А. И. Архипова, И. А. Погосова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
5. Вавилов Ю. Я. Государственный долг: Учебное пособие для ВУЗов. Изд. 2-е, доп. М.: Перспектива, 2004.
6. Галицкая С. В. Деньги. Кредит. Финансы: Учебное пособие – 2 - е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2008.
7. Гукасьян Г. М., Маховикова Г. А., Амосова В. В./ эконом. теория: учебник. – М.: Эксмо, 2008.
8. Киселева Е. А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие/ Е. А. Киселева. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009.
9. Клименко А. В. Обществознание: учебное пособие. – М.: Дрофа,2009.
10. Корниенко О. В. Макроэкономика: учебник для студентов высших учебных заведений. – Ростов н/Д : Феникс, 2008.
11. Медведев Д. А., Егоров В. К., Бойков В. Э., Демидов Ф. Д., Игнатов В. Г., Кирпичников М. П., Мальцев Г. В., Мерцалов А. А., Месяц Г. А., Михайлов В. А., Никандров Н. Д., Степашин С. В., Фролов Г. Я. Научно–редакционный совет серии «Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации».
12. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ А. С. Нешитой. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.
13. Попкова Н. А. Управление государственным долгом: проблемы и возможности.// Финансы. - 2010. – 1. – с.49-51.
14. Селезнев А. З. Совокупный государственный долг, его регулирование.// Экономист. – 2008. – 8. – с.13-26.
15. Сенчагов В. К. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп./ В. К. Сенчагов, А. И. Архипов [и др.]; ответств. ред. В. К. Сенчагов, А. И. Архипов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
16. Сорокина Т. В. Государственный бюджет: Учебное пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит".- Мн.: БГЭУ, 2003.
17. Чернышева Т. Ю. К вопросу об оптимальной долговой политике.// Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. – с.74-77.
18. Официальный сайт Федерального казначейства (Казначейства России): www.roskazna.ru
19.http://www.budgetrf.ru/
Роспись источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета на 2008 – 2009г.г. и плановый 2010 год
тыс. рублей
Наименование |
Сумма на год | ||
2008 |
2009 |
2010 | |
В с е г о |
-205 254 391,1 |
-127 018 018,2 |
-135 718 388,7 |
Министерство финансов Российской Федерации |
|||
Источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов |
-205 254 391,1 |
-127 018 018,2 |
-135 718 388,7 |
Государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте |
-85 836 760,2 |
-39 427 856,0 |
-34 386 008,0 |
Погашение государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте |
-85 836 760,2 |
-39 427 856,0 |
-34 386 008,0 |
Погашение государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте |
-85 836 760,2 |
-39 427 856,0 |
-34 386 008,0 |
Кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте |
-64 481 722,1 |
-43 570 301,3 |
-39 381 715,1 |
Получение Российской Федерацией кредитов иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте |
|||
Погашение Российской Федерацией кредитов иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц, полученных в иностранной валюте |
-64 481 722,1 |
-43 570 301,3 |
-39 381 715,1 |
Иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов |
-54 935 908,8 |
-44 019 860,9 |
-61 950 665,6 |
Государственные гарантии в иностранной валюте |
-8 271 551,0 |
-21 312 928,7 |
-31 457 089,6 |
Продолжение приложения 1
Исполнение государственных гарантий в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу |
-8 271 551,0 |
-21 312 928,7 |
-31 457 089,6 |
Исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу |
-8 271 551,0 |
-21 312 928,7 |
-31 457 089,6 |
Государственные финансовые и государственные экспортные кредиты |
-45 947 357,8 |
-22 706 932,2 |
-30 493 576,0 |
Возврат государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, предоставленных иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам, в федеральный бюджет |
|||
Предоставление |
-45 947 357,8 |
-22 706 932,2 |
-30 493 576,0 |
Прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета |
-717 000,0 |
||
Погашение обязательств за счет прочих источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета |
-717 000,0 |
Приложение 2
Роспись источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета на 2008 – 2009г.г. и плановый 2010 год.
Наименование |
Сумма на год | ||
2008 |
2009 |
2010 | |
В с е г о |
-6 849 824 725,7 |
-207 982 622,6 |
-276 089 588,8 |
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации |
|||
Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов |
-97 990,0 |
||
Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов |
-97 990,0 |
||
Бюджетные кредиты, предоставленные федеральным бюджетом внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) |
-97 990,0 |
||
Предоставление бюджетных кредитов федеральным бюджетом внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) |
-97 990,0 |
||
Министерство финансов Российской Федерации |
|||
Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов |
-222 814 515,7 |
-207 982 622,6 |
-276 089 588,8 |
Государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации |
-106 828 302,7 |
-100 439 186,2 |
-148 420 668,8 |
Погашение государственных (муниципальных) ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации |
-106 828 302,7 |
-100 439 186,2 |
-148 420 668,8 |
Погашение государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации |
-106 828 302,7 |
-100 439 186,2 |
-148 420 668,8 |
Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов |
-115 986 213,0 |
-107 543 436,4 |
-127 668 920,0 |
Государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней |
-11 450 000,0 |
-11 450 000,0 |
-11 450 000,0 |
Выплаты на приобретение
государственных запасов драгоц |
-11 450 000,0 |
-11 450 000,0 |
-11 450 000,0 |
Исполнение государственных и муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации |
-780 593,0 |
-13 800 496,4 |
-19 326 000,0 |
Продолжение приложения 2
Исполнение государственных и муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации в случае, если исполнение гарантом государственных и муниципальных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу, либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу |
-780 593,0 |
-13 800 496,4 |
-19 326 000,0 |
Исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации в случае, если исполнение гарантом государственных и муниципальных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу |
-780 593,0 |
-13 800 496,4 |
-19 326 000,0 |
Бюджетные кредиты, предоставленные внутри страны в валюте Российской Федерации |
-20 000 000,0 |
-10 000 000,0 |
-10 000 000,0 |
Предоставление бюджетных кредитов внутри страны в валюте Российской Федерации |
-20 000 000,0 |
-10 000 000,0 |
-10 000 000,0 |
Предоставление бюджетных кредитов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации из федерального бюджета в валюте Российской Федерации |
-20 000 000,0 |
-10 000 000,0 |
-10 000 000,0 |
Прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов |
-82 900 000,0 |
-70 100 000,0 |
-85 100 000,0 |
Увеличение прочих источников финансирования дефицитов бюджетов за счет иных финансовых активов |
-28 000 000,0 |
||
Увеличение иных финансовых активов |
-28 000 000,0 |
||
Увеличение иных финансовых
активов в федеральной |
-28 000 000,0 |
||
Увеличение остатков средств Резервного фонда, размещенных в иные финансовые активы |
-28 000 000,0 |
||
Погашение обязательств за счет прочих источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов |
-54 900 000,0 |
-70 100 000,0 |
-85 100 000,0 |
Погашение обязательств за счет прочих источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета |
-54 900 000,0 |
-70 100 000,0 |
-85 100 000,0 |
Компенсационные выплаты по сбережениям граждан |
-54 800 000,0 |
-70 000 000,0 |
-85 000 000,0 |
Погашение обязательств за счет прочих источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета, кроме компенсационных выплат по сбережениям граждан |
-100 000,0 |
-100 000,0 |
-100 000,0 |
Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг