Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 10:44, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является исследование причин появления бюджетного дефицита, его влияние на экономику страны, и проблемы финансирования бюджетного дефицита.
Хорошо это или плохо – допустить образование дефицита и увеличение государственного долга? Следует ли ежегодно принимать сбалансированный бюджет, при необходимости даже путем введения соответствующих законодательных или конституционных мер? В этих и других вопросах я попытаюсь разобраться, рассмотрев различные взгляды экономистов на этот счёт.
Введение. 3
1. Понятие бюджетного дефицита. 5
2. Причины появления и виды бюджетного дефицита. 9
3. Основные бюджетные концепции. 12
4. Бюджетный дефицит и государственный долг. 15
5. Экономические последствия бюджетного дефицита 19
и проблема его финансирования.
Заключение. 23
Список использованной литературы. 26
Таким образом дефицит становится управляемым лишь при соблюдении предельного его размера, производительном характере решающей части расходов и наличии рационального механизма финансового маневрирования государственными ресурсами.
Для нашей республики задача устранения бюджетного дефицита может решаться путем финансового оздоровления экономики: изменения налогового законодательства, ликвидации дотаций убыточным и малорентабельным предприятиям, либо целевого финансирования и переоснащения; уменьшение не завершенного строительства и продажи объектов, строительство которых окончательно прекращено; развития сферы платных услуг за счет всех форм собственности; стимулирование производства товаров и услуг народного потребления на всех предприятиях; уменьшение численности аппарата управления, прекращения выдачи необеспеченных кредитов и более жесткой кредитной политики в целом; повышение эффективности внешне-экономической деятельности; сокращения расходов на оборону; продажи населению государственных ценных бумаг, земли и объектов недвижимости; борьбы с хищениями, коррупцией, взяточничеством и бесхозяйственностью в стране.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любой бухгалтер или хорошо подготовленный инвестор знает, насколько трудным и запутанным делом может быть подведение баланса компании. Чему равны текущие расходы и износ оборудования, как рассчитывать амортизационные отчисления, как оценить запасы, когда проводить специальные платежи; как быть с пенсионными фондами, что делать с отсроченными налогами? Когда дело касается государственного бюджета, проблема становится неизмеримо сложнее.
Правительство не может точно определить размеры грядущих бюджетных поступлений и необходимых расходов, оно лишь утверждает общие положения. Реальные уровни поступления в бюджет и расходов сильнейшим образом зависят от стадии делового цикла, в котором пребывает экономическая система. Дефицит бюджета характеризует несбалансированность расходов и доходов. Наиболее вероятные причины появления дефицита бюджета – войны, стихийные бедствия, экономические кризисы и осуществление крупных государственных программ развития экономики.
Дефицит бюджета – является актуальной проблемой для правящих кругов Беларуси уже в течение длительного периода времени нашей истории. Причем дефицит госбюджета возрастает в периоды экономического спада, т.к. государственные расходы от налоговых поступлений снижаются, а объем трансфертных платежей увеличивается, а во время подъема экономики картина меняется в обратную сторону.
Дефицит госбюджета не должен вызывать больших опасений, если его предел ограничивается 2-3% к ВВП, и если его возникновение вызвано необходимостью проведения правительственных программ по поддержанию макроэкономического равновесия, либо если бюджет балансируется в ходе экономического цикла.
Неконтролируемый бюджетный дефицит вызывает увеличение объема государственного долга, усилению налогового пресса, становится главной причиной инфляции, способствует росту ссудного процента и т.д.
Бюджетный дефицит и государственный долг – стали одними из ключевых проблем функционирования государственного механизма в развитых странах. В нашей республике сокращение бюджетного дефицита и государственного долга – важнейшая макроэкономическая задача.
Существуют монетарные
и немонетарные методы финансирования
бюджетного дефицита, однако, зачастую
все они могут оказывать
В нашей республике для борьбы с бюджетным дефицитом и другими негативными моментами в нашей экономике нужны программы по общему финансированию, оздоровлению и стабилизации экономики. Очень важно с самого начала обеспечить последовательно проведение антиинфляционной политики. Представляется целесообразным отказаться от директивного установления цен на убыточные товары, продукцию и услуги, а также перейти к регулированию совокупной денежной массы путем введения эффективных механизмов централизованного контроля со стороны Нацбанка за общим объемом обращающихся кредитных и наличных денег.
В доходной части бюджета Беларуси основными источниками являются косвенные и прямые налоги, причем в структуре налогов в нашей республике преобладают косвенные налоги, тогда как в большинстве стран мира, прежде всего в странах с развитой рыночной экономикой, основными источниками поступлений в бюджет являются прямые налоги. Этот и ряд других факторов показывают, что налоговая система РБ должна совершенствоваться в направлении создания условий для повышения экономической и социальной стабильности в обществе.
В Беларуси принят бюджет 2005 года. Заложенный в нем дефицит составляет 910 млрд. рублей или 1,5% от ВВП. В 2005 году, как и в текущем, не предусматривается привлечение кредитов Национального банка на финансирование дефицита бюджета. В этих целях в будущем году планируется привлечь внутренние источники (государственные ценные бумаги, доходы от реализации госимущества и другие) в сумме 386,3 млрд. рублей и внешние — в сумме 523,7 млрд. рублей.
В сущности в нашей республике существует три основных источника покрытия бюджетного дефицита: внешние займы, средства и сбережения населения и продажа государственного имущества. На мой взгляд последний вариант наиболее оптимален в настоящей экономической ситуации, т.к. на внешние займы рассчитывать не приходится, а дальнейшее изъятие средств население через механизм инфляции недопустимо. Однако в доходной части бюджета нашей республики названный источник очень скромен.
Это говорит о слабых темпах разгосударствления и приватизации госимущества, а, значит, о небольших возможностях для жителей страны эффективно использовать свои ваучеры, о малых шансах Национального банка пополнить свои валютные резервы за счет продажи госимущества. В то же время более трети предприятий страны являются убыточными и их реструктуризация и разгосударствление могли бы пополнить доходные статьи нашего бюджета.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга