Введение в микроэкономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 15:04, контрольная работа

Краткое описание

Микроэкономика рассматривает следующие вопросы: как принимаются решения в оперативной деятельности предприятий и как они должны приниматься; какие товары и услуги следует производить; какую технологию производства следует использовать; по каким ценам следует продавать товары, какими могут быть уступки в цене; каким образом должен распределяться доход между членами общества?

Содержание

1. Что изучает микроэкономика?............................................................................3
2. Назовите и охарактеризуйте субъекты микроэкономики……………..............4
3. Что служит объектом микроэкономического анализа?.....................................5
4. Какие функции выполняет микроэкономика?……………………………….....8
5. Охарактеризуйте основные методы анализа…………………………………10
6. Какие типы моделей используются при изучении микроэкономических процессов?...............................................................................................................11
7. В чем состоят отличия математической, табличной и графической форм функций?..................................................................................................................13
8. Что означают положительный и отрицательный наклоны графика?...................................................................................................................14
9. В чем сущность и основные черты экономического мышления?.....................15
10. Какие трудности препятствуют формированию рационального экономического мышления?...................................................................................17
11. Приведите примеры логических ошибок…………………………..…………18
12. Охарактеризуйте различные виды потребностей………………………..…...20
13. В чем различие между понятиями “товар” и “услуга”?..................................22
14. Какие блага называются экономическими?.....................................................22
15. Что относится к экономическим ресурсам?....................................................24
16. Чем отличаются понятия “труд” и “рабочая сила”?........................................25
17. Что понимают под капиталом как экономическим ресурсом?.......................26
18. Почему предпринимательскую способность выделяют в качестве самостоятельного ресурса?.....................................................................................27
19. Какие доходы выступают в качестве платы за определенные виды ресурсов?.................................................................................................................29
20. Сформулируйте и объясните закон редкости…………………………..……..31
Список литературы…………………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Новое экономическое мышление возникает как результат противоречия: несоответствия устаревших, привычных, сложившихся в иных экономических условиях, экономических представлений новым обстоятельствам и требованиям жизни. Оно представляет собой поток творческой, новаторской мысли. Новое экономическое мышление раскрепощает духовные, интеллектуальные силы, направляет их на поиск научно достоверных, адекватных оценок изменившихся экономических условий. Сама экономическая действительность постоянно развивается, представляет собой процесс. Мышление отражает его на эмпирическом уровне, а также в виде понятий, категорий, законов. Если экономическое мышление не будет развиваться в соответствии с изменениями в его объекте, то оно становится тормозом экономического развития.

Большинству развитых стран в настоящее время присуща смешанная экономика с большей или меньшей степенью государственного регулирования, наличием системы мер по решению социальных вопросов в обществе, взаимодействию различных форм собственности.

Социально-ориентированное рыночное экономическое мышление – соответствует именно такой экономике. Оно включает в себя позитивные черты как рыночного, так и государственного типов экономического мышления. Такие характеристики рыночного мышления как чувство хозяина, самостоятельность, инициатива, прагматизм, гибкость, динамизм, предприимчивость стали его неотъемлемой частью, критериями. Составляющими социального рыночного экономического мышления являются и такие черты государственного экономического мышления как социальная ориентированность, осознание социальной защищенности, предсказуемости положения индивидов, отчасти патернализм.

Наряду с названными, важными чертами, критериями социально-ориентированного рыночного мышления являются осознание  необходимости многообразия форм хозяйствования, партнерство, неконфронтационность, правосознание, уважение законности, норм нравственности в экономической деятельности, цивилизованность.

К недостаткам данного  типа мышления можно отнести то, что оно не способно обеспечить максимальную эффективность производства, экономики, которая достигается в экстремальных условиях государственным экономическим мышлением или в нормальных условиях не ограниченным ничем рыночным мышлением. Однако, свертывание демократии или углубление противоречий в обществе – несоразмерная получаемому эффекту цена. С точки зрения общечеловеческой, именно социально-ориентированное рыночное экономическое мышление, вобравшее в себя лучшие черты экономического мышления основных типов цивилизации, при условии дальнейшего его совершенствования наиболее эффективно, является оптимальным и для современной России.

11. Приведите  примеры логических ошибок.

Все логические ошибки можно  условно разделить на формальные, то есть явным образом нарушающие какие-то правила логики, и неформальные, связанные с особенностями языка, эмоциями. Здесь проявляется важное отличие любой логической системы от реальной жизни: в логике мы выводим какое-то утверждение из набора имеющихся, используя индуктивный, дедуктивный, статистический или какой-то другой формальный подход. В жизни мы всегда начинаем с другой стороны: имеется утверждение, теорема или высказывание, истинность которого мы хотим доказать (именно доказать, а не проверить). Для этого высказывания человек строит доказательство. Чем более эмоционально воспринимается данное утверждение, тем больше вероятность возникновения неформальных ошибок. Важной особенностью логических ошибок является их двойственность: противоположности многих ошибок тоже являются ошибками. Некоторые ошибки мы будем рассматривать дважды, один раз как формально-логические, второй раз как лингвистические.

Примеры

Ложная дилемма

Ложная дилемма или («черно-белая логика», «однобитовое мышление») - предположение, что в рассматриваемом случае имеется всего две противоположных возможности, тогда как их много. Пример:

Или ты купишь себе этот плеер, или будешь жить без музыки.

В действительности можно  купить другой плеер, гитару или радиоприемник. Эта ошибка часто связана с  приписыванием мнения оппоненту

Пример:

- Я не считаю, что власть в стране должна принадлежать только одному человеку.

- Следовательно, ты  анархист.

В действительности между  сторонниками монархии и анархистами  есть довольно много промежуточных  точек зрения.

Ложная альтернатива

Противоположность ложной дилеммы, попытка ввести альтернативы там, где их нет.

Следователь: - То есть Вы либо украли деньги, либо не украли их ?

Подозреваемый: - Вы думаете, там было, что красть ?

12. Охарактеризуйте  различные виды потребностей.

 

В повседневной жизни  потребностью считается «нужда», «надобность», стремление приобрести то, что отсутствует. Удовлетворить потребность — значит ликвидировать отсутствие чего-либо, дать нужное. Однако более глубокий анализ показывает, что потребность имеет сложную структуру. В ней выделяются два главных компонента — объективный и субъективный.

Объективное в потребностях — это реальная зависимость человека от внешней природной и социальной среды и от свойств его собственного организма. Таковы потребности в  сне, пище, дыхании и другие фундаментальные биологические потребности, без которых жизнь невозможна, а также некоторые более сложные социальные потребности.

Субъективное в потребностях — это то, что привносится субъектом, определяется им, зависит от него. Субъективный компонент потребности — это осознание человеком его объективных нужд (правильное или иллюзорное).

Учитывая взаимосвязь  между объективным и субъективным компонентами потребности, можно сформулировать такое определение:

Потребность — это  состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.

Характерными особенностями  потребностей являются:

1) конкретный содержательный  характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать люди, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение (например, определенная работа, игра и т.п.);

2) более или менее  ясное осознание данной потребности,  сопровождаемое характерными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, связанного с данной потребностью, неудовольствие и даже страдание от неудовлетворения потребности и т.п.);

3) наличие часто слабо  осознаваемого, но всегда присутствующего  эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск возможных путей удовлетворения потребностей;

4) ослабление, а иногда  и полное исчезновение этих  состояний, а в некоторых случаях  даже превращение их в противоположные  состояния при удовлетворении  потребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения);

5) повторное возникновение  потребности, когда нужда, лежащая  в основе ее, вновь дает о  себе знать.

Психологи, социологи  и философы предпринимали многочисленные попытки дать общую классификацию потребностей. Любая из этих классификаций может послужить основой для классификации видов сервисной деятельности, направленных на удовлетворение этих потребностей. Так, есть потребности:

материальные и духовные;

преимущественно социальные и преимущественно биологические;

социально одобряемые и  социально не одобряемые, причисляемые к неразумным;

насущные, или базовые, первого порядка, и производные, второго порядка.

Потребности в определенной степени различаются в зависимости  от нескольких причин: от возраста, вида трудовой деятельности, уровня образования и профессиональной подготовки, от природно-климатических условий, национальных особенностей, традиций, обычаев, привычек, черт характера, семейного положения и т.д.

Когда потребность ощущается  человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности удовлетворить ее (побуждение к действию).

13. В чем различие  между понятиями “товар” и  “услуга”?

 

Различие мы увидим из определения этих двух понятий:

Товар – это любой продукт, вещь, имеющий материальную, вещественную форму.

Товар является главным  объектом, участвующим в рыночных отношениях между покупателем и  продавцом.

Товар не может быть духовным, то есть не может быть просто воздухом, так как его нельзя продать  за материальные ценности.

Услуги— виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности. Таким образом, само оказание услуг создает желаемый результат. К услугам относят бытовое, коммунальное, транспортное обслуживание, обучение, лечение, культурно-воспитательную работу, уход за детьми и престарелыми. Услугами считаются также юридические и другие консультации, предоставление информации, способствование проведению деловых операций.

Таким образом главное  отличие: товар - это конкретная вещь, имеющая материальную форму, в то время как Услуга - это форма  деятельности, которая выставляется на продажу.

14. Какие блага  называются экономическими?

 

Для удовлетворения потребностей людей служит благо. Благо — это средство удовлетворения потребностей человека. Именно ради удовлетворения конкретных потребностей людей в благах и осуществляется хозяйственная деятельность в любой стране. Классификация благ отличается большим разнообразием. Отметим важнейшие из них с точки зрения различных критериев классификации.

Экономические и неэкономические  блага

С точки зрения ограниченности благ по отношению к нашим потребностям мы говорим об экономических благах.

Экономические блага — это результаты экономической деятельности, которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями.

Экономические блага  включают в себя две категории: товары и услуги.

Но есть и такие блага, которые по сравнению с потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воздух, вода, солнечный свет). Они предоставляются природой без приложения человеком усилий. Такие блага существуют в природе «свободно», в неограниченном количестве и называются неэкономическими или даровыми.

И все же основной круг потребностей людей удовлетворяется за счет не даровых, а экономических благ, т.е. тех благ, объем которых:

    • недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере;
    • может быть увеличен лишь путем дополнительных затрат;
    • приходится тем или иным способом распределять.

Потребительские и производственные блага

С точки зрения потребления  благ их подразделяют на потребительские и производственные. Иногда они называются предметами потребления и средствами производства. Потребительские блага предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, которые необходимы людям. Производственные блага — это используемые в процессе производства ресурсы (станки, механизмы, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные навыки (квалификация).

Исходя из срока использования, различают материальные блага длительного, текущего и разового пользования.

Нематериальные блага представлены услугами, а также такими условиями жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное мастерство. В отличие от материальных благ, услуги — специфический продукт труда, который в основном не приобретает вещественной формы и стоимость которого заключается в полезном эффекте живого труда.

Полезный эффект услуг  не существует отдельно от его производства, что и определяет принципиальное отличие услуги от вещественного  продукта. Услуги невозможно накопить, а процесс их производства и потребления совпадает во времени. Однако результаты от потребления предоставляемых услуг могут быть и материальными.

15. Что относится  к экономическим ресурсам?

Экономические ресурсы  – это вид ресурсов, необходимых  для производства благ – товаров и услуг.

Существуют следующие  виды экономических ресурсов:

1) предпринимательский  потенциал. Это способность населения  к организации производства благ  в различных формах;

2) знания. Это конкретные  научные и технические разработки, которые позволяют организовать производство и потребление благ на более высоком, чем предшествующий, уровне;

3) природные ресурсы.  Это конкретные полезные ископаемые, например, земля, недра, а также  климатическое и географическое  положение страны;

4) человеческие ресурсы.  Это конкретное количество населения страны, отличающееся определенными качественными показателями – образованием, культурой, профессионализмом. В совокупности человеческие ресурсы являются наиболее важным экономическим ресурсом, так как без него невозможно представить нормальное функционирование национальной экономики;

5) финансовые ресурсы.  Это капитал, представленный конкретными  денежными средствами, имеющимися  в национальной экономике.

16. Чем отличаются  понятия “труд” и “рабочая  сила”?

Труд – это важнейшая качественная характеристика любого производственного процесса. От качества труда зависят качество произведенной продукции и, как следствие, спрос на нее. Это особенно важно, когда фирма ведет неценовую конкурентную борьбу. Таким образом, труд – это определяющий фактор производства, поскольку посредством него происходит качественное слияние основных фондов предприятия (оборудования, технологий) и оборотных средств (сырья, различных материалов).

Информация о работе Введение в микроэкономику