Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:36, курсовая работа
Совершенствование финансового состояния современных предприятий во многом зависит от внедрения инновационных подходов в их деятельность. В конечном итоге финансовое состояние в значительной степени определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой мере гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим экономическим отношениям.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УСЛУГ………………………………..
1.1 Понятие инновации: сущность и классификации……………...
1.2 Классификации инновации………………………………………...
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ……………...
2.1. Роль инновационной деятельности в увеличении прибыли
предприятия сферы услуг………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………....…26
Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.
Простой
внутриорганизационный
При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.
Расширенный
инновационный процесс
Простой
инновационный процесс
Распространение инновации - это инновационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т.п. Дело в том, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.
Диффузия инновации - процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т.п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами, диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число, как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики. Непрерывность нововведенческих процессов определяет скорость и границы диффузии нововведений в рыночной экономике.
В реальных инновационных процессах скорость диффузии нововведений зависит от различных факторов: формы принятия решения; способа передачи информации; свойств социальной системы, а также свойств самого нововведения.
Свойствами нововведений являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой; сложность; накопленный опыт внедрения и др.
Один из важных факторов распространения любой инновации состоит в ее взаимодействии с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии.
Во всех случаях для принятия решений каждым субъектом альтернативные технологии сравниваются с решениями, принятыми предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкретным положением фирм на рынке. Каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обусловливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии нововведений в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самими нововведениями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность неизвестна. С накоплением опыта внедрения и использования нововведений неопределенность может быть устранена. Однако со снижением неопределенности и риска применения нововведения исчерпывается потенциал его рыночного проникновения и снижается его прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения временна и снижается по мере приближения предела его распространения.
Следовательно, диффузия нововведения зависит как от стратегии имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов. Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии, применяемой большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет сильнее, чем последующих.
Оценить относительные преимущества нововведений в ранней фазе их диффузии трудно, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития играет выбор последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет повысить конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает ее шанс на принятие последующими хозяйствующими субъектами, которые будут учитывать ранее сделанные выборы. После накопления достаточного опыта, когда уже многими хозяйствующими субъектами освоены альтернативные технологии и их относительные преимущества известны с высокой достоверностью, последующие реципиенты принимают решения, основываясь на ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В результате конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.
Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, следует научиться отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения - цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в продукты материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.
В промышленности различаются два типа технологических инноваций - продуктовые и процессные.5
Продуктовые
инновации охватывают внедрение
технологически новых или усовершенствованных
продуктов. Технологически новый продукт
(радикальная продуктовая
Процессорные
инновации включают разработку и
внедрение технологически новых
или значительно
1.2
Классификации инновации
Исходя из определения инноваций и анализа современной инновационной деятельности фирмы, целесообразным представляется выделение следующей методологии классификации инициации: по степени рыночной новизны; по причинам проведения; по объекту инноваций.6
Классификация инновации по степени рыночной новизны предполагает деление всех нововведений на первичные и вторичные. При этом первичные инновации включают в себя инновации первой волны и инновации второй волны.
Первичные
инновации представляют собой результат
научных исследований и разработок, производственных
усилии и внедрение товаров и услуг на
рынок, а также внедрение в процесс производства
и сбыта технологических идей, управленческих
методов, организационных структур и маркетинговых
подходов - принципиально новых для рынка.
Под новациями первой волны следует понимать
нововведения, основанные на первичном
использовании ноной идеи, часто явившейся
следствием очередного витка научно -
технического прогресса. Многие фирмы,
избравшие подобную стратегию, трансформировались
в крупнейшие корпорации, известные всему
миру: IBM - компьютеры, Xerox («Ксерокс")
- копировальное производство, Ford («Форд")
- автомобили, General Electric («Дженерал Электрик")
- электробытовые приборы, Federal Express Экспресс")
- 24-часовая доставка, Du Pont («Дюпон") -
новые материалы.7
Одним из способов пролонгирования периода
получения сверх
прибылей от технологического лидерства
является инновационная
компетенция. Чем многочисленнее и сложнее
технологические пара
метры нового продукта, тем труднее конкурентам
определить основные характеристики,
с которыми надобно конкурировать. А если
к сложным технологиям присовокупить
и особую внутреннюю культуру фирмы, которая
сама по себе порождает инновации, имитировать
данный продукт практически невозможно.
В дополнение к этому новаторы постоянно
стремятся установить тесные отношения
с поставщиками
и дистрибьюторами, что повышает компетенцию
и ноу-хау фирмы.
Однако в современном обществе в силу ограниченности ресурсов и технологических возможностей становится все сложнее изобретать принципиально новую продукцию. Поэтому большинство новинок относятся к инновациям второй волны.8
Новаторами второй волны являются те фирмы, которые привнесли глубокие качественные изменения в товары, услуги, технологии, уже существующие на рынке. Среди таких глобально модернизированных товаров можно назвать автомашина с автоматической коробкой передач, персональный компьютер и так дальше. Новаторы второго поколения - это фирмы Синклэр"), Osboume («Осборн") и Apple («Эппл") в области персональных компьютеров, Advanced Memory Systems («Эдвансд Мэмори Системз") - микропроцессоры, Genetech («Дженетэк") - биотехнологии.9
Проведение первичных инноваций требует значительного научно - технического потенциала, новаторской активности и мощно и финансовой базы. Кроме того, надобно учитывать опасность таких проектов. По приблизительным оценкам, процент "провала" нововведений в области производства товаров широкого потреблении составляет 40 % в сфере промышленного производства - 20 %, в сфере услуг - 18 %. Из каждых 10 новаторских фирм в течение двух лет выжинала только одна. Более 60 % первичных инноваций, официально запатентованных, имитируются в течение четырех лет. Однако не только (и не столько) молодые фирны, но и гиганты международного бизнеса, несмотря на ошибки и провалы, продолжают ходить по пути внедрения первичных инноваций. Причиной тому является мощнейшее конкурентное преимущество - новизна. В этой ситуации потенциальные конкуренты вынуждены либо отказываться от проникновения па новый сегмент рынка, либо затрачивать значительные средства для имитации нововведения и придания ему дополнительных конкурентных преимуществ.
По второму пути идут фирмы, внедряющие инновации, которые можно определить как вторичные. Данного рода нововведения представляют новизну только для фирмы, их инициирующей. Это может быть диверсификация деятельности (расширение номенклатуры товаров и услуг), использование новых для фирмы, но уже применяемых в практике управленческих подходов или технологических идеи. В любом случае при данном подходе фирмы экономят значительные средства на фундаментальных и прикладных научных исследованиях, учатся на маркетинговых ошибках новаторов и имеют возможное сконцентрироваться на качестве товаров, расширении ассортиментного ряда и наиболее эффективных методах продвижения входе рыночной фазы ЖЦТ.
Классификация инноваций по причинам проведения. Очевидно, что любая инновация вызвана теми или иными факторами. В случае, когда компания вынуждена реагировать на произошедшие в предпринимательской среде изменения и адаптироваться к ним с поставленной задачей сохранения или возможного усиления эффективности хозяйственной деятельности, имеют место так называемые адаптационные инновации или адаптационные методы менеджмента.
Если же компания имеет возможности (научные, финансовые, маркетинговые) для предвидения возможных перемен во внешней среде, а иногда и для их стимулирования, то осуществляется стратегический менеджмент, направленный на создание будущих конкурентных преимуществ. Такие инновации можно определить как опережающие.
Третья классификация инноваций предполагает разделение нововведений по объекту (предмету), на который они направлены. Объект инновации целесообразно разделить на четыре типа: продуктовые; управленческие; маркетинговые; технологические.10