Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:06, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть виды доходов населения и источники их формирования в Республике Беларусь, проследить за динамикой изменения получаемых населением доходов, определить приоритеты государственной политики в области социальной защиты на современном этапе.
Введение……………………………………………………………………………3
1.Доходы населения: понятия, источники, виды……………………………..…5
1.1 Понятие и структура доходов населения…………………………………... 5
1.2 Виды и источники доходов…………………………………………………...8
2. Роль государства в распределении доходов.………………………….. …….15
2.1 Причины дифференциации доходов ………………………………………..15
2.2 Показатели неравенства доходов…………………………………………….17
2.3 Государственное регулирование доходов населения………………………20
3. Доходы населения Республики Беларусь………………………………………21
3.1 Динамика доходов населения Республики Беларусь за последние годы…...21
3.2 Приоритеты государственной политики в области социальной защиты на современном этапе………………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников………………………………………….......34
Приложение А Динамика доходов населения Республики Беларусь с 2000 по 2011 гг………………………35
Примечание – Источник: [21]
Как видно из графика средняя заработная плата работников в долларах в 2009 и 2011 гг. уменьшилась относительно предшествующего года, что обусловлено влиянием финансово-экономического кризиса на экономику страны в целом.
Целевыми ориентирами политики доходов населения в 2006–2010 гг. стал рост реальных денежных доходов – 149–156 %; повышение уровня реальной заработной платы как основного источника формирования доходов населения и важного стимула трудовой активности работников – 152–158 %; поэтапное повышение уровня минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета, размеров социальных пособий – до величины бюджета прожиточного минимума; предотвращение необоснованной дифференциации населения по уровню доходов – не более 1:6; повышение реального значения пенсии по возрасту в 1,52 раза; сокращение уровня малообеспеченности в два раза.
Следует отметить, что несмотря на форс-мажорные обстоятельства кризисного 2009 г., страна не отступила от выполнения напряженных заданий пятилетки в области доходов населения. За 2006–2009 гг. темпы роста реальных доходов составили 153,4 %.
Как видно из таблицы 2 номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе-августе 2012 г. составила 3 448,2 тыс. рублей, в том числе в августе – 4 084,9 тыс. рублей, и увеличилась по сравнению с июлем 2012 г. на 4%, или на 159 тыс. рублей.
Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-августе 2012 г. по сравнению с январем-августом 2011 г. увеличилась на 13,3 %, в августе 2012 г. по сравнению с июлем 2012 г. – на 1,7 %.
Таблица 2 – Начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусьпо областям и г. Минску
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, рублей |
Изменение реальной заработной платы к соответствующему периоду предыдущего года, % | |||
январь-август 2012 г. |
август 2012 г. |
январь-август 2012 г. |
август 2012 г. | |
Республика Беларусь |
3 448 162 |
4 084 895 |
113,3 |
131,7 |
Области: Брестская |
2 981 936 |
3 564 649 |
111,1 |
132,6 |
Витебская |
3 122 703 |
3 723 125 |
113,5 |
131,5 |
Гомельская |
3 324 271 |
3 864 390 |
116,1 |
131,9 |
Гродненская |
3 094 062 |
3 719 780 |
111,9 |
130,5 |
г. Минск |
4 393 271 |
5 092 908 |
111,0 |
128,5 |
Минская |
3 500 546 |
4 246 415 |
116,2 |
134,7 |
Могилевская |
3 154 150 |
3 786 242 |
114,1 |
134,6 |
Примечание – Источник: [11]
В августе 2012 г. в промышленности
средняя заработная плата составила
4 666,1 тыс. рублей, на транспорте и в
связи – 4 658,4 тыс., в строительстве
– 5 150 тыс., в образовании – 2 630,1 тыс.,
в том числе учителей – 3 099,1 тыс.,
профессорско-
Рисунок 4 – Изменение среднего размера пенсии по возрасту за период 2006 – 2011 года
Примечание – Источник: [21]
В органах по труду, занятости и социальной защите в марте 2012 г. на учете состояло 2 485,3 тыс. пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий составил 1 209,8 тыс. рублей, что в 2,1 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Средний размер пенсий по возрасту составил 1 255,2 тыс. рублей, по инвалидности – 1 112 тыс. рублей, по случаю потери кормильца – 806,5 тыс. рублей, социальных пенсий – 654,2 тыс. рублей.
Реальный размер назначенных
пенсий (пенсий, рассчитанных с
учетом изменения индекса
3.2 Приоритеты
государственной политики в
Республика Беларусь - социальное государство, основными целями которого являются рост благосостояния граждан и успешное развитие общества.
В республике созданы условия, позволяющие
каждому трудоспособному
Доходы работающих
Ключевая составляющая социальной политики в отношении трудоспособного населения - создание условий, позволяющих трудиться без ущерба для здоровья и получать достойную плату за свой труд. Заработная плата призвана служить надежным источником доходов, выступая в то же время важнейшим экономическим фактором стимулирования трудовой активности работников.
Основную часть доходов (около 60 %) работающих граждан составляет заработная плата, которая должна быть увязана с эффективностью деятельности и играть ведущую роль в стимулировании трудовой активности работников.
Доходы от собственности, предпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства пока играют не столь весомую роль в формировании денежных поступлений граждан. Однако, как показывает опыт других государств (прежде всего стран с рыночной экономикой), самозанятость, предпринимательская деятельность, аренда недвижимости, выгодное вложение собственных сбережений могут служить существенными источниками доходов. В данной связи в Беларуси принимаются меры по улучшению делового климата и условий предпринимательской деятельности, поддержке развития личных подсобных и фермерских хозяйств.
Отличительной чертой государственной социальной политики в нашей стране является справедливое распределение доходов, направленное на повышение благосостояния всех граждан, недопущение глубокого социального расслоения по уровню доходов, порождающего в обществе серьезные противоречия и создающего угрозу общественнополитической безопасности.
Цель государственной политики в области оплаты труда - повышение заработной платы как основного источника доходов населения, усиление ее стимулирующей роли в роста экономики страны [15, с.24].
Если обратиться к цифрам, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе-августе 2012 г. составила 3 448,2 тыс. рублей, в том числе в августе – 4 084,9 тыс. рублей, и увеличилась по сравнению с июлем 2012 г. на 4%, или на 159 тыс. рублей.
При этом государством принимаются меры, призванные не допустить значительной дифференциации в оплате труда. Так, разница между самыми высокооплачиваемыми и самыми низкооплачиваемыми категориями работников различных отраслей в 2005 году составляла 4,6 раза, в 2011 году - 3,2 раза, в январе-июне нынешнего года этот показатель был 4,3 раза [23].
В Послании белорусскому народу и Национальному собранию 21 апреля 2011 г. Главой государства были определены приоритеты в области оплаты труда, которые являются основой социально-политической стабильности общества. Основные направления:
В целях реализации поставленных задач на современном этапе развития экономики необходимо поддерживать и стимулировать предприимчивых людей - инициативных, думающих, энергичных, которые могут и, самое важное, хотят добиться успеха во всех сферах жизни общества. Особое внимание должно быть уделено работникам, занятым реализацией инновационных и инвестиционных проектов, разработкой новой техники и новейших технологий.
Комплексное государственное регулирование заработной платы в бюджетной сфере будет осуществляться путем повышения тарифной ставки первого разряда и совершенствования Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, принятия с учетом финансовых возможностей бюджета мер по последовательному приближению заработной платы работников бюджетной сферы к ее среднему уровню по республике.
Реализация этого направления
будет осуществляться через совершенствование
Единой тарифной сетки путем поэтапного
уменьшения, а в дальнейшем и отмены корректирующих
коэффициентов, унификации и модернизации
квалификационных характеристик должностей
служащих. При этом отмена корректирующих
коэффициентов позволит восстановить
обоснованную дифференциацию в оплате
труда работников бюджетной сферы различных
профессионально-
Политика занятости
Наличие работы - одно из основных условий социальной защищенности человека, а также социальный индикатор, отражающий эффективность проводимой социальной политики. Поэтому одной из важнейших задач является поддержание стабильной и управляемой ситуации на рынке труда.
В контексте структурной
В Беларуси на 1 августа текущего года зарегистрированная безработица сохранилась на уровне 0,6 процента к численности экономически активного населения (на 1 августа прошлого года - 0,7 процента).
Особо пристальное внимание необходимо уделять содействию занятости граждан, не способных на равных конкурировать на рынке труда (инвалиды, молодежь, граждане, освободившиеся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, длительно неработающие граждане), через предоставление им дополнительных гарантий занятости: создание дополнительных рабочих мест и специализированных организаций; установление брони приема на работу; предоставление услуг по профессиональной ориентации; организацию обучения и переобучения по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) и др.
В Беларуси ежегодно принимается целый комплекс мер по обеспечению политики занятости и социальной защите населения. Среди приоритетных направлений новой программы можно выделить меры по профессиональной подготовке и переподготовке безработных, поддержке предпринимательства, стабилизации ситуации на локальных рынках труда в малых городах и сельской местности [15, с.27].
Социальное обеспечение пожилых
Если благополучие трудоспособного населения зависит главным образом от личного трудового вклада, квалификации и предприимчивости, то повышение уровня доходов тех, кто в силу объективных причин не может трудиться, является одной из задач государства. Основным источником доходов лиц пожилого возраста выступает пенсия.
Размеры пенсий в августе, сентябре, октябре 2012 г.:
- максимальная пенсия по возрасту для работающих пенсионеров (стаж работы у мужчин 45 лет, у женщин – 40 лет, индивидуальный коэффициент заработка 1,3) – 1 887 740 рублей;
- максимальная пенсия по возрасту для неработающих пенсионеров (стаж работы у мужчин 45 лет, у женщин – 40 лет, индивидуальный коэффициент заработка 4,0) – 2 600 590 рублей;
- минимальная пенсия по возрасту – 915 020 рублей (210 968 рублей – 25 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах июня 2012 г. и 704 050 рублей – доплата в размере 20 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчёте пенсий (статья 70 Закона) [15, с.27].
Размеры доплат к пенсиям неработающим получателям пенсий в органах по труду, занятости и социальной защите в августе, сентябре, октябре 2012 г. составляют: лицам, достигшим возраста 75 лет, – 158 230 рублей; лицам, достигшим возраста 80 лет – 210 970 рублей.
С 1 октября 2012 г. вступит в силу
Указ Президента Республики Беларусь
от 18.03.2012 № 136 «О мерах по совершенствованию
пенсионного обеспечения
1) на 6, 8, 10 и 12 процентов заработка, принимаемого для исчисления пенсии, – соответственно за каждый полный первый, второй, третий и четвертый годы работы, на 14 процентов такого заработка – за полный пятый и каждый последующий год работы. Указанные размеры увеличения пенсии суммируются между собой;
2) на 1 процент заработка, принимаемого для исчисления пенсии, – за каждые полные два месяца неполного года работы. Данный размер увеличения пенсии суммируется с размером увеличения пенсии, предусмотренным выше.
Под работой, дающей право на увеличение пенсии, понимаются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты согласно законодательству о государственном социальном страховании.