Виды доходив населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть виды доходов населения и источники их формирования в Республике Беларусь, проследить за динамикой изменения получаемых населением доходов, определить приоритеты государственной политики в области социальной защиты на современном этапе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1.Доходы населения: понятия, источники, виды……………………………..…5
1.1 Понятие и структура доходов населения…………………………………... 5
1.2 Виды и источники доходов…………………………………………………...8
2. Роль государства в распределении доходов.………………………….. …….15
2.1 Причины дифференциации доходов ………………………………………..15
2.2 Показатели неравенства доходов…………………………………………….17
2.3 Государственное регулирование доходов населения………………………20
3. Доходы населения Республики Беларусь………………………………………21
3.1 Динамика доходов населения Республики Беларусь за последние годы…...21
3.2 Приоритеты государственной политики в области социальной защиты на современном этапе………………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников………………………………………….......34
Приложение А Динамика доходов населения Республики Беларусь с 2000 по 2011 гг………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа моя !!!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 152.33 Кб (Скачать файл)

Так, если за первый год работы размер пенсии увеличится на  6 процентов  заработка, принимаемого для исчисления пенсии, то за два года – на 14 процентов (6 процентов за первый год плюс 8 процентов за второй год); за три  года – на 24 процента (14 процентов  за первых два года плюс 10 процентов  за третий год); за четыре года – на 36 процентов (24 процента за три года плюс 12 процентов за четвертый); за пять лет – на 50 процентов      (36 процентов за четыре года плюс 14 процентов  за пятый год); за шесть лет – 64 процента (50 процентов за пять лет  плюс 14 процентов за шестой год) и  так далее [22].

Семейная политика

Социальная поддержка семей, воспитывающих детей, выступает одним из ключевых направлений государственной социальной политики и одной из основ демографической безопасности.

Говоря о перспективах развития Беларуси, Президент страны неоднократно подчеркивал, что и для государства, и для каждого человека главное - полноценная семья, в которой растут и воспитываются дети. Семья является одним из социальных устоев общества и одновременно одной из важнейших его ценностей. Приоритетной задачей государства является поддержка семьи, создание условий для максимальной и полноценной реализации ее основных функций, укрепления ее потенциала. В данном вопросе важно скоординировать усилия средств массовой информации, учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, институтов гражданского общества.

Формы государственной социальной поддержки семьи включают денежные выплаты на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пособия, пенсии); социальное обслуживание, различные виды материальной помощи.

С целью усиления государственной  поддержки семей с детьми в последние годы были существенно повышены размеры государственных пособий при рождении и воспитании детей, расширен контингент получателей бесплатного питания детям первых двух лет жизни. При принятии данных решений учитывалось, что сегодня Беларусь, как и многие другие европейские государства, находится в режиме депопуляции: поколение детей замещает поколение родителей всего лишь на 65 %.

           В   дальнейшем в республике будет  продолжена работа по созданию таких социальноэкономических условий, при которых родители могут успешно воспитывать детей без ущерба для своего профессионального и личностного роста [15, с.28].

Социальная поддержка  нетрудоспособных и малообеспеченных граждан

В нашей стране уделяется  большое внимание повышению качества жизни населения, что особенно актуально для тех категорий населения, которые в силу объективных причин не могут сами решить свои жизненные проблемы. С целью оказания пожилым людям и инвалидам разносторонней и качественной социально-бытовой и психологической помощи в Беларуси действует государственный социальный стандарт в области социального обслуживания: во всех административных районах функционируют территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН).

В Беларуси функционирует 76 стационарных учреждений соцобслуживания  для престарелых и инвалидов, в которых проживают 17,5 тыс. человек. Социальные услуги нуждающимся предоставляют 152 территориальных центра социального  обслуживания населения, на учете в  них на 1 октября состояли 1,6 млн. человек. Численность нетрудоспособных пожилых людей и инвалидов  первой и второй группы, обслуживаемых  отделениями соцпомощи на дому, возросла до 87,5 тыс. В центрах функционируют 54 отделения круглосуточного пребывания для граждан пожилого возраста и  инвалидов на 1914 мест. Особое внимание уделяется обеспечению доступности  соцобслуживания для сельских жителей: на 1 октября функционировало 887 социальных пунктов, 56 хозяйственных бригад, 79 бригад соцобслуживания на мобильной основе [16].

Актуальным в современных условиях является внедрение инновационных технологий в области социального обслуживания, таких как социальные услуги, основанные на рентных отношениях, дома-интернаты малой вместимости и повышенной комфортности для оказания социальных услуг на платной основе, государственный социальный заказ.

С целью вовлечения в систему  социального обслуживания институтов гражданского общества (общественных объединений, религиозных организаций, фондов, волонтеров и др.) может быть предусмотрено частичное бюджетное финансирование поставщиков социальных услуг на договорной основе через государственный социальный заказ. Для реализации данного инновационного подхода необходимо выявить потребность населения в услугах, разработать соответствующую нормативную правовую базу, финансовый механизм, проработать организационные вопросы, обеспечить сбалансированную ответственность и партнерство всех субъектов отношений при предоставлении социальных услуг на основе государственного заказа.

Еще одно направление - предоставление помощи  нуждающимся. Для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также для малообеспеченных граждан и семей, чьи доходы по объективным причинам ниже бюджета прожиточного минимума, предусмотрена государственная адресная социальная помощь [15, с.29].

В 2012 г. адресную социальную помощь получили 422 человека  на общую  сумму 395,8 млн. руб.  [20].      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Доходы населения –  это поступления натуральных  и денежных средств, полученных населением за определенный промежуток времени  и используемых в целях потребления  и накопления. Основными видами доходов  являются денежные и натуральные. Для  характеристики доходов населения  используют три вида доходов: номинальные, располагаемые и реальные. Структуру  доходов населения составляют оплата труда, доходы от собственности, социальные трансферты и прочие доходы.

Доходы распределяются неравномерно между населением, поэтому говорят  о дифференциации доходов, которая  складывается в основном под влиянием двух факторов: дифференциации заработной платы и дифференциации различий в семейном положении работников. Для изучения неравномерности их распределения используется метод  группировок, в результате которого население группируется в: квартильные (25%-ые), квинтильные (20%-ые), децильные (10%-ые) группы. Также для анализа неравенства  используются: коэффициент фондов, медиальный доход, модальный доход, коэффициент Джинни и кривая Лоренца, индекс Парето.

Вторгаясь в сферу распределения  доходов, государство ни в коем случае не должно добиваться их уравнивания. Неравенство доходов - обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы, только оно способно создать действенные мотивы к  труду и инвестированию

В то же самое время, неравенство  доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической  стабильности в стране, поэтому практически  все развитые страны мира вынуждены  постоянно сокращать разрыв в  доходах различных групп населения. Но разработка такого рода мер возможна лишь при умении точно определять степень дифференциации доходов  и богатства и воздействовать на нее с помощью государственной  политики.

Государственное регулирующее воздействие на доходы населения  состоит в осуществлении мер, направленных на предотвращение негативных социальных последствий, связанных  со становлением рыночного механизма. Формы государственного регулирования  складываются из материальных, институциональных  и концептуальных составляющих. Государственная  политика доходов направлена на регулирование  доходов путем повышения доходов  бедных слоев населения и ограничение  доходов богатых, оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения  через систему социального обеспечения, нейтрализацию инфляционного обесценения  доходов и сбережений населения. Основной задачей государственной  политики является справедливое распределение.

Итак, после рассмотрения комплекса вопросов о доходах  населения я выявила, что основными  источниками формирования доходов  населения нашей страны является заработная плата, которую оно получает на основном месте работы. Это возможно связано с нехваткой времени, то есть люди очень много работают, что им не хватает больше сил на дополнительную работу, а некоторые просто хотят посвятить себя семье и отдыху, а некоторые просто довольны своим основным заработком, что не нуждаются в дополнительном.

Также значительная доля доходов  поступают в руки населения вместе с социальными трансфертами. Государство  проводит социальную политику в помощь малоимущим слоям населения, многодетным  семья, выдает пособия по безработице, в связи с финансовым кризисом, в котором находится наша страна, безработных стало намного больше, старается поддерживать пенсионеров, увеличивая как можно больше их пенсии, прилагает усилия для того, чтобы  проблема бедности не стояла перед  жителями.

Наименьшая доля приходится на доходы от собственности. Это можно  охарактеризовать тем, что население  нашей страны не владеет дополнительной собственностью, которую могло бы сдавать в аренду и получать дополнительный заработок.

Ситуация сложившаяся  в 2011 году, оказала влияние на доходы населения Республики Беларусь. Однако, меры, принятые государством позволили минимизировать негативные последствия для нашей страны. Исходя из оценки складывающейся социально-экономической ситуации Республики Беларусь, основной целью социальной политики является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства и негативных явлений в обществе, повышение образовательного и культурного уровня всего населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник.4-е изд. / под общ. Ред. А.В. Сидоровича. М.: МГУ, Издательство "Дело и сервис", 2002. - 447 с.
  2. Ален Роберт. Множественные источники дохода, 2008 г.
  3. Ананьев А.Н. Политика доходов и заработной платы: учебник/под ред. П.В. Савченко, Ю.П. Кокина – 2-е издание – М: Экономность, 2004 г. – 525с.
  4. Булатов А.С. Экономика: учебник для вузов – М: Омега-П, 2006 г. – 656 с.
  5. Горелов Н.А. Политика доходов и качество жизни населения/Н.А. Горелов, 2003 г. – 653 с.
  6. Доходы населения и оплата труда, социальная защита населения // Экономический бюллетень. 2010. №9. С.23 - 27.
  7. Иманова Е.В. Доходы населения и механизмы их формирования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Екатеринбург, 2009 г.
  8. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник для эк. вузов. В 2 т. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. пер. с англ. Москва: ИНФРА-М. Т.1.2000. С.387 с.
  9. Макроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и др. Мн.: БГЭУ, 2007. - 415 с.
  10. Макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред.М.И. Плотницкого. М.: Новое знание, 2002. - 462 с.
  11. Национальный статистический комитет РБ.
  12. Основы экономической теории: учебник / В.Л. Клюня [и др.]; под ред.В.Л. Клюни, Н.В. Черченко. Мн.: Выш. шк., 2005. - 408 с.
  13. Самуэльсон, П. Экономика: /П. Самуэжльсон, В. Нордхаус. Москва: "Лаборатория Базовых Знаний", 2000.674 с.
  14. Современный гуманитарный университет. Дистанционное образование. Политика доходов и заработной платы – Юнита 1 – М., 2003 г.
  15. Щеткина М. А. приоритеты государственной политики  в области социальной защиты на современном этапе, 2011. - 30 с.
  16. http://newbelta.belta.by/ru/conference/i_234.html
  17. http://orags.narod.ru/manuals/econom_theory/12.html
  18. http://ya-economist-11.ucoz.ru/index/64_prichiny_differenciacii_dokhodov
  19. http://www.coolreferat.com
  20. http://www.dzerzhinsk.minsk-region.by/ru/social/soczasch
  21. http://www.fpb.by/ru/menu_left/social_part
  22. http://www.minsk-region.gov.by/index.php?option=com_content&view=artic le&id=223&Itemid=729&lang=ru
  23. http://japan.mfa.gov.by/rus/news3/~page__m12=21~news__m12=506340

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 1 –  Динамика доходов населения Республики Беларусь

 

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Денежные доходы в расчете  на душу населения, тыс. руб. в месяц

46,51)

329,3

416,9

503,9

648,2

753,6

952,4

1041

Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему  году

114,1

118,4

117,8

113,2

111,8

102,7

115,1

103,5

Реальные располагаемые  денежные доходы населения, в процентах  к предыдущему году

113,8

118,1

115,9

113,1

111,8

103,7

114,8

98,9

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб.

58,91)

463,7

582,2

694,0

868,2

981,6

1217,3

1521

Реальная заработная плата, в процентах к предыдущему  году

112,0

120,9

117,3

110,0

109,0

100,1

115,0

101,9

Средний размер назначенной  пенсии (на конец года), тыс. руб.

36,41)

211,0

277,6

328,2

389,4

429,5

584,7

940,4

Реальный размер назначенной  пенсии, в процентах к предыдущему  году

143,2

113,2

123,4

105,4

104,7

100,2

123,9

77,1

Информация о работе Виды доходив населения