Влияние МВФ на мировую экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования:
Изучить историю создания и развития МВФ;
Рассмотреть способы влияния МВФ на развитие международных отношений;
Рассмотреть способы политического влияния МВФ в развитие экономик стран-членов.
Задачи, которые необходимо решить в ходе выполнения данной работы:
Рассмотреть исторические предпосылки создания МВФ;
Изучить динамику развития фонда;

Содержание

Введение 3
1. Создание Международного Валютного Фонда 5
1.1 Предпосылки создания фонда. 5
1.2 Официальные цели создания Фонда. 8
1.3 Требования Статей соглашения (устава) МВФ. 11
2. Международные финансовые отношения. 23
2.1 Роль МВФ в регулировании международных 23
валютно-кредитных и финансовых отношений. 23
2.2 МВФ и мировой финансово-экономический кризис 2008 года. 25
3. Распределение квот государств-членов МВФ. 27
3.1 Способы изменения распределения квот. 27
3.2 Перспективы влияния МВФ на мировую экономику 30
3.3 Усиление влияния центральных банков на мировую экономику. 34
Заключение 38
Список литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние МВФ на мировую экономику.docx

— 418.02 Кб (Скачать файл)

Для этого используются регулярные (как правило, ежегодные) консультации с правительственными учреждениями государств-членов по поводу их политики в области валютных курсов. При этом государства-члены обязаны  консультироваться с МВФ и  по вопросам макроэкономической, а  также структурной политики. В  дополнение к традиционным целевым  установкам надзора (устранение макроэкономических неравновесий, снижение темпа инфляции, осуществление рыночных реформ) МВФ  после распада СССР стал уделять  больше внимания структурным и институциональным  преобразованиям в государствах-членах. А это уже ставит под сомнение политический суверенитет подвергающихся «надзору» государств. Структура Международного валютного фонда приведена на рис. 6.6. 

Высшим руководящим органом  в МВФ является Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим (обычно это министры финансов или руководители центральных банков) и его заместителем. 

В ведение совета входит решение ключевых вопросов деятельности МВФ: внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей  в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время. 

Совет управляющих делегирует многие свои полномочия исполнительному  совету (Executive Board), т. е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой в области валютного курса.  

С 1992 г. в составе исполнительного  совета представлено 24 исполнительных директора. В настоящее время  из 24 исполнительных директоров 5 (21%) имеют  американское образование. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (Managing Director), который возглавляет штат сотрудников фонда и является председателем исполнительного совета. Среди 32 представителей топ-менеджмента МВФ 16 (50%) получили образование в США, 1 работал в транснациональной корпорации, 1 преподавал в американском университете.

Директор-распорядитель  МВФ, согласно неформальным договоренностям, всегда европеец, а его первый заместитель  – всегда американец. 
 

 
Кредитные механизмы

МВФ предоставляет кредиты  в иностранной валюте государствам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицита платежного баланса, т. е. фактически для пополнения официальных валютных резервов; во-вторых, для поддержки  макроэкономической стабилизации и  структурной перестройки  экономики, а значит — для кредитования бюджетных расходов правительств. Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку или заимствование иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в ее центральном банке как депозитарии. При этом МВФ, как было отмечено, предоставляет кредиты в основном в долларах США. 
На протяжении первых двух десятилетий своей деятельности (1947–1966 гг.) МВФ кредитовал в большей мере развитые страны, на которые приходилось 56,4% суммы кредитов, (в том числе 41,5% средств получила Великобритания). С 1970-х гг. МВФ переориентировал свою деятельность на предоставление кредитов развивающимся странам (рис. 6.7). 
 
 
 
Интересно отметить временную границу (конец 1970-х гг.), после которой активно начала формироваться мировая неоколониальная система, пришедшая на смену развалившейся колониальной. Основными механизмами кредитования за счет ресурсов МВФ являются следующие.

Резервная доля.  Первая «порция» иностранной валюты, которую государство-член может приобрести в МВФ в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», а с 1978 г. — резервной долей (reserve tranche). 
           Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены государством-членом сверх резервной доли, делятся на четыре кредитные доли или транша (credit tranches), составляющие по 25% квоты. Доступ государств-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Предельная сумма кредита, которую страна может получить у МВФ в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125% ее квоты. 
          Резервные кредиты стенд-бай (stand-by arrangements). Этот механизм применяется с 1952 г. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. С 1950-х гг. и до середины 1970-х гг. соглашения о кредитах стендбай имели срок до года, с 1977 г. — до 18 месяцев, позднее — до 3 лет, в связи с увеличением дефицитов платежных балансов. 

Механизм расширенного кредитования (extended fund facility) применяется c 1974 г. В рамках этого механизма предоставляются кредиты на еще более длительные сроки (на 3–4 года) в бóльших размерах. Использование кредитов стенд-бай и расширенных кредитов — самых распространенных до мирового финансово-экономического кризиса кредитных механизмов — сопряжено с выполнением государством-заемщиком некоторых условий, предусматривающих проведение им определенных финансово-экономических (а зачастую и политических) мероприятий. При этом степень жесткости условий нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены еще до получения кредита. 
 Если МВФ сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями фонда», не выполняет выдвинутых требований, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша. Этот механизм позволяет МВФ фактически управлять страной-заемщицей.  

По истечении установленного срока государство-заемщик обязано  погасить задолженность («выкупить» национальную валюту у Фонда), вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Возврат кредитов стенд-бай производится в течение 3 лет и 3 месяцев — 5 лет со дня получения каждого  транша, при расширенном кредитовании — 4,5–10 лет. В целях ускорения  оборота своего капитала МВФ «поощряет» более быстрый возврат должниками полученных кредитов. 

Помимо этих, стандартных  механизмов, в МВФ существуют специальные  кредитные механизмы. Они различаются  по целям, условиям и стоимости кредитов. Специальные кредитные механизмы  включают следующие.Механизм компенсационного кредитования, МКК (com pen sato ry i nancing facility, CFF), предназначен для кредитования стран, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. Механизм кредитования дополнительных резервов, МКДР (supplemental reserve facility, SRF), введен в декабре 1997 г. для предоставления средств государствам-членам, которые испытывают «исключительные трудности» с платежным балансом и остро нуждаются в расширенном краткосрочном кредитовании вследствие внезапной потери доверия к валюте, что вызывает бегство капитала из страны и резкое сокращение ее золотовалютных резервов. Предполагается, что этот кредит должен предоставляться в тех случаях, когда бегство капитала может создать потенциальную угрозу для всей мировой валютной системы. 

Экстренная помощь (emergency assistance) призвана содействовать преодолению дефицита платежного баланса, вызываемого непредсказуемыми стихийными бедствиями (с 1962 г.) и кризисными ситуациями в результате гражданских беспорядков или военно-политических конфликтов (с 1995 г.). Механизм экстренного финансирования, МЭФ (emergency financing mechanism, EFM) (с 1995 г.) — комплекс процедур, обеспечивающих ускоренное предоставление фондом кредитов государствам-членам при возникновении у них чрезвычайной кризисной ситуации в области международных расчетов, которая требует незамедлительной помощи со стороны МВФ. 

Механизм поддержки торговой интеграции, МПТИ (trade integration mechanism, TIM), создан в апреле 2004 г. в связи с возможными временными негативными последствиями для ряда развивающихся стран результатов переговоров о дальнейшем расширении либерализации международной торговли в рамках «Доха-раунда» Всемирной торговой организации. Этот механизм предназначен для оказания финансовой поддержки странам, у которых происходит ухудшение платежного баланса вследствие мер, осуществляемых в направлении либерализации торговой политики другими странами. Однако МПТИ представляет собой не самостоятельный кредитный механизм в прямом смысле слова, а определенную политическую установку.  

Столь широкая представленность разноцелевых кредитов МВФ свидетельствует, что фонд предлагает странам-заемщикам свои инструменты практически в любой ситуации.

Беднейшим странам (с величиной  ВВП на душу населения ниже установленного порогового значения), которые не в  состоянии платить проценты по обычным  кредитам, МВФ оказывает льготную «помощь», хотя доля льготных займов в  общем объеме кредитов МВФ чрезвычайно мала (рис. 6.8). 
 
 

 

Кроме того, негласная гарантия платежеспособности, предоставляемая  МВФ в качестве «бонуса» вместе с  кредитом, распространяется и на более  экономически сильных игроков на международной арене. Даже небольшой  кредит МВФ облегчает стране доступ на мировой рынок ссудных капиталов, помогает получить кредиты у правительств развитых стран, центральных банков, группы Всемирного банка, Банка международных  расчетов, а также у частных  коммерческих банков. И наоборот, отказ  МВФ в кредитной поддержке стране закрывает ей доступ к рынку ссудных капиталов. В таких условиях страны просто вынуждены обращаться в МВФ, даже если понимают, что условия, выдвигаемые МВФ, будут иметь для национальной экономики плачевные последствия.

На рис. 6.8 также видно, что в начале своей деятельности МВФ как кредитор играл достаточно скромную роль. Однако начиная с 1970-х  гг. произошло значительное расширение его кредитной деятельности. 

 

Условия предоставления кредитов

Предоставление фондом кредитов государствам-членам связано  с выполнением ими определенных политико-экономических условий. Подобный порядок получил наименование «обусловленности»  кредитов. Официально МВФ обосновывает эту практику необходимостью иметь  уверенность в том, что государства-заемщики будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный  кругооборот ресурсов Фонда. Фактически построен механизм внешнего управления государствами-заемщиками. 

Поскольку в МВФ доминируют монетаристские, шире — неолиберальные теоретические воззрения, его «практические» стабилизационные программы обычно включают сокращение государственных расходов, в том числе на социальные цели, отмену или уменьшение государственных субсидий на продовольствие, товары широкого потребления и услуги (что ведет к повышению цен на эти товары), увеличение налогов на доходы физических лиц (при одновременном снижении налогов на бизнес), сдерживание роста или «замораживание» заработной платы, повышение учетных ставок, ограничение объемов инвестиционного кредитования, либерализацию внешнеэкономических связей, девальвацию национальной валюты, за которой следует удорожание импортируемых товаров, и т. п. 

Концепция экономической  политики, составляющая ныне содержание условий для получения кредитов МВФ, сформировалась в 1980-е гг. в кругах ведущих экономистов и деловых  кругах CША, а также других стран  Запада и известна как «Вашингтонский консенсус».

Она предполагает такие  структурные изменения в экономических  системах, как приватизация предприятий, введение рыночного ценообразования, либерализация внешнеэкономической  деятельности. Основную (если не единственную) причину разбалансированности экономики, неуравновешенности международных  расчетов стран-заемщиц МВФ видит в избыточном совокупном платежеспособном спросе в стране, вызываемым в первую очередь дефицитом государственного бюджета и чрезмерным расширением денежной массы.

Выполнение программ МВФ  чаще всего ведет к свертыванию  инвестиций, торможению темпов экономического роста, обострению социальных проблем. Это связано со снижением реальной заработной платы и жизненного уровня, ростом безработицы, перераспределением доходов в пользу богатых слоев за счет менее обеспеченных групп населения, ростом имущественной дифференциации. 

Что касается бывших социалистических государств, препятствием для решения  их макроэкономических проблем, с точки  зрения МВФ, являются пороки институционального и структурного характера, поэтому  фонд при предоставлении кредита  ориентирует свои требования на осуществление  долговременных структурных изменений  в их экономических и политических системах. МВФ проводит очень идеологизированную политику. Фактически он финансирует перестройку и включение национальных экономик в глобальные спекулятивные потоки капитала, т.е. их «привязку» к мировой финансовой метрополии.  

С расширением кредитных  операций в 1980-х гг. МВФ взял курс на ужесточение их обусловленности. Именно тогда получило распространение  использование структурных условий в программах МВФ, в 1990-е гг. оно значительно усилилось.

Не вызывает удивления, что рекомендации МВФ странам  – получателям помощи в большинстве  случаев прямо противоположны антикризисной  политике развитых государств (табл. 6.1), которые практикуют контрциклические меры – падение спроса со стороны домохозяйств и бизнеса в них компенсируется возросшими государственными тратами (пособиями, субсидиями и т. п.) за счет расширения дефицита бюджета и увеличения госдолга. В разгар мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. МВФ поддержал такую политику в США, ЕС и Китае, но для своих «пациентов» прописал иное «лекарство». «31 из 41 соглашения о помощи МВФ предусматривает проциклическую, т. е. более жесткую монетарную либо фискальную политику», - отмечается в докладе вашингтонского Центра  экономических и политических исследований (Center for Economic and Policy Research).

 
 

Эти двойные стандарты  существовали всегда и много раз  приводил к масштабным кризисам в  развивающихся странах. Применение рекомендаций МВФ ориентировано  на формирование монополярной модели развития мирового сообщества. 
 

 

2. Международные финансовые  отношения.

2.1 Роль МВФ в регулировании международных

валютно-кредитных  и финансовых отношений.

 
         МВФ периодически вносит изменения в мировую валютную систему. Во-первых, МВФ выступал в качестве проводника принятой Западом по инициативе США установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. Первоначально Статьи соглашения МВФ отводили золоту важное место в его ликвидных ресурсах. Первым шагом на пути устранения золота из послевоенного международного валютного механизма стало прекращение Соединенными Штатами в августе 1971 г. продаж золота за доллары, принадлежащие официальным органам других стран. В 1978 г. в устав МВФ были внесены поправки, запрещающие странам-членам использовать золото в качестве средства выражения стоимости их валют; одновременно были упразднены официальная цена золота в долларах и золотое содержание единицы СДР. 
Международный валютный фонд сыграл ведущую роль в процессе расширения влияния транснациональных корпораций и банков на страны с переходными и развивающимися экономиками. Предоставление этим странам в 1990-е гг. заемных ресурсов МВФ в значительной мере способствовало активации деятельности транснациональных корпораций и банков в этих странах.

Информация о работе Влияние МВФ на мировую экономику