Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:46, курсовая работа
Цели исследования:
Изучить историю создания и развития МВФ;
Рассмотреть способы влияния МВФ на развитие международных отношений;
Рассмотреть способы политического влияния МВФ в развитие экономик стран-членов.
Задачи, которые необходимо решить в ходе выполнения данной работы:
Рассмотреть исторические предпосылки создания МВФ;
Изучить динамику развития фонда;
Введение 3
1. Создание Международного Валютного Фонда 5
1.1 Предпосылки создания фонда. 5
1.2 Официальные цели создания Фонда. 8
1.3 Требования Статей соглашения (устава) МВФ. 11
2. Международные финансовые отношения. 23
2.1 Роль МВФ в регулировании международных 23
валютно-кредитных и финансовых отношений. 23
2.2 МВФ и мировой финансово-экономический кризис 2008 года. 25
3. Распределение квот государств-членов МВФ. 27
3.1 Способы изменения распределения квот. 27
3.2 Перспективы влияния МВФ на мировую экономику 30
3.3 Усиление влияния центральных банков на мировую экономику. 34
Заключение 38
Список литературы 40
В связи с процессом глобализации финансовых рынков исполнительный совет в 1997 г. инициировал разработку новых поправок в Статьи соглашения МВФ, чтобы сделать либерализацию операций по движению капиталов специальной целью МВФ, включить их в сферу его компетенции, т. е. распространить на них требование отмены валютных ограничений. Временный комитет МВФ принял на сессии в Гонконге 21 сентября 1997 г. специальное заявление о либерализации движения капиталов, призвав исполнительный совет ускорить работу над поправками, с тем чтобы «добавить новую главу в Бреттон-Вудское соглашение». Однако развитие мирового валютного и финансового кризисов в 1997–1998 гг. затормозило этот процесс. Некоторые страны были вынуждены ввести контроль движения капиталов. Тем не менее МВФ сохраняет принципиальную установку на снятие ограничений в сфере международного движения капитала.
В контексте анализа причин мирового финансового кризиса 2008 г. важно также отметить, что Международный валютный фонд сравнительно недавно (с 1999 г.) пришел к выводу о необходимости распространить область своей ответственности на сферу функционирования мировых финансовых рынков и финансовых систем.
Появление у МВФ намерения
регулировать международные финансовые
отношения вызвало изменения
в его организационной
В 1999 г. МВФ и Всемирный банк приняли совместную «Программу оценки финансового сектора», ПОФС (Financial Sector Assessment Program, FSAP), которая должна снабжать государства-члены инструментарием оценки состояния их финансовых систем.
В 2001 г. создан департамент
по международным рынкам капитала.
В июне 2006 г. учрежден объединенный
департамент денежно-кредитных
Нельзя не отметить один принципиальный момент. В 2007 г. эта крупнейшая мировая финансовая организация находилась в глубоком кризисе. На тот момент практически никто не брал и не изъявлял желания брать у МВФ кредиты. Кроме того, даже те страны, которые получили кредиты ранее, старались как можно скорее избавиться от этого финансового бремени. В результате размер обычных непогашенных кредитов сократился до рекордной для XXI в. отметки — менее 10 млрд СДР (рис. 6.9).
Мировое сообщество, за исключением
бенефициаров деятельности МВФ в
лице США и других экономически развитых
стран, фактически отказывалось от механизма
МВФ. И тут произошло нечто. А
именно — разразился мировой финансово-
Кризис, начавшийся в 2008 г.,
буквально спас МВФ от развала. Случайно
ли это совпадение? Так или иначе,
мировой финансово-
После мирового кризиса 2008 г. стало очевидным, что МВФ нуждается в реформировании. К началу 2010 г. общие потери мировой финансовой системы превысили 4 трлн долл. (около 12% мирового валового продукта), две трети из которых генерируются в неблагонадежных активах американских банков.
В каком направлении пошло реформирование? В первую очередь МВФ утроил свои ресурсы. После лондонского саммита «Группы двадцати» в апреле 2009 г. МВФ получил колоссальные дополнительный резервы для кредитования — более 500 млрд долл. США, в дополнение к уже имеющимся 250 млрд долл., хотя для программ помощи он использует меньше 100 млрд долл. После кризиса стало очевидным, что МВФ желает взять на себя еще больше полномочий по управлению мировой экономикой и финансами.
Тенденция заключается в стремлении постепенно превратить МВФ в орган контроля макроэкономической политики почти во всех странах мира. Очевидно, что в условиях такого «реформирования» новые мировые кризисы неизбежны.
Объем ВВП должен быть ключевым при определении квот государств в Международном валютном фонде, распределение сегодняшних квот МВФ не отвечает реалиям. Потому что мы видим, что развивающиеся страны серьезно продвинулись, они уже не те страны, что были пять-десять лет назад. Поэтому естественно желание таких стран иметь больше влияния в МВФ, больше влияния на финансовую систему.
С таким подходом изменения квот согласны страны БРИКС, США и ряд других членов «двадцатки». Есть вопросы у европейских стран, особенно у небольших государств, у которых если мы будем рассчитывать формулу по этому показателю — ВВП, доля этих стран должна сократиться. Поэтому остаются предложения о различных коэффициентах, с тем чтобы эта доля сильно не менялась.
Сами еmerging markets считают нужным реформировать не только систему управления МВФ в соответствии с новыми глобальными реалиями, но и валютную систему, чтобы она могла служить интересам всех стран, в том числе развивающихся. Еmerging markets уже не раз выражали свое недовольство текущей мировой валютно-финансовой системой. Связано это прежде всего с доминированием доллара и, соответственно, с теми преимуществами, которые получает от этого США, а именно — возможность в неограниченном количестве печатать национальную валюту, при этом не рискуя нарваться на инфляцию и экспортируя эту инфляцию в мировую экономику.
Кроме того, привязка мировой торговли к доллару делает мировую экономику во многом зависимой от состояния в американской экономики, поэтому у правительства США есть возможность этим злоупотреблять и манипулировать своим положением на глобальной арене, чем они и занимается в последние шесть-семь лет. Чтобы мировая валютная система была действительно эффективной для всех стран, необходимо отказаться от привязки к доллару и проводить межгосударственные транзакции в валютах стран контрагентов. Теоретически такое возможно, считает эксперт, однако пока что крайне маловероятно ввиду доминирующего положения США и их союзников в мировой финансовой системе. И в ближайшие 15–20 эта ситуация вряд ли изменится.
Что касается квот в МВФ между странами, то сейчас формула их распределения, а соответственно, и привилегий относительно займов рассчитывается в пропорции 50% ВВП, 30% открытости, 15% экономической изменчивости и 5% международных резервов. И расчет доли в МВФ преимущественно на основе объема показателя ВВП будет встречен критикой и ожесточенными спорами, несмотря на поддержку со стороны РФ, США и Китая. Если же инициатива будет принята, то распределение сил в фонде изменится. Однако независимо от принимаемых мер вряд ли МВФ сильно поменяет свою политику. К тому же и обсуждение расчета квот запланировано только в сентябре 2013 года.
Ранее упреки в том, что развитые
страны не хотят реформировать МВФ,
не раз звучали со стороны развивающихся
стран. В изменении квот в МВФ
заинтересованы главным образом
те государства, кто совершил качественный
экономический скачек в последнее
десятилетие и постепенно выходит
с внутренней арены влияния на
международную. К таким относятся
Китай, Индия, Бразилия, Южная Корея.
К большему влиянию, безусловно, стремится
и Россия, именно поэтому от нашего
министра финансов исходит сейчас такое
предложение. Противниками перераспределения
долей выступают Европа и Япония.
Эти регионы, напротив, переживают тяжелые
времена: их рост был медленнее других
в докризисный период, а сейчас
они вообще вынуждены заниматься
исключительно внутренними
МВФ вообще очень специфическая организация. С одной стороны, она является определенным регулятором стабильности мировой экономики, а с другой — серьезный механизм влияния и даже манипулирования. Проблемные страны, попавшие под действие такого механизма, часто испытывают серьезное давление, когда МВФ пытается вмешиваться во внутреннюю экономическую политику. Неслучайно еврозона, решая вопрос кредитования Греции и Испании, привлекает МВФ только на вторых ролях после собственных организаций. Причем все нормативы, предписанные Греции, определяют прежде всего Еврокомиссия и ЕЦБ: Европе не нужен дополнительный «советчик», и уж тем более дополнительный кредитор. Но такое положение дел вполне устраивает лидеров МВФ. При этом они, очевидно, против ситуации, когда может увеличиться доля развивающихся государств, прежде всего стран Азии, и последние начнут в той или иной мере диктовать глобальную экономическую политику. И не исключено, что и в этот раз у предложения изменения долей в МВФ будет немало критиков.
Одним из приоритетных направлений
международного диалога на саммите
министров финансов и глав центральных
банков стран «Группы двадцати»
станет координация мер
Ключевая роль в этом процессе в соответствии
с решением предыдущего саммита закреплена
за МВФ. Начиная с 2010 г., Фонд осуществляет
сбор информации о предполагаемых изменениях
в фискальной и монетарной политике, а
также в сфере поддержки финансового сектора
стран двадцатки, анализирует соответствие
отдельных мер задачам устойчивого и сбалансированного
роста мировой экономики. На саммите МВФ
представит предварительный доклад о
«взаимных оценках»
В тоже время, несмотря на определённые
успехи МВФ в борьбе с мировым финансовым
кризисом 2008-2009гг., разногласия между отдельными
странами «Группы двадцати» относительно
роли Фонда в мировой экономике усиливаются.
В перспективе это может оказать негативное
влияние на доверие к МВФ и осложнить процесс
скоординированного выхода национальных
экономик из кризиса.
Обозначенная тенденция обусловлена существующими
расхождениями в оценках эффективности
действий Фонда при решении приоритетных
для каждой из стран проблем и выражается
в поиске и использовании возможных мер
в обход МВФ, в том числе через альтернативные
международные, либо региональные организации,
двусторонние соглашения или действия
в одностороннем порядке. Для США механизмы
МВФ оказались неэффективны при решении
такого принципиального вопроса, как влияние
на китайскую курсовую политику. При этом
текущая кредитная политика Фонда как
минимум по шести пунктам соответствует
экономическим интересам США: поддерживает
экспорт американских товаров; распределяет
бремя стабилизации мировой экономики
между государствами-членами; снижает
кредитные риски и повышает степень влияния
на должников; снижает привлекательность
региональных финансовых объединений;
способствует реализации интересов США
в вопросах внешней политики и политики
национальной безопасности; способствуют
укреплению лидерства США в борьбе с кризисом.
США считают контрпродуктивным использование
МВФ в качестве инструмента навязывания
жёсткой дисциплины сильным членам Фонда.
В этой связи позиция США относительно
роли МВФ в мировой экономике предполагает,
во-первых, усиление его неформальной
регулирующей функции - через прогнозы
и оценки (программы оценки финансового
сектора (FSAP), программы раннего предупреждения
(EWE), программы взаимных оценок (MAP)). Во-вторых,
передачу части полномочий Фонда по формальному
регулированию экономики другим международным
организациям, в частности регулирование
курсовой политики - ВТО, регулирование
финансового сектора – Совету по финансовой
стабильности (СФС).
В зоне евро наибольшую озабоченность
вызывают растущие системные риски,
связанные со снижением устойчивости
государственных финансов и высоким
бременем государственного долга. При
этом выражаются опасения, что вмешательство
МВФ в дела еврозоны поставит под
угрозу её целостность, негативно сказавшись
на кредитоспособности членов Евросоюза
в глазах мирового сообщества. В этой связи
страны зоны евро поддерживают растущее
влияние МВФ, положительно оценивая его
роль в стабилизации мировой экономики,
при этом проводят курс на большую самостоятельность
в решение внутренних проблем. Это выражается
в разработке европейских инструментов
как дополняющих, так и альтернативных
финансовой помощи МВФ. В качестве долгосрочного
приоритета в ЕС рассматривается возможность
создания Европейского валютного фонда
(ЕВФ). Одна из причин такого подхода связана
с доминирующим влиянием США на принятие
решений в МВФ и предстоящим сокращением
доли ЕС в ходе реформы его квот. Перед
ЕВФ помимо прочего будет стоять задача
противостоять усиливающемуся неформальному
регулированию мировой экономики со стороны
МВФ.
Для стран с развивающимся рынком основные
финансовые риски связаны с волатильностью
на рынках капитала. В этой ситуации приоритетом
для них является сочетание финансовой
либерализации с регулирующим надзором
и возможностью вводить отдельные элементы
контроля за движением капитала на национальном
уровне. Позиция ключевых развивающихся
экономик – Бразилии, России, Индии и Китая
в отношении эффективности МВФ продиктована
их стремлением, с одной стороны, играть
более значимую роль в мировой экономике,
а с другой – сохранить высокую степень
самостоятельности в рамках международных
обязательств.
Это проявляется в готовности стран БРИК
принять на себя дополнительные издержки
и риски скоординированного развития
мировой экономики – способствовать повышению
эффективности оценок и прогнозов Фонда,
участвовать в увеличении его ресурсов,
при условии адекватного увеличения их
доли в контроле над международной финансовой
архитектурой. При этом страны БРИК считают
нецелесообразным для себя жёстко придерживаться
правил МВФ и ориентируются на формирование
внутренних инструментов противостояния
глобальным финансовым рискам – накопление
золотовалютных резервов, курсовая политика,
ограничение на движение капитала.
В краткосрочной
перспективе более вероятным сценарием
развития событий представляется дальнейшее
усиление влияния МВФ. Его деятельность
будет направлена на решение трёх ключевых
задач: усиление неформального регулирования
мировой экономики через прогнозы и оценки;
увеличение постоянных финансовых ресурсов
Фонда и координация деятельности участников
региональных договорённостей об объединении
резервов; регулирование международных
потоков частного капитала.
Однако в долгосрочной перспективе, по
мере выхода мировой экономики из кризиса
и необходимости ужесточения условий
кредитной политики Фонда в странах-заёмщиках,
отношение международного сообщества
к МВФ может приобрести негативный оттенок.
Это будет связано как со слабыми местами
в политике Фонда, так и с возможными попытками
отдельных национальных правительств
переложить ответственность на МВФ за
принятие ими непопулярных решений.