Влияние малого бизнеса на развитие экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:04, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является определение степени влияния малого бизнеса на развитие экономики Читинской области на современном этапе и поиск неиспользованных возможностей для увеличения его роли в экономической жизни
региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................4
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ..6

1.1. Экономическая сущность малого бизнеса ..............6

1.2. Значение малого бизнеса в социально-экономической жизни
зарубежных стран .........................8
1.3. Роль и место малого бизнеса в российской экономке........11
1.3.1. Особенности функционирования малого бизнеса в России........11
1.3.2 . Развитие сектора малого бизнеса в 1990 -е годы...........13
1.3.3. Вклад малого бизнеса в развитие российской экономики........16
1.4 Влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики.....22
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ......27

2.1 Развитие малого бизнеса в Читинской области............27
2.2 Удельный вес субъектов малого бизнеса в общем числе
хозяйствующих субъектов....................34
2.3 Влияние малого бизнеса на занятость населения...........36
2.4 Роль малого бизнеса в формировании фонда оплаты труда......40
2.5 Место малых предприятий в производстве товаров и услуг.....42
2.6. Инвестиционная активность малых предприятий............48
2.7. Региональная политика в области развития и поддержки малого
бизнеса ............................51
2.7.1. Мероприятия по поддержке и развитию малого
предпринимательства ....................51
2.7.2. Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки
малого предпринимательства..................54
2.7.3. Анализ программы поддержки и развития малого
предпринимательства в Читинской области на 2001-2002г.г...61
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА С
ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РОЛИ
В ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ.....................65
3.1. Необходимость совершенствования механизма государственной
поддержки малого бизнеса..................65
3.2. Участие малых предприятий в выполнении областного
государственного заказа....................71
3.3. Расчет экономической эффективности при размещении
областного государственного заказа на малом предприятии......74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............89

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 214.58 Кб (Скачать файл)

практикуется выделение «микрофирм» (до 10-15 занятых), малых предприятий (15-

100 занятых) и средних предприятий (100-300 занятых). В российской экономике

средний бизнес является достаточно массовым и представительным, однако в

отличие от других стран он вообще не составляет объекта отдельного изучения и

анализа. В мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние

предприятия (далее-МСП) обеспечивают занятость до 50% трудоспособного

населения, при этом объем производства в сфере МСП в различных странах

колеблется в пределах от 33% до 66% национального продукта /6/.

Одна из причин успешного функционирования малого и среднего бизнеса в странах

с развитой  рыночной экономикой состоит в том, что крупное производство не

противопоставляется мелкому. В этих странах культивируется принцип

кооперирования крупных и малых предприятий, в первую очередь в сфере

производства, причем крупные предприятия на подавляют мелкий бизнес, а

организуют взаимодополняющее сотрудничество, особенно путем специализации, а

также в интересах реализации инновационных процессов. В США девять из каждых

десяти инновационных технологических идей впервые появляются в малых фирмах.

Крупное производство ориентировано в первую очередь на массовый, относительно

однородный спрос, выпуск больших партий стандартных изделий. Малые

предприятия успешно функционируют в небольших рыночных сегментах. Если

крупные фирмы способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет

экономии на масштабах производства, то малые предприятия придаю хозяйству

гибкость, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.

Несмотря на различия в национальных методиках систематизации малых и средних

предприятий, особенностях структуры экономики отдельных стран, значение МСП в

социально-экономической жизни каждой из них достаточно очевидно из данных,

приведенных в Таблице 1 /6/. Более того, вполне обоснованным представляется

вывод, что место и роль МСП предопределены объективными экономическими

закономерностями, действующими независимо от особенностей политических

предпосылок, исторической динамики и других факторов, поскольку общие

показатели, характеризующие МСП в отдельных странах достаточно близки.

    

Таблица 1

 

Показатели, характеризующие значение малых и средних предприятий в экономике

отдельных стран

    

Страны

Количество МСП (в тыс.)

Количество МСП на тыс.

жителей

Доля работающих в общей численности занятых, %

Доля МСП в ВВП страны, %

Великобритания

2630

46,00

49,0

50-53

Германия

2290

37,00

46,0

50-54

Италия

3920

68,00

73,0

57-60

Франция

1980

35,00

54,0

55-62

Страны ЕС

15770

45,00

72,0

63-67

США

19300

74,20

54.0

50-52

Япония

6450

49,60

78,0

52-55

Россия

836,2

5,65

9,6

10-11


 

 

Удельный вес МП в таких странах как США, Япония, Германия в общей численности

предприятий превышает 95%.Из 880 тыс. промышленных предприятий Японии только

4 тыс. имеют более 300 работающих, и  только 700 предприятий насчитывают  свыше

1000 человек персонала /6/.

Естественно, что при сравнительно близких общих показателях данные об

отраслевом распределении МСП внутри отдельных стран имеют более заметные

различия. В промышленном производстве доля МСП составляет в Индии – 40%, в

Японии – 51%. Среди экспортеров МСП составляют: в Финляндии – 20%, во Франции

- 29%, в Италии – 40%, в Индии  – 50% /6/.

Большая часть занятых на предприятиях малого бизнеса работает в сфере услуг

(свыше 2/3). В Югославии 80% всех малых  предприятий заняты в этой  сфере. Во

Франции и Великобритании четверть всех малых предприятий относятся к

категории промышленных /6/.

По данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год

их существования среди действующих остается примерно 50%, через 3 года – 7-8%

и, наконец, через 5 лет остается не более 3%.

Сказанное выше позволяет отметить еще одну тенденцию. Высокий динамизм

образования и выбытия МП служит своеобразным компенсаторным механизмом,

амортизатором, смягчающим резкие колебания конъюнктуры для страны в целом,

предупреждающим более разрушительные последствия таких колебаний.

    

1.3 Роль  и место малого бизнеса в  российской экономике

 

     1.3.1 Особенности функционирования малого бизнеса в России

.Как показывает опыт экономически  развитых стран, с развитием малого

предпринимательства растет доля экономически активного населения, что

увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии

различных социальных групп. При помощи малого бизнеса мобилизуются

материальные, финансовые и природные ресурсы и повышается эффективность их

использования.

Малое предпринимательство в России не только выполняет перечисленные выше

функции, присущие малому бизнесу в экономически развитых странах, но и

осуществляет новые, возникающие в ходе рыночных преобразований. К ним

относятся разгосударствление, формирование частной собственности,

разукрупнение промышленных, транспортных, топливно-энергетических гигантов.

Кроме того, малые предприятия способны осуществить внедрение инноваций в

производство.

К основным факторам, определяющим особую роль МП в условиях современного

российского общества, можно отнести следующее:

1.     энергичное развитие  сектора МП может быть единственным  источником

реальной реструктуризации общества, обеспечивающей переход всего хозяйства

страны на рельсы эффективно работающей в интересах всего населения рыночной

экономики;

2.     развитие МП способствует  постепенному созданию широкого  слоя мелких

собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное

благосостояние и достойный уровень жизни;

3.     занятие малым бизнесом  является не только источником  средств к

существованию, но и позволяет наиболее полно раскрыть внутренний потенциал

личности;

4.     сектор МП имеет  большой потенциал для создания  новых рабочих мест,

способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в целом

по стране и в отдельных регионах;

5.     массовое развитие  МП способствует изменению общественной  психологии и

жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной

альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

К особенностям развития малого бизнеса в России в первую очередь следует

отнести следующие:

1. Малые предприятия все шире  вовлекаются в сферы экономики, ранее

характерные только для крупных и средних предприятий,- производство

нефтепродуктов, пиломатериалов, добычу драгоценных металлов и т. п. При этом

выпуск продукции малыми предприятиями осуществляется на арендованных

мощностях крупных предприятий. По аналогичной схеме производится значительная

часть продукции пищевой, лесной, деревообрабатывающей целлюлозно-бумажной

отраслей промышленности.

2. Диверсификация характерна для  значительного числа малых предприятий.

Многопрофильность деятельности малых предприятий обусловлена двумя причинами:

развитием бизнеса или попыткой исправить ситуацию, когда поддержать

предприятие могут только наличные деньги, а их реально дают торговля и

услуги.

3. В последние годы существенно  возрос вклад индивидуальных  предпринимателей

в российскую экономику.

По оценкам, проведенным в Республике Коми, в 1998г., вклад индивидуальных

предпринимателей в торговлю составил 34%.в отдельных районах республики

индивидуальные предприниматели дают до 90% оборота розничной торговли.

4. В течение ряда лет малые  предприятия все шире прибегают  к стратегии ухода

в теневую деятельность

     1.3.2    Развитие сектора малого бизнеса в 1990 -е годы.

Началом возрождения малого предпринимательства в России можно считать конец

80-х – начало 90-х, когда возникает  и бурно развивается кооперативное

движение.

По официальной статистике, количество малых предприятий в России не

увеличивалось с 1994 года. После того, как их число удваивалось каждый год в

1991/1992 и 1992/1993 годах, общее число  зарегистрированных предприятий

выровнялось и колебалось в пределах 800 – 900, 000 (рисунок 1) /24/. Говоря

об общей занятости, считается, что в малом бизнесе занято 12-13 % активного

населения. В то же время следует признать, что статистика регистрации

предприятий, может ввести в заблуждение, так как включает в себя только

зарегистрированные предприятия и не учитывает частных предпринимателей без

юридического статуса. В виду того факта, что предполагаемое число

индивидуальных предпринимателей в России – 3.5 миллиона, или в четыре раза

больше числа зарегистрированных предприятий, масштаб предпринимательского

движения в России значительно больше, чем считает официальная статистика.

    

     Рисунок 1. Количество малых предприятий в России, 1991-2000 г.г.

     (в тысячах)

Подавляющее большинство МП в России занимаются торговлей и общественным

питанием (рисунок 2) и за последние годы показывали относительно стабильный

рост. В 1999 году 15,8% МП относилось к строительному сектору. Почти такое же

количество МП (15,7%) относятся к сектору промышленного производства.

Большинство предприятий занимались  машиностроением и металлообработкой,

легкой промышленностью, деревообрабатывающей и пищевой промышленностью. В

1992-93 годах наблюдался имеющий  большое значение рост МП в  области науки и

высокопрофессиональных научных услуг, затем в 1994-95 гг. их количество

уменьшилось и за последние годы продолжало уменьшаться /24/.

    

 
 


 

 

Торговля и общественное  Строительство.  Промышленность.  Наука.  Транспорт.

Другое.

питание.

Источник: данные Госкомстата.

     Рисунок2.  Количество малых предприятий по основной отрасли

     (1999-2000 гг) (%).

В целом ожидаемое широкомасштабное развитие малого бизнеса в России не

состоялось. Причиной являются возникновение экономических барьеров на пути

входа на рынок, с одной стороны, и неудавшийся попытки уменьшить

административные барьеры – с другой. Необходимость уменьшить количество

органов контроля, занятых лицензированием экономической деятельности, и более

равноправно распределить управленческую ответственность среди различных

государственных исполнительных органов, была признана президентским указом.

Но на практике ситуация лишь немного улучшилась. Как следствие этого

владельцы малых предприятий продолжают жаловаться на высокий уровень

налогообложения, сложность и нестабильность налоговой системы, пробелы и

противоречия в законодательстве, нехватку финансовых ресурсов и

бюрократическое давление, что по их мнению является основными барьерами, с

которыми они сталкиваются при создании и развитии своих предприятий.

     1.3.3 Вклад малого бизнеса в развитие российской экономики

На начало 1998 г., по данным Госкомстата России, малые предприятия составляли

31,8 % от общего числа российских  предприятий (Таблица 2) /6/.

В целом между  1996 и 1998 гг. прослеживается как абсолютное сокращение числа

действующих малых предприятий, так и снижение их доли в общем числе

зарегистрированных предприятий. Тем не менее, в ряде отраслей действующие

малые предприятия, по итогам 1997г., составляли порядка половины всех

зарегистрированных хозяйствующих субъектов: в торговле и общественном питании

– 44,2%, строительстве – 49,7% и информационно-вычислительном  обслуживании –

54,3%. В промышленности доля малых  предприятий составила 39,9%. Наименьший

удельный вес малых предприятий в общем числе зарегистрированных предприятий

зафиксирован в сельском хозяйстве – 3,5% /6/.

                                                                       Таблица 2

Доля малых предприятий в общей численности предприятий и организаций по

отраслям (на 1 января)

    

Отрасль

Доля малых предприятий, в %

1995

1996

1997

1998

1

2

3

4

5

Всего

В том числе:

46,1

39,0

33,1

31,8

Промышленность

41,0

41,5

39,9

39,9

Сельское хозяйство

3,3

2,9

3,2

3,5

Транспорт и связь

37,1

38,6

31,6

30,2

Строительство

52,6

56,2

50,0

49,7

Торговля и общественное питание

79,9

58,5

47,3

44,2

Материально-техническое снабжение и сбыт

48,7

47,8

38,8

36,2

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

Информационно-техническое обслуживание

65,3

67,0

55,8

54,3

Операции с недвижимым имуществом

0,0

0,0

0,0

38,5

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

89,2

63,6

45,2

41,4

ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания населения

32,8

29,1

22,5

27,7

Наука и научное обслуживание

56,8

50,4

45,7

42,3

Информация о работе Влияние малого бизнеса на развитие экономики