Влияние малого бизнеса на развитие экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:04, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является определение степени влияния малого бизнеса на развитие экономики Читинской области на современном этапе и поиск неиспользованных возможностей для увеличения его роли в экономической жизни
региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................4
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ..6

1.1. Экономическая сущность малого бизнеса ..............6

1.2. Значение малого бизнеса в социально-экономической жизни
зарубежных стран .........................8
1.3. Роль и место малого бизнеса в российской экономке........11
1.3.1. Особенности функционирования малого бизнеса в России........11
1.3.2 . Развитие сектора малого бизнеса в 1990 -е годы...........13
1.3.3. Вклад малого бизнеса в развитие российской экономики........16
1.4 Влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики.....22
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ......27

2.1 Развитие малого бизнеса в Читинской области............27
2.2 Удельный вес субъектов малого бизнеса в общем числе
хозяйствующих субъектов....................34
2.3 Влияние малого бизнеса на занятость населения...........36
2.4 Роль малого бизнеса в формировании фонда оплаты труда......40
2.5 Место малых предприятий в производстве товаров и услуг.....42
2.6. Инвестиционная активность малых предприятий............48
2.7. Региональная политика в области развития и поддержки малого
бизнеса ............................51
2.7.1. Мероприятия по поддержке и развитию малого
предпринимательства ....................51
2.7.2. Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки
малого предпринимательства..................54
2.7.3. Анализ программы поддержки и развития малого
предпринимательства в Читинской области на 2001-2002г.г...61
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА С
ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РОЛИ
В ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ.....................65
3.1. Необходимость совершенствования механизма государственной
поддержки малого бизнеса..................65
3.2. Участие малых предприятий в выполнении областного
государственного заказа....................71
3.3. Расчет экономической эффективности при размещении
областного государственного заказа на малом предприятии......74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............89

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 214.58 Кб (Скачать файл)

 

 

Малое предпринимательство, как свидетельствуют итоги 1997г., обеспечивало

занятость каждого восьмого-девятого работающего на российских предприятиях

(Таблица 3) /6/. Доля работающих на  малых предприятиях в общем  числе занятых

составила 13,2%. В ряде отраслей вклад МП в обеспечение занятости был еще

выше. Так, на строительных предприятиях работали 39,3% от общего числа

занятых в данной отрасли, в науке и научном обслуживании – 35,9%, а в

торговле и общественном питании – 35,2%. В промышленности на малых

предприятиях работал каждый десятый.

Влияние малого бизнеса на занятость в таких отраслях, как сельское и лесное

хозяйство, транспорт, здравоохранение и народное образование оставалось

незначительным на протяжении всего рассматриваемого периода. Среди отраслей

непроизводственной сферы повышение доли работающих на малых предприятиях в

общем числе работников наблюдалось только в сфере науки и научного

обслуживания.

                                                             

Таблица 3

 

Доля работающих на малых предприятиях в общем числе работников российских

предприятий и организаций по отраслям экономики

    

 

Доля работающих на малых предприятиях в общем числе работников, в %

 

1995

1996

1997

1998

 

Всего

В том числе:

22,7

20,7

12,9

13,2

Промышленность

13,1

19,4

11,3

12,3

Сельское и лесное хозяйство

0,0

0,0

3,5

3,5

Транспорт

5,5

6,6

5,2

5,2

Строительство

78,0

64,3

35,9

39,3

Торговля и общественное питание; материально-техническое снабжение и сбыт

___

___

35,7

35,2

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

4,1

4,0

2,2

2,7

Народное образование; культура и искусство

2,7

3,3

2,0

1,2

Наука и научное обслуживание

51,1

43,8

29,2

35,9

Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

___

___

9,95

8,3

           

 

 

По итогам 1996 г. прибыль малых предприятий составила более четверти  всего

объема прибыли в экономике (Таблица 4). В непроизводственной сфере бытового

обслуживания населения прибыль получили только малые предприятия. В

строительстве прибыль малых предприятий составила 56,5% от общего объема

прибыли по отрасли. В торговле и общественном питании, общей коммерческой

деятельности по обеспечению функционирования рынка суммарная прибыль малых

фирм превосходит прибыль средних и крупных предприятий.

Уже с 1997 г., однако, относительная прибыльность малых предприятий в

сравнении со средними и крупными предприятиями стала падать и уменьшилась, по

оценкам Госкомстата России, в 1,9 раза. Исключение составили две отрасли:

торговля и общественное питание (относительная прибыльность увеличилась в 3,5

раза) и связь (в 1,8 раза). Значительное снижение относительной прибыльности

зафиксировано в промышленности, строительстве, материально-техническом

снабжении и сбыте /6/.

                                                             

Таблица 4

 

Доля прибыли (убытка) малых предприятий в общем объеме прибыли (убытка)  по

отраслям российской экономики

    

 

Доля прибыли (убытка) МП, в %

01.01.97г.

01.07.97г.

Всего

В том числе:

26,14

14,12

Промышленность

6,52

2,43

Транспорт

2,67

1,17

Связь

1,80

3,23

Строительство

56,52

38,77

Торговля и общественное питание

107,16

377,78

Материально-техническое снабжение и сбыт

45,78

18,82

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

299,49

220,79

Непроизводственная сфера бытового обслуживания населения

___

___

Наука и научное обслуживание

35,97

30,48


 

 

И все же доля прибыльных малых предприятий в сравнении с крупными и средними

предприятиями остается выше. Так, в 1996 г. 56% российских предприятий

закончили год с убытками, а в малом бизнесе убыточных предприятий оказалось

только 20%. В январе-сентябре 1997 г. доля убыточных малых предприятий также

была значительно ниже, чем крупных и средних (табл. 5) /6/.

Таким образом, основные параметры развития российского малого бизнеса

(численность малых предприятий  и отраслевая структура) в 1996-1998 гг. – с

учетом изменения критериев отнесения предприятий к малым – в целом оставались

стабильными либо уменьшались (численность занятых).

                                                             

Таблица 5

 

Доля убыточных  предприятий в общем  числе предприятий (TACIS SMERUS 9501.

Состояние малого предпринимательства по итогам 1997 г.)

    

Отрасль

Крупные и средние предприятия, %

Малые предприятия, %

Промышленность

47,2

21,6

Строительство

41,0

19,2

Транспорт

59,4

18,6


 

 

Доля малых предприятий в основных показателях развития экономики остается

скромной; по данным официальной статистики, она даже сокращается (например,

доля малых предприятий в совокупной прибыли по народному хозяйству). Тем не

менее, относительная прибыльность сектора малого бизнеса даже в этих условиях

остается более высокой, чем крупных предприятий.

В целом ни темпы, ни характер развития сектора малого бизнеса,

зафиксированные данными государственной статистики, в период 1996 - 1999г.г.

не отвечают представлениям об эффективной структуре конкурентной рыночной

экономики, желаемого прорыва на новые рубежи не произошло.

На 1 января 2001 в России действовало 890,6 тыс. малых предприятий /24/.

Удельный вес показателей деятельности малых предприятий в основных

экономических показателях России характеризуют следующие данные:

общая численность постоянных работников на малых предприятиях всех отраслей

экономики составляет более 12% от общего числа работающих;

фонд заработной платы, начисленной работникам малых предприятий всех отраслей

экономики,-10,0%;

выпуск товаров и рыночных услуг малыми предприятиями всех отраслей экономики

– около 7,0% выпуска продукции, работ и услуг всех отраслей экономики России,

занимающихся производством товаров и оказывающих рыночные услуги;

инвестиции в основной капитал – 5,6% всех инвестиций на развитие экономики и

социальной сферы России;

объем платных услуг населению, оказанных малыми предприятиями,- 5,1% /24/.

Достигнутый уровень развития малого предпринимательства в России, измеряемый

по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно

недостаточен. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых

предприятий, тогда как в странах–членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и

Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства

приблизились к уровню Западной Европы: на 1000 их жителей приходится 20 малых

предприятий и 23  соответственно.

Также велик разрыв в уровнях развития малого бизнеса, измеряемых другими

показателями. В странах ЕС только микропредприятия составляют более 90% от

общего числа предприятий. В России доля малых предприятий в общем числе

предприятий составляет всего лишь 30,7%. При этом ежегодно происходит хотя и

незначительное, но устойчивое сокращение данного показателя.

     1.4. Влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики

Становление предприятий малого бизнеса должно прежде всего, внести

существенный вклад в развитие регионов. До настоящего времени региональные

потребности ущемлялись.

Причина кроется во многих случаях в том, что предприятия из-за высокой

концентрации производственных мощностей ориентированы на широкий рынок сбыта

своей продукции, значительно перекрывающий территорию региона. Для изменения

ситуации необходимо переориентировать работу предприятий на региональный

рынок, развивать сеть мелких предприятий, специализированных на выпуске

необходимой региону продукции. Такие предприятия уже в силу малых мощностей и

своей специализации будут  тесно связанны с территорией.

Необходимо развивать сеть торговых сервисных организаций, предприятий по

бытовому обслуживанию, расположенных в непосредственной доступности для

населения. Повсеместно нужны небольшие предприятия как в строительстве, так

и во всей цепочке хранения, транспортировки, переработки и доведения до

потребителей сельскохозяйственной   ь продукции. Большую роль они могли бы

сыграть в удовлетворении потребности населения  в производстве из местных

источников сырья, промышленных и бытовых отходов.

Регионы, дифференцируя муниципальные налоги, имеют возможность стимулировать

малое предпринимательство в тех направлениях, которые в наибольшей степени

отвечают их интересам по насыщению внутреннего рынка потребительскими

товарами, товарами широкого потребления, открытию новых рабочих мест, решению

экологических проблем, содействию инновационной деятельности, освоению

прогрессивных технологий, “ноу-хау” и т.д.

В Иркутской области действует в настоящий момент около 13 тысяч малых

предприятий, что составляет 29,7 % от общего количества предприятий области.

Малый бизнес охватывает практически все отрасли экономики. Наибольшее

количество малых предприятий сосредоточено в торговле и общественном

питании—40%, в промышленности—21%, в строительстве—15%, общеэкономической

деятельности—7% и прочие виды деятельности—17%. Количественное и качественное

распределение предприятий малого бизнеса по территории неравномерно. Только в

областном центре сосредоточено более 40% всех субъектов малого

предпринимательства. Это обусловлено прежде всего двумя факторами: во-первых,

здесь существует более или менее развитая рыночная инфраструктура,

позволяющая реализовывать предпринимательские проекты; во-вторых, имеется

более широкий и объемный потребительский рынок /23/.

В районах области, как правило, преимущественное развитие получают

предприятия торговли и общественного питания.

Проблемой Восточно-Сибирского региона, в частности Иркутской области,

является  низкий уровень обеспечения продовольствием за счет собственного

производства, огромная зависимость от ввоза продовольствия извне. Такое же

положение наблюдается по промышленным товарам народного потребления. Ввоз

этих товаров из других отдаленных регионов повышает транспортные расходы,

снижает качество скоропортящихся продуктов, увеличивает потери.

Одним из путей решения указанных проблем является создание сети мелких

предприятий, производящих продукцию, максимально приближенную к источникам

сырья и материалов.

Скапливающиеся в области и не утилизируемые бытовые и промышленные отходы

являются одной из наиболее острых проблем Прибайкалья. Многие их них, по

утверждению ученых, представляют собой своеобразные “экологические мины”

замедленного действия, которые могут “взорваться” при достижении определенных

критических масс.

Решить эти проблемы могут предприятия малого бизнеса организовав

производство, основанное на утилизации отходов. Так, утилизация древесных

отходов методом горячего прессования, в результате которого получается

отделочная плитка. Очень важно, что она будет экологически чистой, так как

при ее производстве не требуется искусственного скрепляющего материала и

смол, делающих вредной выпускаемую сегодня мебель.

Подобные предприятия можно организовать в бумажной промышленности, работающих

на макулатуре, т.е. сферами деятельности небольших предприятий могут стать

различные производства, ориентированные на местные источники сырья и

материалов, а также отходов.

Все указанные свойства малого предпринимательства делают его развитие

существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.

Имеется в виду образование регулируемого, социально-ориентированного

рыночного механизма, преодоление нынешнего кризисного падения производства,

Информация о работе Влияние малого бизнеса на развитие экономики