Влияние малого бизнеса на развитие экономики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:04, дипломная работа
Краткое описание
Целью данной дипломной работы является определение степени влияния малого бизнеса на развитие экономики Читинской области на современном этапе и поиск неиспользованных возможностей для увеличения его роли в экономической жизни региона.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ............................4 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ..6 1.1. Экономическая сущность малого бизнеса ..............6 1.2. Значение малого бизнеса в социально-экономической жизни зарубежных стран .........................8 1.3. Роль и место малого бизнеса в российской экономке........11 1.3.1. Особенности функционирования малого бизнеса в России........11 1.3.2 . Развитие сектора малого бизнеса в 1990 -е годы...........13 1.3.3. Вклад малого бизнеса в развитие российской экономики........16 1.4 Влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики.....22 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ......27 2.1 Развитие малого бизнеса в Читинской области............27 2.2 Удельный вес субъектов малого бизнеса в общем числе хозяйствующих субъектов....................34 2.3 Влияние малого бизнеса на занятость населения...........36 2.4 Роль малого бизнеса в формировании фонда оплаты труда......40 2.5 Место малых предприятий в производстве товаров и услуг.....42 2.6. Инвестиционная активность малых предприятий............48 2.7. Региональная политика в области развития и поддержки малого бизнеса ............................51 2.7.1. Мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства ....................51 2.7.2. Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки малого предпринимательства..................54 2.7.3. Анализ программы поддержки и развития малого предпринимательства в Читинской области на 2001-2002г.г...61 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РОЛИ В ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ.....................65 3.1. Необходимость совершенствования механизма государственной поддержки малого бизнеса..................65 3.2. Участие малых предприятий в выполнении областного государственного заказа....................71 3.3. Расчет экономической эффективности при размещении областного государственного заказа на малом предприятии......74 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................86 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............89
Вложенные файлы: 1 файл
деятельность ФПМП Читинской области».
Основная задача данной программы –
формирование благоприятного имиджа
малого предпринимательства среди самых
широких слоев населения области /12/.
2.7.2.Анализ кредитной
деятельности Фонда поддержки малого
предпринимательства
Программой «Поддержка и развитие малого
предпринимательства в Читинской
области на 1998 – 1999 годы» предусматривалось
выделение кредитов для
реализации приоритетных инвестиционных
проектов, отбираемых на конкурсной
основе. Ресурсное обеспечение указанного
направления составляло 92,5% от
общего объема финансирования Программы.
Поэтому финансирование проектов
производится на конкурсной основе, при
этом предпочтение отдается проектам,
осуществляемым в приоритетных для области
направлениях, указанных в
Программе. Кредиты выдаются с соблюдением
основных принципов кредитования –
возвратности, срочности, целевого использования,
платности и обеспеченности.
Заявки предпринимателей, обратившихся
в Фонд за получением кредита,
регистрируются и проходят экспертизу.
Как видно из таблицы 22, максимальное
количество заявок поступает от предприятий
пищевой промышленности (34,2% от
общего количества), что обусловлено
рядом причин:
1. Наличие в регионе
сырья по сравнительно низким
ценам;
2. Невысокая капиталоемкость
производства;
3. Конечный продукт
входит в число товаров повседневного
спроса.
Деятельность крестьянско-фермерских
хозяйств в целом направлена также на
производство и первичную переработку
сельхозпродукции.
Поступающие заявки на выделение
кредитов с целью пополнения оборотных
средств для ведения торгово-закупочной
деятельности допускаются к участию в
конкурсе только при условии реинвестирования
прибыли на организацию
производства, либо выполнения мероприятий
социальной направленности /12/.
Всего за 2000 год от субъектов малого бизнеса
поступило 38 заявок, что
свидетельствует о низкой активности
предпринимателей в поиске кредитных
ресурсов.
Таблица 22
Отраслевая структура поданных в 2000 году
заявок
Отрасль
Количество заявок
Сумма запрашиваемых кредитов
Шт.
В % к итогу
Тыс. руб.
В % к итогу
Строительство и ремонтно-строительные
работы
2
5,3
550
4,1
Лесозаготовка и лесопереработка
1
2,6
1500
11,1
Пищевая промышленность
13
34,2
6760
49,8
Фармацевтика
1
2,6
500
3,7
Легкая промышленность
2
5,3
500
3,7
Крестьянско-фермерские хозяйства
4
10,5
1154
8,5
Автоуслуги
2
5,3
1000
7,4
Бытовые услуги
3
7,9
600
4,4
Юридические услуги
1
2,6
200
1,5
Обучение
2
5,3
100
0,7
Общественное питание
2
5,3
100
0,7
Торговля
5
13,2
600
4,4
Всего заявок
38
100
13564
100
Согласно данным таблицы 23, на 2000 год
приходится более 50% от общего
количества профинансированных проектов,
что связано с увеличением кредитных
ресурсов за счет поступления финансирования
из бюджета денежными средствами,
а также значительным объемом средств,
выделенных на поддержку угольной
отрасли, которые направлены в соответствии
с подписанными соглашениями на
кредитование проектов в Чернышевском
районе Читинской области.
Таблица 23
Объемы выделенных кредитов в 1997-2000 годах
Год
Профинансированные проекты
Профинансировано проектов
на сумму
количество
В % к итогу
Тыс. руб.
В % к итогу
1997
1
2,1
500
3,8
1998
12
25,0
2800
21,3
1999
10
20,8
2609
19,9
2000
25
52,1
7212
55,0
итого
48
100
13121
100
В отраслевой структуре профинансированных
в 1997 - 2000 годах проектов на
долю отраслей промышленности, строительства
и сельского хозяйства приходится
78,5 % от общей суммы финансирования.
Как показывает таблица 24, размеры
кредитов предприятиям, осуществляющим
свою деятельность в пищевой
промышленности, строительстве и производстве
строительных материалов,
фармацевтике были сравнительно больше.
В 2000 г. значительно изменилась отраслевая
структура выданных кредитов,
более половины денежных средств Фонда
было направлено на финансирование
проектов пищевой промышленности. Данная
отрасль на протяжении нескольких лет
занимает значительный удельный вес
в структуре кредитов, но в 2000 г. эта
тенденция усилилась. Возросла доля финансирования
крестьянско-фермерских
хозяйств. Уменьшились объемы кредитования
в отраслях строительства и
лесопереработки, что связано с высокой
капиталоемкостью этих производств.
Максимальный размер кредитов, выдаваемых
Фондом, - 500 000 рублей, что не
может покрыть затраты на организацию
крупного строительства или
лесоперерабатывающего производства
/12/.
В 2000 году произошло увеличение доли
коммерческих проектов, что было
обусловлено отсутствием достаточного
количества проработанных и обеспеченных
заявок в других отраслях и социальной
направленностью профинансированных
проектов.
Таблица 24
Отраслевая структура проектов, профинансированных
в 1997 - 2000 годах.
Отрасль
Количество проектов
Сумма кредитов
Структурное соотношение, в
%
По количеству
По сумме
Крестьянско-фермерские хозяйства
7
1 344 000
14,6
10,0
Пищевая промышленность
9
5 178 836
18,8
38,6
Лесозаготовка и лесопереработка
2
968 416
4,2
7,2
Фармацевтика
2
900 000
4,2
6,7
Производство строительных
материалов, СМР
8
1450 000
16,7
10,8
Услуги связи
1
380 000
2,1
2,8
Швейное производство
3
699 320
6,3
5,2
Услуги общепита
2
100 000
4,2
0,8
Торговля
8
1 150 000
16,7
8,6
Автоуслуги
2
600 962
4,2
4,5
Бытовое обслуживание
1
50 000
2,1
0,4
Обучение
2
100 000
4,2
0,8
Юридические услуги
1
200 000
2.1
1,5
итого
48
13 121 534
100,0
100,0
Анализ средней ставки по выданным кредитам
позволяет говорить о низкой
стоимости заемных средств для субъектов
малого предпринимательства. Средняя
процентная ставка по проектам, профинансированным
в 2000 году, находится на
уровне 22,38%, что значительно ниже средней
банковской ставки, сложившейся в
регионе.
Как следует из таблицы 25, среди заемщиков
Фонда преобладают индивидуальные
предприниматели и общества с ограниченной
ответственностью, что можно
объяснить доминированием их в общем
объеме действующих субъектов
предпринимательства.
Таблица 25
Организационно-правовая форма субъектов
малого предпринимательства,
получивших кредиты Фонда в 2000 году
Организационно-правовая форма
Кредитные договора
Структурное соотношение
количество
На сумму
По количеству, в %
По сумме, в %
1
2
3
4
5
Юридические лица, всего
В том числе
12
5761 836
48
79,9
ЗАО
2
500 000
8
6,9
ООО
8
2 227 036
32
30,9
Производственные кооперативы
1
2 884 800
4
40,0
МУП
1
150 000
4
2,1
Физические лица * , всего
В том числе
13
1 450 000
52
20,1
Крестьянско-фермерские хозяйства
3
600 000
12
8,3
Продолжение таблицы 25
1
2
3
4
5
Индивидуальные предприниматели
10
850 000
40
11,8
Всего
25
7 211 836
100
100
*- физические лица, осуществляющие
предпринимательскую деятельность
без
образования юридического лица
Очевидно, что индивидуальные предприниматели
обращаются чаще (40% от общего
количества), но берут небольшие кредиты
(12% от общей суммы выданных
кредитов). Обратная ситуация наблюдается
в отношении юридических лиц: 80%
общей суммы составляют кредиты, выданные
юридическим лицам, тогда как по
количеству профинансированных проектов
они занимают лишь 48%.
Фонд ежемесячно проводит мониторинг
платежей заемщиков. При нарушении сроков
возврата, предусмотренных графиками,
ведется претензионная работа,
применяются санкции, призванные повысить
ответственность и заинтересованность
заемщиками в своевременном внесении
платежей. Контроль за целевым
направлением денежных средств включает
обычно 3 этапа:
1) расходование средств
на приобретение оборудования/материалов,
предусмотренных бизнес-планом.
2) Организация производства/запуск
объекта.
3) Поступление выручки
от реализации продукции/услуг /12/.
При заключении соглашения о пролонгации
кредитного договора принимается во
внимание не только объективная невозможность
заемщика рассчитаться в
установленный срок, но и такие факторы
как:
1) Целевое расходование
средств Фонда:
2) Объективные препятствия,
не позволившие выйти на проектную
мощность по
бизнес – плану;
3) наличие условий, указывающих
на возможность заемщика рассчитаться
по
кредиту в случае увеличения срока действия
кредитного договора /12/.
Для улучшения возвратности кредитов
в 2000 году усилена работа по
рассмотрению документов, оценке финансового
состояния заемщика и реальности
предлагаемого к финансированию проекта.
По залоговым обязательствам
проводится экспертиза с целью определения
реальной стоимости имущества и
возможности его быстрой реализации.
Автотранспортные средства принимаются
в
обеспечение только при условии страхования
их в пользу Фонда.
По поручительствам оценивается финансовое
состояние и уровень оборотов по
расчетным счетам организации, предоставляющей
обеспечение. У заемщиков,
ведущих свою деятельность в районах
области, обязательно запрашивается
поручительство Администрации района.
Данные таблицы 26 показывают, что основным
видом обеспечения кредитов
является залог (65,2% в структуре обеспечения),
при этом чаще применяется
залог товаров в обороте и залог оборудования.
Нужно отметить, что залог
товаров в обороте возможен только в
качестве дополнительного обеспечения.
В 2000 году произошло значительное сокращение
залога недвижимости, причинами
которого явились высокая стоимость
и формализованность процедуры оформления
залога.
Финансирование инвестиционных проектов
позволило расширить деловую и
инвестиционную активность в сфере производственного
предпринимательства. По
проектам, профинансированным в 2000 г.,
эффективность и результативность
мероприятий может быть оценена следующими
показателями:
1) создано 90 новых рабочих
мест;
2) поступления в бюджет
и внебюджетные фонды составили
около 5 млн. рублей;
3) объем произведенной
продукции в стоимостном выражении
составил более
30 млн. рублей
Таблица 26
Информация о работе Влияние малого бизнеса на развитие экономики