Внешнеэкономическая деятельность в России. Внешнеторговые операции и сделки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:46, контрольная работа

Краткое описание

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках.

Вложенные файлы: 1 файл

Внешнеэкономическая деятельность.doc

— 447.00 Кб (Скачать файл)

Как осуществляется контроль за качеством импортных и экспортных товаров, какой порядок проверки качества товара оптимален для продавца и какой более выгоден покупателю, какие гарантии по качеству предоставляет продавец?

 

 

Какие требования к упаковке и маркировке товаров указываются  во внешнеторговых контрактах?

Статья 481 ГК РФ предусматривает, что продавец обязан передать покупателю товар в таре и упаковке, за исключением тех случаев, когда товар не требует упаковки, например сырьевые грузы, трубы и др. В ходе согласования контракта продавец и покупатель после определения базисных условий поставки, уточнения маршрута транспортировки товара и вида транспорта должны договориться о необходимости упаковки или способа предохранения товара. Требования к упаковке: а) общие, вытекают из обязанности продавца обеспечить сохранность груза при определенном способе перевозки; б) специальные — указываются импортером и связаны с особенностями перевозки и хранения товара на территории страны-импортера.

Продавец и покупатель, согласовывая требования к маркировке товара, обычно преследуют определенные цели: • указать особенности товара (хрупкий, радиоактивный и т.д.); • предупредить транспортные организации об особенностях обращения с товаром (не кантовать, не бросать, не спускать с сортировочных горок и т.д.); • сортировать грузовые места по принадлежности к определенному контракту или по наименованию и адресу получателя; • проверить комплектность погрузки и выгрузки по нумерациям в партии; • при потере и последующем обнаружении груза направлять его в адрес покупателя; • информировать транспортные и таможенные организации о весе нетто/брутто товара для выбора подъемных средств, расчетов за перевозку и перегрузку, взимания таможенных пошлин и других сборов.

Маркировка должна содержать  следующие реквизиты: наименование покупателя и его адрес, номер контракта, номер ящика (если в партии несколько ящиков, то нумерация осуществляется в виде дроби: в числителе номер ящика, в знаменателе — число ящиков в партии), вес нетто и брутто, при необходимости дополнительную маркировку, указывающую на характер груза и способы обращения с ним. .

 

Как определяются в контрактах сроки поставки и дата поставки?

 

Под сроком поставки понимается момент, когда продавец обязан передать товар в собственность покупателя. Определяемое договором количество товара может быть поставлено единовременно или по частям. Срок поставки может быть установлен определением календарного дня поставки или периода, в течение которого должна быть произведена поставка. В долгосрочных договорах обычно устанавливают общий срок действия договора и промежуточные сроки, определяемые сразу на весь срок действия или в конце каждого календарного года на следующий год.

Срок поставки может быть установлен путем указания количества дней, недель, месяцев, счет которых начинается с момента совершения какого-либо действия. Например, «в течение шести месяцев со дня получения продавцом извещения покупателя об утверждении чертежей».

Кроме этого, в договоре указывается, какую дату считать датой поставки, т.е. датой передачи товара в распоряжение покупателя.

В зависимости  от способа поставки датой поставки может считаться:

• дата транспортного  документа (коносамента, накладной и т.д.); • дата расписки транспортно-экспе-диторской фирмы в приеме груза для дальнейшей транспортировки; • дата подписания приемо-сдаточ-ного акта комиссией заказчика и представителем поставщика.

 

 

Дайте общую характеристику условий о претензиях и санкциях во внешнеторговых контрактах. Какие  существуют формы материальной ответственности  за неисполнение или не надлежащее исполнение своих обязательств сторонами контракт?

Основания и порядок  заявления претензий

Включение в контракт специальной  статьи о претензиях чаще обусловлено интересами Покупателя в связи с возможной поставкой Продавцом некачественного товара, недостачей по количеству, просрочкой поставки, несвоевременным извещением о произведенной отгрузке товара и иными нарушениями обязательств со стороны Продавца. Но и у Продавца могут возникать претензии к Покупателю в случае нарушения условий платежа (например, опоздание открытия аккредитива или оплаты товара в иной форме), задержки с подачей транспортного средства под погрузку товара (если это входит в обязанности Покупателя) или извещения Продавца о закреплении такого транспортного средства, несвоевременного сообщения отгрузочных инструкций (разнарядки) и т.д.

В этой статье контракта целесообразно  изложить блок вопросов, включающий следующие  элементы:

• по каким основаниям могут заявляться претензии;

• что указывается в содержании претензионных заявлений;

• какими документами они подтверждаются;

• сроки предъявления претензий  по различным основаниям;

• сроки рассмотрения претензий;

• способы удовлетворения претензий;

• последствия несвоевременного рассмотрения и неудовлетворения претензий.

Весьма подробная регламентация положений о претензиях в ряде ОУП освобождает партнеров соответствующих стран от необходимости повторять и детализировать эти положения в контрактах.

Во внешнеторговой практике наиболее распространены претензии в отношении качества и количества поставленного товара, по гарантиям и штрафам. К претензиям по качеству относятся также претензии на нарушение комплектности или ассортимента, повреждение, на бой или порчу товара, дефекты технической документации.

Претензии Покупателя по количеству и качеству заявляются Продавцу, если не усматривается ответственности перевозчика. В случае, когда из обстоятельств дела не ясно, кто должен нести ответственность за количественные или качественные недостатки товаров (перевозчик или грузоотправитель) или возможна смешанная ответственность, целесообразно заявлять претензию одновременно перевозчику и Продавцу.

В заявлении о претензии по качеству и количеству указывается:

1) номер контракта, к которому относится претензия (если контракт содержит несколько позиций, также указывается соответствующая позиция);

2) наименование товара, соответствующее  контракту;

3) другие данные, позволяющие определить, по какой именно партии товара заявлена претензия (указание на транспортные документы или другие реквизиты);

4) существо претензии (недостача товара, несоответствие качеству, дефекты, некомплектность и т.д.);

5) конкретное требование покупателя (допоставка, устранение дефектов, замена дефектного товара, уценка, возмещение расходов, возврат уплаченной суммы и т.п.);

6) сумма претензии и ее расчет, если требование покупателя выражено в денежной форме.

К претензии прилагаются подтверждающие ее документы. Одним из основных документов, подтверждающих претензию, считается рекламационный акт, составленный с участием незаинтересованной стороны.

Сроки заявления претензий обычно устанавливаются следующие:

• в отношении качества многих видов товаров — в течение 6 месяцев, считая с даты поставки;

• если на товар предоставлена гарантия, установлен срок годности или хранения — не позднее 30 дней после истечения гарантийного срока, срока годности или хранения при условии обнаружения недостатка в пределах срока гарантии;

• в отношении количества товара — в течение трех или шести месяцев с даты поставки.

Для скоропортящихся товаров устанавливаются более короткие сроки предъявления претензий. Если окончательная сдача — приемка товара по качеству производится в стране Продавца, то претензии по качеству могут предъявляться Покупателем лишь по скрытым дефектам, которые не могли быть обнаружены при обычной проверке товара.

В случае повторяющихся поставок дефектных  партий товара

Покупатель вправе требовать приостановления  поставок до тех пор, пока Продавец не устранит обстоятельства, порождающие дефекты. Продавец не заинтересован предоставлять Покупателю право в одностороннем порядке решать вопрос о возврате дефектного товара. Если такое право Покупателя не зафиксировано в контракте, забракованный Покупателем товар не может быть возвращен без согласия Продавца.

Претензии по штрафам обычно предъявляются  не позднее трех месяцев с даты возникновения права на их требование или с даты достижения максимального размера штрафа, если он начисляется по определенным временным периодам (день, неделя, декада и т.п.).

Рассмотрение и удовлетворение претензий

В контрактах устанавливаются сроки как заявления, так и рассмотрения претензий. Продавец заинтересован сократить сроки предъявления претензий по качеству/количеству товара и удлинить сроки их рассмотрения. Покупателю же, напротив, выгоднее предусмотреть более длительные сроки заявления подобных претензий, чтобы не опоздать с оформлением необходимых претензионных документов, а также более сжатые сроки для рассмотрения заявленных претензий и их удовлетворения Продавцом, чтобы быстрее получить возмещение возникших убытков. Продавец обязан рассмотреть претензию по качеству или количеству товара и ответить Покупателю по существу претензии без промедления, но не позднее установленного срока (обычно от 15 до 60 дней), а в отношении комплектных заводов и установок — в течение 90 дней с даты получения претензии. Если продавец не даст ответа по существу претензии в срок, то покупатель вправе обратиться в арбитраж. Обоснованная претензия подлежит удовлетворению в установленный срок. Отклонение претензии должно быть мотивировано.

Удовлетворение претензий покупателя по количеству и качеству может осуществляться разными способами. Претензии по количеству (недостача товара) удовлетворяются допоставкой недостающего количества, возвратом переплаченной суммы или путем последующих взаимозачетов. Урегулирование претензий по качеству (дефектность товара и/или упаковки, нарушение комплектности, ассортимента и т.д.) возможно посредством следующих действий:

• замена забракованного товара или дефектных частей доброкачественными в установленный срок (это не исключает применение санкций за просрочку поставки);

• предоставление уценки, согласованной  с Покупателем, при условии, что принятый с дефектами товар не причинит вреда потребителям;

• устранение дефектов на месте представителями  Продавца;

• устранение дефектов силами Покупателя за счет Продавца.

В интересах Покупателя оговорить в контракте свое право выбрать наиболее выгодный из указанных вариантов действий. В случае чрезмерного нарушения контрактных требований по качеству товара Покупатель может настаивать на аннулировании контракта с возвратом забракованного товара Продавцу и возмещением им транспортных расходов и убытков, понесенных Покупателем.

Приведем пример из импортного контракта: «В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Продавцом своих обязательств по контракту Покупатель имеет право предъявить Продавцу претензии, которые будут рассмотрены Продавцом по существу (т.е. удовлетворены либо отказаны) в срок, не превышающий 15 дней с даты получения Продавцом соответствующей претензии. За каждый день просрочки с ответом на претензию или задержки в переводе признанной суммы по претензии Продавец обязан уплатить штраф в размере (указывается процент) от суммы платежей».

Применение санкций (ответственность  сторон)

Каждая сторона контракта  несет материальную ответственность за

неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств,

предусмотренных контрактом. Конкретные условия реализации

этой ответственности излагаются в статье под названием «Ответст_

венность сторон» или «Санкции».

Общепризнаны две формы материальной ответственности:

уплата виновной стороной фиксированного штрафа (пени или неустойки) либо возмещение фактических убытков, причиненных ею другой стороне. Штрафы могут взыскиваться за просрочку поставки товара, некомплектную поставку, несвоевременное представление необходимых документов (товарораспорядительных, о качестве и сертификации товара, технической документации), несвоевременное устранение выявленных дефектов или замена дефектного товара, опоздание с подачей транспортных средств под погрузку товара или их простой (судов, железнодорожных вагонов, автотранспорта), несвоевременное сообщение отгрузочных инструкций, несвоевременное извещение о произведенной отгрузке товара, задержку оплаты товара и по другим основаниям. Штраф за просрочку поставки (иногда называется конвенциональным штрафом) и ряд иных нарушений начисляется за определенный период времени (день, неделя). Такой штраф может прогрессивно возрастать в зависимости от продолжительности нарушения, но быть ограничен предельным размером. В контрактах с контрагентами стран ЦВЕ обычно устанавливался штраф за просрочку поставки в следующих размерах: в течение первых 30 дней — 0,05% за каждый день, в течение следующих 30 дней — 0,08% за каждый день и в дальнейшем — 0,12% за каждый день, причем предельная сумма штрафа составляла 8% стоимости товара, в отношении которого имелась просрочка. Но стороны могут предусмотреть и не прогрессирующий штраф, например в размере 0,1% за каждый день или 0,5% за каждую неделю просрочки с максимальной суммой 10% стоимости несвоевременно поставленного товара.

Уплата штрафа за просрочку поставки не освобождает Продавца от обязанности произвести поставку товара. Вместе с тем в случае просрочки поставки сверх установленного в контракте срока (например, 4 или 6 месяцев) может быть оговорено право Покупателя аннулировать контракт в невыполненной части. По договоренности сторон вместо повременного штрафа за просрочку поставки иногда взыскивается фиксированная неустойка.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность в России. Внешнеторговые операции и сделки