Внешнеэкономическая деятельность предприятия и оценка ее эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена внешнеэкономической деятельности предприятия и оценке ее эффективности.
Для начала дадим определение основным понятиям: внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и внешнеэкономическим отношениям.
Итак внешнеэкономическая деятельность – это совокупность форм и методов торгово-экономического и финансово-производственного взаимодействия субъектов на мировом рынке с целью использования преимуществ международного разделения труда для достижения более высокой эффективности функционирования участвующего субъекта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Теоретические аспекты изучения внешнеэкономической деятельности предприятия и оценки ее эффективности
1.1 Сущность внешнеэкономической деятельности и ее роль в развитии современного предприятия………………………………………………………5
1.2 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия……………………………………………………………………….7
1.3 Методические подходы к оценке эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия……………………………………………………….10

2. Исследование внешнеэкономической деятельности СП ОАО «Спартак»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия…………………...16
2.2 Оценка эффективности экспортно-импортных операций предприятия…19
2.3Оценка рациональности использования оборотного капитала в экспортно-импортных операциях…………………………………………………………..22

3. Направления совершенствования внешнеэкономической деятельности СП ОАО «Спартак»
3.1 Совершенствование материально-технического обеспечения предприятия……………………………………………………………………...28
3.2 Политика и методы стимулирования внешнеэкономической деятельности СП ОАО «Спартак». …………………………………….………………………37

Заключение……………………………………………………………………….40

Список использованных источников……………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач!!!!!!!!!.doc

— 748.00 Кб (Скачать файл)
    • обмен средствами производства, технологиями, информационными структурами;
  • развитие торговли;
  • рост обмена научно-техническими знаниями;
  • международную миграцию рабочей силы.

В современных условиях происходит качественное обновление технологической базы производства за счет:

  • внедрения ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;
  • изменения структуры производства и потребления;
  • использование экспорта научно-технической информации научно-технических услуг.

Внешнеэкономическую деятельность предприятия классифицируют по ряду признаков.

1. По профилю деятельности:

а) производство экспортной продукции и самостоятельная  реализация на внешнем рынке;

б) чисто внешнеторговые операции, посреднические услуги, финансово-страховые, транспортные операции.

2. По характеру внешнеторговых операций различают:

а) экспортеров, импортеров;

б) специализированных посредников, таможенных брокеров.

3. По организационно-правовым  формам:

а) коммерческие организации (хозяйственные товарищества, производственные кооперативы);

б) государственные муниципальные  предприятия;

в) некоммерческие потребительские  ассоциации, союзы.

 

1.2 Направления  внешнеэкономической деятельности  предприятия.

 

Внешнеэкономическая деятельность любого государства является его важной составляющей частью. В зависимости от того , насколько продумано решаются вопросы в этой области, зависит благосостояние народа, суверенитет государства, отношения с другими странами.

Государственное регулирование – степень вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность. Государство ведет контроль монопольной деятельности, т.е. создает равные условия на внутреннем рынке.

Декларация  о государственном суверенитете Республики Беларусь, принятая 27 июля 1990г., провозгласила независимость  республики во внешних отношениях, а принципы, положенные в их основу, закрепленные в декларации и в общепринятых международных нормах и правилах, легли в основу Закона «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь» (1990 г.), где записано, что к ведению Республики Беларусь как субъекта внешнеэкономических отношений относится разработка и осуществление внешней политики, в том числе валютно-кредитной, определение порядка квотирования и лицензирования внешнеэкономических операций, установление законодательных актов хозяйственной деятельности во внешнеэкономической сфере, заключение и исполнение международных договоров в области внешнеэкономической деятельности и в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права, установление порядка создания и регистрации на территории Республики Беларусь иностранных и совместных предприятий, международных объединений, ассоциаций предприятий и организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, защиту экономических интересов республики, ее предприятий и граждан за ее пределами, установление налогов, сборов и обязательных платежей от доходов участников внешнеэкономической деятельности и т.д.

      Система     государственного     регулирования     внешнеэкономической

деятельности (ВЭД) предприятий включает:

      • законодательно-правовую базу  регулирования;

      • институционно-организационную  структуру регулирования;

      • государственное программирование  ВЭД;

      • квотирование и лицензирование  внешнеторговых сделок;

      • сертификацию импортных товаров;

      • регистрацию некоторых экспортных  контрактов;

      •  обязательную  экспортную  оценку  количества,   качества   и   цены

экспортируемых  товаров;

      • таможенное регулирование;

      • валютное и кредитно-денежное  регулирование ВЭД.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Особенно  возрастает роль государственного регулирования  в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению экономического роста. Так было с западноевропейскими странами в послевоенный период, и с латиноамериканскими (Чили, Аргентиной, Бразилией) совсем недавно.

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности - одна из важнейших и самых сложных задач государства. Хорошо продуманная и правильно организованная политика в области ВЭД - важнейший фактор успешного развития экономики любой страны. Одной из главнейших причин нынешнего кризиса в нашей стране - непродуманная политика государства в области ВЭД.

Методы государственного регулирования ВЭД по своему характеру  делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

Табл. 1.2 Методы регулирования  ВЭД


Высшими органами управления внешнеэкономической деятельностью  в Республике Беларусь являются Президент, Парламент и Совет Министров.

Парламент, как высший законодательный орган издает законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность, разрабатывает основы внешнеэкономической политики государства, ратифицирует торговые договоры с зарубежными странами. К его компетенции относится определение общих принципов валютной политики, утверждение по представлению Совета Министров плана формирования и использования государственного валютного фонда республики, лимита внешнего государственного долга.

По решению  Парламента республики могут применять ответные меры в отношении стран, создающих дискриминационные условия для внешнеэкономической деятельности страны.

Совет Министров  – высший исполнительный и распорядительный орган власти в республике.

 Совет Министров  издает постановления и распоряжения для исполнения законов по внешнеэкономической деятельности, осуществляет общее руководство в области отношений республики с иностранными государствами и международными организациями.

Совет министров  может ввести ограничения, установить определенные требования по осуществлению операций международного обмена товарами и услугами в целях обеспечения экономических интересов, а так же для выполнения международных обязательств республики.

Основным министерством, регулирующим внешнеэкономическую  деятельность в республике, является Министерство иностранных дел Республики Беларусь (МИД РБ). В своей деятельности оно подчиняется непосредственно Совету Министров.

Структура МИД  РБ трехзвенная: министр – управления – отделы.

На МИД РБ возложены задачи разработки концепции и программы развития внешнеэкономических связей республики, совершенствование форм сотрудничества с зарубежными странами, координация деятельности предприятий и государственных органов в области торгово-экономических отношений с иностранными партнерами, принятие мер по развитию и улучшению структуры экспорта и импорта.

Важное место  в системе управления внешнеэкономической  деятельностью в республике занимают Министерство экономики Министерство финансов. Они осуществляют регулирование  экспортно-импортных операций, участвуют в выработке решений по вопросам формирования и использования Государственного валютного фонда, проводят экспертизу инвестиционных проектов, представленных для финансирования за счет иностранных инвестиций.

 

1.3 Методические  подходы к оценке эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия.

 

 В связи с предоставлением предприятиям и объединениям права самостоятельного выхода на внешние рынки перед ними встает много неотложных проблем, которые они теперь должны решать сами. Среди них первостепенное место занимает вопрос об определении эффекта от внешнеэкономической деятельности. Для этого предприятия разрабатывают различные методики, и уделяется много внимания вопросу ее эффективности.

Экономическое обоснование принимаемых решений  по управлению ВЭД предприятий может производится с использованием различных методов – факторного, экспертного, расчетного и др. Рассмотрим некоторые из них.

Достаточно  распространен в мировой практике факторный подход, сущность которого заключается в поиске факторов, влияющих на эффективность ВЭД, и установлении с использованием математического инструментария взаимосвязи между выявленными факторами и результатом развития ВЭД предприятия.

Среди факторов эффективности ВЭД могут быть выделены:

  1. факторы, отличающие участников ВЭД от предприятий, работающих только на внутреннем рынке;
  2. внешние факторы (государственные стимулирующие программы развития экспорта, поощрения иностранных инвестиций и т.д.)
  3. факторы, связанные с поведением фирмы (маркетинговая ориентация фирмы, целеустремленность менеджмента и т.д.).

К первой группе относятся:

  • технические характеристики предприятия и производства. Для воздействия на эти факторы требуется приобретение новых активов: например, строительство новых производственных мощностей за границей или закупка нового оборудования для адаптации продукции;
  • методики и технологии работы, например, введение новых технологий, повышение количественного и качественного уровня информации о ВЭД на основе имеющихся и новых источников, что прямо воздействует и на вышеназванные факторы;
  • психологические аспекты коллектива и управления. Воздействие на эти факторы требует изменения ценностей, поведенческих установок, технологий принятия решения, что оказывает влияние непосредственно на ранее указанные факторы (на методологию и технологию работы) и опосредованно (на технические характеристики предприятия и производства)[5, с.153].

Кроме того, для  практических исследований ВЭД белорусских  предприятий особенное значение будут иметь факторы второй группы – внешние факторы, связанные с белорусской спецификой:

  • различия в деловой культуре;
  • особенности (неблагоприятность) белорусского делового климата;
  • недостаточный международный опыт у менеджеров предприятий – участников ВЭД;
  • незнание сотрудниками отделов ВЭД большинства предприятий иностранных языков на таком уровне, который достаточен для ведения деловой переписки;
  • значительные временные и трансакционные издержки
  • специфика белорусского менталитета
  • негативный имидж Беларуси и продукции белорусских экспортеров в мире.

На практике самым простым способом определения  эффективности ВЭД  является расчет различных показателей экономической  эффективности на основе соизмерения  достигаемых экономических результатов  с затратами ресурсов на их достижение.

На уровне предприятий  и иных хозяйствующих субъектов под экономической эффективностью внешнеэкономических опираций понимается степень увеличения дохода от них, получаемая либо как разница, либо как частное между результатами и затратами на их реализацию.

 Система  показателей экономической эффективности ВЭД делится на две группы:

  1. показатели эффекта
  2. показатели эффективности.

Происходящие процессы реформирования экономики в Республике Беларусь способствуют появлению на рынке большого числа предприятий  различных форм собственности, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий требует дополнительного исследования, т.к. в экономической литературе данные проблемы не адаптированы к функционированию конкретного региона, в частности Республики Беларусь.

Показатели эффективности  внешнеэкономической деятельности можно сгруппировать следующим  образом:

  1. Показатели, характеризующие степень открытости национальной экономики и роль внешнеэкономического фактора: экспортная, импортная и внешнеторговая квоты, доля импорта в объеме национального потребления , показатели уровня международной специализации – доля страны в мировом товарообороте в целом и по отдельным товарным группам, коофициент диверсификации, экспортная квота в производстве отросли, импортная квота в потреблении отросли.
  2. Показатели масштабов, уровня развития и сбалансированности внешнеторговой деятельности: экспортный, импортный и внешнеторговый оборот, внешнеторговое сальдо, удельные веса отдельных товарных групп в структуре экспорта (импорта), индекс условий торговли, коофициенты покрытия импорта экспортом и сбалансированности внешнеторговых связей.
  3. Показатели эффективности внешней торговли: свободный показатель бюджетной эффективности внешней торговли, показатели абсолютной и валютной эффективности экспорта (импорта), эффективность производства экспорта (потребления импорта), показатели рентабельности внешнеторговых операций.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность предприятия и оценка ее эффективности