Внешнеэкономическая деятельность предприятия и оценка ее эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена внешнеэкономической деятельности предприятия и оценке ее эффективности.
Для начала дадим определение основным понятиям: внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и внешнеэкономическим отношениям.
Итак внешнеэкономическая деятельность – это совокупность форм и методов торгово-экономического и финансово-производственного взаимодействия субъектов на мировом рынке с целью использования преимуществ международного разделения труда для достижения более высокой эффективности функционирования участвующего субъекта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Теоретические аспекты изучения внешнеэкономической деятельности предприятия и оценки ее эффективности
1.1 Сущность внешнеэкономической деятельности и ее роль в развитии современного предприятия………………………………………………………5
1.2 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия……………………………………………………………………….7
1.3 Методические подходы к оценке эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия……………………………………………………….10

2. Исследование внешнеэкономической деятельности СП ОАО «Спартак»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия…………………...16
2.2 Оценка эффективности экспортно-импортных операций предприятия…19
2.3Оценка рациональности использования оборотного капитала в экспортно-импортных операциях…………………………………………………………..22

3. Направления совершенствования внешнеэкономической деятельности СП ОАО «Спартак»
3.1 Совершенствование материально-технического обеспечения предприятия……………………………………………………………………...28
3.2 Политика и методы стимулирования внешнеэкономической деятельности СП ОАО «Спартак». …………………………………….………………………37

Заключение……………………………………………………………………….40

Список использованных источников……………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач!!!!!!!!!.doc

— 748.00 Кб (Скачать файл)

Еще одним важнейшим  стратегическим направлением экономической  политики республики является привлечение иностранных инвестиций. Из-за неразвитости фондового рынка, в республике преобладают, в основном прямые иностранные инвестиции в форме создания совместных и иностранных предприятий.

Весьма важным аспектом в оценке эффективности ВЭД предприятий  региона является изучение факторов и условий формирования экспортного потенциала региона, в том числе экономических аспектов, природных предпосылок, экологических условий.

Международный обмен  товарами может быть выгоден всем участникам внешнеэкономических связей при условии правильного оформления структуры экспорта и импорта. Но особое значение при этом имеет оценка эффективности ВЭД.

Дня оценки внешнеэкономической  деятельности ВЭД на уровне предприятия  можно рекомендовать методику Т.В. Миролюбивой, включающую расчет следующих показателей:

Показатель экономической  эффективности экспорта:

ЭЭэкс = Ов.ф + Вр-3 экс,  

где ЭЭэкс - показатель экономической  эффективности экспорта, руб.,

О в.ф. - рублевый эквивалент отчислений в валютный фонд предприятия  считываемый путем пересчета валютной выручки в рубли по курсу на дату поступления валюты, руб.

В р - рублевая выручка  от продажи валюты, руб.;

З экс - полные затраты  предприятия на экспорт. 67

Ов.ф.+Вр

Э экс. 1 = Зэке

где Э экс. - показатель экономической эффективности экспорта.

Оэкс 

Э экс, 2 = - Сэкс

где Э экс. - показатель экономической эффективности экспорта;

О экс. - объем экспорта во внутренних среднегодовых ценах, руб.;

С экс. - производственная себестоимость экспортных товаров, руб.

где: Э экс.з - показатель экономической эффективности экспорта, %;

Кэкс. - среднегодовая  стоимость ОПФ и оборотных  средств, используемых при производстве экспортной продукции, руб.

Показатель эффективности  целесообразно рассчитывать при  заключении каждой экспортной сделки с целью выбора наиболее оптимальной  по критерию максимума Э экс. И  при условии Э экс., > Ээкс.г.

Если Э экс./ > 1, Э  экс./ > Э жс.2 , то экспорт соответствующих товаров является для предприятия экономически выгодным, и следует искать пути увеличения экспорта данных товаров.

Э экс.з свидетельствует  об уровне эффективности соответствующих  товаров, причем первая часть формулы  показывает, какой процент от результатов экспорта предприятия составляет доход от экспорта предприятия, а вторая часть определяет, сколько раз за рассматриваемый период смог обернуться авансированный на экспорт капитал . Чем больше обе части формулы, тем выгоднее экспорт товаров.

Показатели экономической эффективности импорта:

Показатели экономической  эффективности импорта товаров  производственного назначения (ТПрН):

Сэн)* Q+ С рем + С зап. + ЗП, где ЦП - полная цена потребления  импортного ТПрН, руб.;

Ц п - покупная цена импортного ТПрН, руб.; Эр - эксплуатационные расходы при использовании ТПрН, руб.; Q- количество единиц выпускаемой продукции, шт.;

С эн - стоимость топлива  и энергии на единицу выпускаемой  на ТПрН продукции, руб.;

См - стоимость потребляемого  сырья и материалов на единицу выпускаемой на ТПрН продукции, руб.; С рем. - стоимость ремонтов ТПрН, руб.; С зап. - стоимость запчастей для ТПрН, руб.; ЗП - зарплата рабочих, обслуживающих ТПрН: Экономическая эффективность импорта:

Эимп.;=Цп/ЦП ;

Э ими., = Qn / Зимп ТПрН,

где Qn - объем, выпускаемой на данном ТПрН, продукции во внутренних среднегодовых целях, руб.; Зимп.ТПрН затраты на импорт ТПрН, руб.

Выводы:

чем больше Э имп.1 приближен  к 1, тем импорт данных товаров эффективнее;

Э имп.2 должен быть больше 1, он показывает количество выпускаемой на данном импортном ТПрН продукции на рубль затрат по его приобретению для предприятия [8, с.74].

Рассмотрим  так же методику определения эффективности  ВЭД, предложенную Воронковой О.Н.

Для того чтобы  экспорт товара был эффективен, необходимо:

    1. чтобы экспортный доход превышал экспортные затраты (ЭД>ЭЗ);
    2. экспортная прибыль (ЭП) превышала внутреннюю прибыль (ВП) предприятия от продажи товара внутри страны. Экспортная прибыль равна экспортному доходу за вычетом экспортных затрат, а внутренняя прибыль – внутреннему доходу (ВД) за вычетом себестоимости товара (Ст). При этом ВД – это рублевая выручка (Врэ) от продажи товара, предназначенного на экспорт, на внутреннем рынке.

Исходя из приведенных  рассуждений, можно ввести следующие  количественные показатели эффективности экспорта:

     1. базовый коэффициент эффективности  экспорта (Кэб):

Кэб = Врэ / (Ст + Тр + Пр)

Где Тр – транспортно-экспедиторские расходы;

Пр – прочие расходы.

Если Кэб>1, то экспорт эффективен. Чем выше указанный коэффициент, тем выше эффективность экспорта;

    2. альтернативный  коэффициент эффективности экспорта (Кэа) :

Кэа = (Врэ – Ст – Тр – Пр) / (Вв – Ст)

Где Вв – внутренняя выручка (выручка от продажи товаров внутри страны).

Если Кэа>1, экспорт эффективен.

Таким образом, для определения эффективности  экспорта необходимо рассчитывать оба  эти коэффициента и сопоставить их.

Так же данные показатели увязаны со стратегией ВЭД предприятия. Руководители и специалисты предприятия  самостоятельно выбирают показатели эффективности  ВЭД, которые наиболее полно характеризуют  основные процессы и результаты ВЭД.

Из всего  вышесказанного мы можем сделать вывод, что внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

Рациональная внешнеэкономическая  политика государства может привести к повышению темпов роста национального  дохода, ускорению научно-технического прогресса, повышение концентрации производства и эффективности капитальных  вложений.

На сегодняшний день ориентация на внешний рынок является чрезвычайно важной для Беларуси. Выход на международный рынок предприятия дает ряд положительных моментов и для предприятия и для страны.

В связи с  предоставлением предприятиям и  объединениям права самостоятельного выхода на внешние рынки перед ними встает много неотложных проблем, которые они теперь должны решать сами. Среди них первостепенное место занимает вопрос об определении эффекта от внешнеэкономической деятельности. Для этого предприятия разрабатывают различные методики, и уделяется много внимания вопросу ее эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Исследование  внешнеэкономической деятельности 

СП ОАО «Спартак».

2.1 Технико-экономическая  характеристика предприятия.

 

Совместное предприятие  открытое акционерное общество “Спартак” – крупнейшее в Республике Беларусь предприятие, имеющее 82-летний опыт производства кондитерских изделий, и вместе с этим это предприятие отказалось от очень многих традиционных (на  мой взгляд морально устаревших) решений и постаралось взять все самое лучшее из многовекового опыта создания сладостей. Теперь вся продукция фабрики производится на высокотехнологичном оборудовании.

Кондитерская фабрика  “Спартак” основана в 1924 году. В 1994 году государственная кондитерская фабрика “Спартак” была преобразована в  открытое акционерное общество “Спартак” (ОАО “Спартак”), а в 1998 году - в совместное предприятие открытое акционерное общество “Спартак” (СП ОАО “Спартак”). Оно было создано в соответствии с решением Общего собрания акционеров Протокол №8 от 26 марта 1998 года.

СП ОАО “Спартак”  – предприятие со смешанной формой собственности, с иностранными инвестициями и долей государства. СП ОАО “Спартак”  является юридическим лицом, имеющим  самостоятельный баланс, счета в  банках, в том числе валютный, гербовую печать, штамп, фирменные бланки, товарный знак.

К преимуществам СП ОАО  ”Спартак” следует отнести повышенную гибкость предприятия, способность быстро откликаться на желание заказчика, разнообразие ассортимента по сравнению с конкурентами. Только в последнее время специалистами фабрики разработано около 30 наименований разнообразных изделий, которые запатентованы как по способам производства, так и по композициям ингредиентов.

СП ОАО “Спартак”  – это многопрофильное предприятие  с передовой технологией производства и мощным производственно-технологическим потенциалом, с замкнутым циклом производства, способное гибко реагировать на потребности рынка.

На предприятии действует  четыре основных цеха:

      • конфетно-шоколадный;
      • карамельный;
      • бисквитный;
      • вафельный.

СП ОАО «Спартак»  обладает лицензионным правом на следующие  виды деятельности:

  • на осуществление оптовой торговли;
  • на занятие розничной торговлей и торгово-производственной деятельностью;
  • на эксплуатацию грузоподъемных кранов;
  • на размещение и хранение под таможенным контролем товаров;
  • на междугородние перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом;
  • на международные перевозки пассажиров автомобильным транспортом;
  • на транспортировку опасных грузов (кислород в баллонах, спирт) автомобильным транспортом;
  • на выполнение хозспособом строительно-монтажных и специальных работ;
  • на осуществление функций технического надзора в строительстве на объектах собственного строительства;
  • на эксплуатацию производств и объектов, на которых возможно образование взрывоопасных сред;
  • на хранение, использование в хозяйственной деятельности, рециклирование озоноразрушающих веществ в соответствии с перечнем регулируемых веществ, согласованным сторонами Монреальского протокола по веществам, разрушающим азоновый слой, от 16.09.1987г.;
  • на  занятие внутригородскими перевозками автомобильным транспортом;
  • на право осуществления розничной торговли алкогольными напитками;
  • на эксплуатацию оборудования и приборов высокого давления, паровых котлов, систем газоснабжения и водоснабжения.

Целью деятельности СП ОАО “Спартак” является производство и реализация продукции в соответствии с потребностями рынка, повышение ее качества и расширение ассортимента для получения прибыли с целью получения дивидендов акционерами и удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива.

В настоящее время  фабрика производит 315 наименований кондитерских изделий, включая изделия  лечебно профилактического назначения.

Чтобы создать вкусный  и полезный продукт фабрика прилагает немало усилий по поиску надежных поставщиков высококачественного сырья. На сегодня весь основной сырьевой состав привозят из Дальнего и Ближнего зарубежья, будь-то лесные орехи из Нидерландов или какао-бобы из Кот Д'ивуар.

Постоянная работа специалистов фабрики  «Спартак» по улучшению и разработке новых рецептур позволяет создавать сладости, способные удовлетворять самые разные вкусы потребителей. Кроме этого, фабрика периодически обращается к настоящим гуру - создателям новых вкусов с мировым именем для получения принципиально новых и эксклюзивных сладостей.

Наряду с выпуском марок, уже завоевавших популярность на фабрике постоянно осваивают производство новых продуктов, прислушиваются к пожеланиям клиентов. Поэтому необходимость вывода нового продукта или совершенствования дизайна определяется по итогам маркетинговых исследований и предварительных дегустаций нового продукта потребителями.

На фабрике хорошо понимают, какая ответственность возлагается на любую упаковку, даже на упаковку самой маленькой конфетки, если в ней содержится действительно вкусный продукт. Поэтому штатные дизайнеры, студии дизайна из Литвы, Турции, Германии и других стран постоянно трудятся для того, чтобы внешний вид упаковки соответствовал высококлассной начинке.

Натуральное сырье, современное высокотехнологичное оборудование и желание создать вкусный и полезный продукт помогают получить лакомства, которые выгодно отличают высокое качество, великолепный вкус и неординарность исполнения.

Производственные мощности предприятия  освоены на 80%. Предприятие большое внимание уделяет техническому перевооружению, модернизации оборудования. В целом износ основных производственных фондов на предприятии составляет 50,7% при критическом уровне 60%. Производственные мощности фабрики позволяют выпускать в год 45 000 тонн кондитерских изделий.

Общая площадь зданий, числящихся на балансе СП ОАО “Спартак”  составляет 58 533,5 м2. Все здания используются по своему назначению на 100% и управляются согласно действующей инструкции плану осмотра.

В технико-экономических планах отражаются мероприятия по расширению производства и повышению его технического уровня, обновлению и росту качества продукции, наиболее полному использованию научно-технических достижений.

Спад в производстве кондитерских изделий на фабрике  отмечается в июле месяце, когда наблюдается высокий температурный режим. В декабре же наоборот наблюдается значительное увеличение объемов выпуска продукции в связи с новогодними и рождественскими праздниками.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность предприятия и оценка ее эффективности