Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:38, реферат
Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.
Введение……………………………………………………………2
1. Введение теории внешней торговли.
1.1 МЕРКАНТИЛИЗМ И ИДЕЯ «СВОБОДЫ ТОРГОВЛИ» СМИТА — РИКАРДО………………………………………………………3
1.2 ДОКТРИНА «СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ» Д. РИКАРДО. ПОНЯТИЕ «УСЛОВИЯ ТОРГОВЛИ»……………….6
1.3 ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА И НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ХЕКШЕРА — ОЛИНА………………………………..11
1.4 Противоречивость и ограниченность примнения неоклассической концепции, приспособление ее к современным условиям…………………………………………………….14
1.5 Новые и новейшие теории внешней торговли……………17
2. Средства регулирования внешней торговли, теории практики применения.
Нетарифные барьеры. Стаимостные и ценовые методы регулирования таможенных пошлин……………………………….18
3. Международное регулирование внешней торговли, внешней торговой системы Украины.
3.1 Генеральное соглашение по тарифам и торговли (ГАТТ)………………………………………………………………….23
3.2 Характеристика режима наиболее благоприятствования нации (РНБ)………………………26
4.Платёжный баланс как обобщающий показатель внешнеэкономических связей страны…………………..27
Список использованной литературы……………………..31
3.1 Генеральное соглашение по тарифам и торговли (ГАТТ)
Правительства Австралийской Федерации, Королевства Бельгии, Соединенных Штатов Бразилии, Бирмы, Канады, Цейлона, Республики Чили, Китайской Республики, Республики Кубы, Чехословацкой Республики, Французской Республики, Индии, Ливана, Великого Герцогства Люксембург, Королевства Нидерландов, Новой Зеландии, Королевства Норвегии, Пакистана, Южной Родезии, Сирии, Южно-Африканского Союза, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, и Соединенных Штатов Америки:
Признавая, что их взаимоотношения в области торговли и экономической деятельности должны осуществляться с целью повышения жизненного уровня, обеспечения полной занятости и значительного и непрерывного увеличения реального дохода и эффективного спроса, обеспечения полного использования мировых ресурсов и расширения производства и обмена товаров,
Желая содействовать этим целям путем заключения взаимных и взаимовыгодных договоренностей, направленных на существенное снижение тарифов и других барьеров торговле и на устранение дискриминационного режима в международной торговле
Принципы ГАТТ
Принцип наиболее благоприятствуемой нации , иначе, наибольшего благоприятствования - причем включающий (как своего рода "минимум") и принцип недискриминации, - в отношении применения и установления импортных и экспортных пошлин и иных сборов. Принцип наибольшего благоприятствования понимается в безусловной форме.
Поскольку принцип применяется
к торговле товарами, важно само
понятие "товара" в этих целях.
Товары понимаются как эквивалентные,
"подобные" продукты (т.е. не обязательно
идентичные), которые определяются
в качестве конкурирующих и заменяющих,
что специфицируется на основе унифицированной
тарифной классификации. Страны-члены,
имеющие государственные
Исключения из принципа наибольшего благоприятствования были специально оговорены в ГАТТ. Вот эти принципиальные исключения:
- преференциальные (в широком
смысле) условия, зарегистрированные
в ГАТТ (позднее в ВТО) и
- таможенные союзы и зоны свободной торговли. Исключения при этом допускаются только для объединений между развивающимися странами для объединений иных стран при условии строгих критериев, а именно: пошлины и иные торговые барьеры относительно (в основном) всей торговли между странами объединения должны быть устранены, а пошлины и другие установления, влияющие на торговлю стран - членов объединения со странами, не входящими в данное объединение, не должны быть более ограничительны, нежели те, которые существовали до образования данного объединения стран;
- продукты, происходящие
из развивающихся стран (
Льготный режим для
развивающихся стран
Следует отметить, кроме того, что условия Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) не вполне укладываются в режим наибольшего благоприятствования, изначально рассчитанный на действие лишь в торговле товарами.
Принцип национального
режима применительно к
Принцип исключительности
тарифных средств защиты
Принцип последовательности тарифных уступок. Страна, вступающая в ГАТТ, должна представить перечень тарифных уступок, а также не соответствующих условиям ГАТТ нетарифных ограничений. Эти уступки и снятие ограничений должны быть согласованы на коллективной основе. Всякая таможенно-тарифная льгота, предоставляемая одной из стран-участниц другой стране-участнице (обычно в результате длительных тарифных переговоров в ходе многосторонних конференций - "раундов"), автоматически, немедленно и безусловно в силу принципа наибольшего благоприятствования распространяется на все страны-участницы ГАТТ. Соответствующие договоренности в рамках ГАТТ о взаимных таможенно-тарифных уступках оформляются в договорном порядке и юридически обязательны для государств-участников.
Принцип связанности. Предоставляемые каждой страной уступки и принятые в рамках ГАТТ/ВТО обязательства представляют собой своего рода "ватерлинию", ниже которой не должны опускаться эти уступки и которая сохраняется для страны, пока она участвует в ГАТТ/ВТО, а соответствующие условия становятся "связанными". В дальнейшем тарифные уступки и нетарифные барьеры могут в одностороннем порядке на основе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ ("раундов") понижаться, но не повышаться.
Принцип "прозрачности" (транспарентности). Любые национальные законодательные и административные правила внешнеэкономического регулирования должны согласно условиям ВТО публиковаться, быть доступными, в том числе и для иностранных заинтересованных лиц и организаций.
Характеристика режима наиболее благоприятствования нации (РНБ)
Режим наибольшего
Режим наибольшего
Оговорки о режиме наибольшего
благоприятствования, то есть положения
о его взаимном представлении, обычно
включаются в тексты межгосударственных
торгово-экономических
В 1964 на I сессии Конференции ООН по торговле и развитию в Женеве был одобрен принцип, согласно которому «международная торговля должна быть взаимовыгодной и проводиться на основе режима наибольшего благоприятствования…». Значение режима наибольшего благоприятствования было подчеркнуто и в Заключительном акте Совещания в Европе. В рамках ООН уделяется большое внимание кодификации норм, относящихся к режиму наибольшего благоприятствования. Так, Комиссией международного права разработан проект статей по режиму наибольшего благоприятствования.
4.Платёжный баланс как обобщающий показатель внешнеэкономических связей страны
Существуют различные методики
составления платёжных
В основе данной методики лежит отражение объективной реальности — необходимости выделения двух больших разделов платёжного баланса. Связано это прежде всего с тем, что каждая сделка имеет две стороны — торговую и финансовую, которые с точки зрения учёта стоимости являются, по сути дела, зеркальным отражением друг друга.
Экспорт товаров и услуг означает
рост требований к нерезидентам (что
фиксируется в платёжном
При отсутствии достаточных валютных резервов для оплаты импорта страна может прибегнуть к иностранным займам, которые не опосредованы экспортом товаров и услуг (но которые в дальнейшем необходимо покрывать за счёт увеличения национального экспорта). В этом случае торговая сторона сделки (ввоз товаров или услуг) означает появление задолженности перед иностранцами, требующей погашения (что фиксируется со знаком «−»), а привлечение кредитов нерезидентов означает рост обязательств перед иностранцами (что фиксируется со знаком «+»).
Именно поэтому платёжный
Хотя на практике используются различные схемы представления платёжного баланса, составляемого по методике МВФ, в основном и главном они совпадают.
Виды представления и сальдо платёжного баланса[править | править исходный текст]
При публикации платёжный баланс может
быть представлен в «нейтральной»
или в «аналитической» форме.
В «нейтральной» форме товары,
услуги и текущие трансферты объединяются
в счёте текущих операций, а
капитальные трансферты, прямые инвестиции,
портфельные инвестиции, финансовые
производные, прочие инвестиции и резервные
активы — в счёте операций с
капиталом и финансовыми
«Нейтральная» форма представления обладает рядом недостатков, в частности в нём исчезает совокупный результат экономического и иного общения резидентов страны с внешним миром, кроме этого невозможно определить, имеют ли приводимые показатели самостоятельное значение, или же они являются производными проводками, включёнными туда ради соблюдения принципа двойной записи.
В связи с этим наряду с «нейтральным
представлением» МВФ
Строгого понятия «сальдо
Исторически существовало несколько
подходов к тому, какие именно операции
выделять как «уравновешивающие». Согласно
рекомендации МВФ, к балансирующим
статьям относят: операции официальных
валютных органов с валютными
резервами (золото, иностранная валюта,
резервная позиция в МВФ и
активы в СДР); изменения обязательств
официальных валютных органов перед
иностранными официальными учреждениями,
включая международные