Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 23:52, курсовая работа
В 2011 году минует ровно двадцать лет с того момента, как наше государство провозгласило приоритет частной собственности, рыночных отношений, прав человека, демократических ценностей в их западноевропейской и североамериканской трактовке. Отказ от социализма совершался в условиях глубокого кризиса всей общественной и политической системы. Налицо было множество острых проблем. Поворот к капитализму представлялся тогда многим панацеей от большинства неустройств социальной жизни.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего проффесионального
образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РГТЭУ)
Кафедра общей экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Экономика»
на тему:
«Выбор стратегии социально-экономического
и национального возрождения России»
Москва-2011
Оглавление
1. Перспективы страны.
В 2011 году минует ровно двадцать лет с того момента, как наше государство провозгласило приоритет частной собственности, рыночных отношений, прав человека, демократических ценностей в их западноевропейской и североамериканской трактовке. Отказ от социализма совершался в условиях глубокого кризиса всей общественной и политической системы. Налицо было множество острых проблем. Поворот к капитализму представлялся тогда многим панацеей от большинства неустройств социальной жизни.
Итак, прошло двадцать лет. Нужно подводить определённые итоги. Двадцать лет – срок вполне достаточный, для того, чтобы судить о правильности или ошибочности того выбора, который тогда сделало государство.
Так, за двадцать лет, прошедших после революции 1917 года, была не только восстановлена экономика после разрухи, вызванной мировой и гражданской войнами, но и резко увеличена экономическая база страны, ставшей одной из передовых промышленных держав мира. За 1917-1937 гг. в нашей стране была создана современная для той эпохи структура производства, позволившая победить во 2-й мировой войне и заложить основы для последующего рывка СССР к технологическому лидерству, осуществлявшемуся в 50-70-е гг. прошлого века. За двадцать лет после революции её негативные демографические последствия были не только ликвидированы: население страны выросло в 1,14 раза[1] по сравнению с дореволюционным временем.
Итак, каковы перспективы нашей страны?
Первое, что видно невооружённому глазу наблюдателя – социальных и экономических проблем в России за двадцать лет не стало меньше. Даже пресловутый товарный дефицит, который в позднее советское время служил важным источником социального недовольства, нет-нет да и проявляется в том или ином виде, по отдельным сортам товаров.
Изобилие потребительских товаров в нынешней России – оборотная сторона снижения покупательной способности большинства населения. Ограничение потребностей на фоне не успевающей за ростом потребительских цен заработной платы – характерная черта России в минувшее двадцатилетие. При этом со всё большей остротой заявляет о себе проблема несоответствия низкого качества товаров и услуг высоким ценам на них. Эта проблема, как выяснилось, отнюдь не решается автоматически балансом спроса и предложения в условиях рыночных отношений.
Но отмеченная проблема, доставшаяся нам в наследство с поздних советских времён и до сих пор не решённая – вовсе не самая главная в современной капиталистической России. Возникло множество новых проблем, о которых большинство наших граждан не имело понятия двадцать лет назад – проблем, закономерных для общества периферийного капитализма.
Прежде всего, исчезли социальные гарантии, которые в позднее советское время воспринимались как неотъемлемая принадлежность современной цивилизации, а не одного лишь социалистического строя. На практике оказалось, что права – на жилище, на достойное пенсионное обеспечение по старости и инвалидности, на бесплатное медицинское обслуживание и на образование, на труд и его достойную оплату, то есть все те права, без совокупности которых право на жизнь является фикцией – не существуют, если не гарантированы должным образом со стороны государства.
Развившийся капиталистический сектор платной медицины, платного образования, рынка жилья не повысил качество жизни населения. Уровень услуг платной медицины и платного образования зачастую ниже тех, что предоставляются остатками государственного сектора, ибо ориентирован на скорейшее получение прибыли любым способом, включая откровенное мошенничество. При этом большинство населения вообще не в состоянии позволить себе платную медицину, хотя самые необходимые для спасения жизни и продления рода медицинские услуги предоставляются ныне только этим сектором. Современное жильё по рыночным ценам, даже в кредит, доступно лишь наиболее богатым 10-15% населения.
Огромную остроту приобрела проблема неравномерного присвоения общественного продукта. Когда повторяются справедливые требования повысить зарплаты работникам бюджетных сфер – врачам, преподавателям, пенсии пожилым, стипендии учащимся, у государства на всё это ответ один – нет денег. Но то же государство утверждает, что совокупный общественный продукт, ныне производимый в России, не ниже уровня двадцатилетней давности. В то время денег хватало на то, чтобы платить зарплаты, пенсии, даже стипендии в размере, соответствовавшем размеру «потребительской корзины». Спрашивается, если сейчас на это нет денег, то где же они? Совершенно очевидно, что огромная доля национального дохода сосредоточивается ныне в руках немногих.
При этом резко возросла степень эксплуатации наёмного труда. Ныне жителю нашей страны приходится тратить намного больше времени и сил, чтобы обеспечить себе пристойный уровень жизни, чем те же двадцать лет назад. Многие наши сограждане вынуждены, с вредом для здоровья, совмещать несколько работ. Большинство населения поставлено условиями труда и конкуренции на грань физического выживания. При этом со стороны частнособственнического класса раздаются требования по дальнейшей отмене прав работающих по найму. Эти права и так в значительной мере превратились в фикцию, так как подлинно независимых профсоюзов в нашей стране нет. Инициативы по увеличению допустимого рабочего дня до 12 часов отбрасывают Россию в социально-правовом отношении на уровень XIX столетия.
Быть может, рост эксплуатации – просто временная плата за ускорение экономического развития, как и в 30-е гг. прошлого столетия? Если бы так! После резкого падения ВВП в 1990-е гг. Российская Федерация к настоящему времени сумела лишь ненамного превзойти тот уровень, который был у неё в 1990 году. ВВП РФ в 2007 г. составил 33 трлн. рублей, в 2008 г. – 41,3 трлн. рублей и в 2009 г. – 38 трлн. рублей против 32 трлн. рублей в 1990 г. (всё – в ценах 2008 г.). В 2010 году он составил 44,5 трлн. рублей в ценах того же года. При этом заявляется, что ВВП России за 2010 год вырос на 3,8%. Однако с учётом официально объявленной инфляции (2009 г. – 8,8%, 2010 г. – 8,8%), ВВП России в 2010 году составил 37 трлн. рублей в ценах 2008 года. Следовательно, есть основание считать, что в 2010 году ВВП России продолжал снижаться.
При этом следует учесть, что в современной РФ ниже, чем в РСФСР, доля реально произведённого продукта и выше доля того, что экономисты называют «спекулятивной накруткой». В позднем СССР на промышленность, сельское хозяйство и строительство приходилось 87% объёма ВВП. На торговлю и сферу услуг оставалось всего 13% объёма ВВП[2]. В капиталистической России картина радикально поменялась. В 2007 году торговля, услуги, денежные операции и т.п. непроизводственный сектор, по официальным данным Госкомстата РФ, составил 48,6% стоимостного объёма ВВП. Следовательно, конечный произведённый продукт измерялся в тот год 17 трлн. рублей (в ценах 2008 года), а в 2008-м – 21,2 трлн. В 1990 году он, согласно приведённой выше пропорции, составил 27,8 трлн. То есть объём реального производства Российской Федерации до сих пор как минимум в 1,3 раза ниже, чем 20 лет назад.
Экономические «успехи» последнего двадцатилетия можно попробовать оценить и по паритету покупательной способности (ППС) рубля и доллара. В самом успешном, 2008 году, ВВП России, согласно любому источнику, будь то статистика МВФ, ВБ или ЦРУ США, составил (с незначительными различиями) 2,3 трлн. долларов в ценах того же года. В 1990 году, по данным ООН, ВВП СССР был равен 2,7 трлн. долларов того времени. Мы вряд ли ошибёмся, если сочтём, что РФ, в которой жило 52% населения СССР, которая добывала 90% нефти, производила больше 60% стали и электроэнергии, свыше 90% машин и продуктов лесного хозяйства СССР, не могла вносить меньше 60% в общий объём ВВП Союза. ВВП РФ в 1990 году был не менее 1,5 трлн. долларов.
Некоторые экономисты обоснованно полагают[3], что в 1990-е годы в РФ произошло искусственное снижение покупательной способности доллара более, чем в десять раз! Допустим по минимуму, что ППС доллара в России снизилась за эти годы всего в два раза. Значит, ВВП РФ 1990 года составлял не меньше 3 трлн. нынешних долларов. То есть, был выше ВВП РФ 2008 года в 1,3 раза. Тогда объём ВВП сектора «реальной экономики» РФ в самом успешном для неё 2008 году – в 2,2 раза ниже, чем был в 1990 году.
Какой бы методики подсчёта ни придерживаться, мы неизменно приходим к одному и тому же выводу: современная РФ производит значительно меньше, чем в составе СССР. До сих пор наблюдаемое воочию падение уровня жизни россиян по сравнению с поздними советскими временами обретает конкретное числовое подтверждение. Даже если оставить в стороне не поддающиеся количественному учёту факторы духовной жизни, одни лишь экономические показатели красноречиво свидетельствуют: за 20 лет Россия обрушилась в экономическую пропасть и до сих пор из неё не выбралась. И наглядной иллюстрацией этого тезиса служит очевидное для всех сокращение высокотехнологичных производств и наукоёмких предприятий, деградация целых промышленных отраслей в капиталистической России.
Довольно ярким показателем того перманентного кризиса, который не оставляет Россию последние двадцать лет, служат данные ООН по интегральному показателю качества жизни – Индексу человеческого развития (Human Development Index, HDI), составляемые ежегодно (с запозданием на два года – так, в 2010 году подсчитывались показатели 2008 года – самого успешного для российской экономики). В 1990 году СССР занимал по HDI 26-е место в мире, уступая большинству развитых стран Запада, а из стран бывшего соцлагеря – только ГДР и Чехословакии, но опережая такие государства, как Болгария, Венгрия, Польша, Югославия, Южная Корея, Португалия. Относительные показатели РФ были выше, чем в среднем по Союзу, как это можно судить даже по нынешним данным, когда РФ уступает из республик бывшего СССР только странам Балтии и Беларуси. В 2010 году РФ заняла 64-е место, имея один показатель с Албанией[4].
Таким образом, все надежды на
то, что рыночные отношения, переход экономики
на капиталистические рельсы сами по себе
принесут России стабильное развитие
и относительное процветание, рассыпались
прахом. Рождающиеся время от времени
заявления о том, что в России готовится
прорыв в какой-то области современных
технологий (например, нанотехнологии),
который обеспечит стране резкий подъём,
следует рассматривать исключительно
как попытки власть предержащих замаскировать
глубокий экономический и социальный
провал. Потому что для подлинного технологического
лидерства в постиндустриальном мире
мало какой-то одной приоритетно развивающейся
отрасли. Необходимо сбалансированное
и комплексное развитие всех производств,
науки, социальной сферы. А всего этого
в современной России как раз таки и нет.
Базис для производственно-
Произошедшую с Россией катастрофу наглядно отражают данные демографии. В 1989 году, согласно последней Всесоюзной переписи, население РФ составило 147 млн. человек. Перепись 2002 года определила численность населения РФ в 145,6 млн., но из них не менее 4,5 млн. прибыли в РФ после распада СССР. Перепись 2010 года зафиксировала в России 143 млн. человек, из них 2,5 млн. – мигранты, прибывшие в нашу страну после предыдущей переписи.
То есть, спустя двадцать лет после выбора «общечеловеческих ценностей» в качестве приоритетных для российского общества, коренное население России сократилось минимум на 11 млн. человек (в действительности явно больше) и продолжает уменьшаться. Программы власть предержащих по поощрению рождаемости не могут дать результата без качественного улучшения всех сфер жизни в России, что очевидно и для самих авторов таких программ. Они преследуют цель исключительно показать «озабоченность» государства данной проблемой, не приводя на деле к её решению.
Информация о работе Выбор стратегии социально-экономического и национального возрождения России