Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 23:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение позиций Германии в мировом хозяйстве и выявление ее экономических взглядов на данном современном этапе.
Автор попытался собрать и систематизировать материалы, чтобы понять причину столь успешного развития страны и занятие ей лидирующих позиций во многих областях. Ведь ФРГ является самым мощным в экономическом отношении государством Зарубежной Европы
Введение
Глава 1. Экономическая характеристика страны.
1.Особенности экономической системы Германии.
2.Темпы и факторы экономического роста.
Глава 2. Основные черты хозяйственного механизма.
2.1 Отраслевые приоритеты.
2.2 Инновационный потенциал.
Глава 3. Германская экономика в мирохозяйственных связях.
3.1 Внешнеэкономические связи.
3.2 ФРГ и ЕС.
3.3 ФРГ и РФ.
Заключение
Список использованных источников и литературы
Внешние факторы :
1. Обвал рынка ипотечных кредитов США и банкротство одного из крупнейших американских банков «Леман Бразерс» (Lehman Brothers) в сент. 2008г. стали отправной точкой мирового финансового кризиса, затронувшего сначала финансовую сферу, а затем и реальный сектор экономики, прежде всего, промышленно развитых стран, в т.ч. Германии. В 2008г. спад экономики в среднем по странам Европы составил 1,5%, в Японии – 1,7%, в США – 0,5%.
2. Резкое падение мировых цен на нефть и последовавшее за ним стремительное снижение цен на металлы. В 2008г. отмечено резкое падение биржевых котировок цен на сырьевые товары, в том числе на углеводороды (природный газ – на 25,2%, сырая нефть – на 43,5%), металлы (никель – на 55,5%, медь – на 50,8%, цинк – на 49,4%), сельскохозяйственные товары (соевые бобы – на 16,2%, сахар – на 6,5%)
3. Снижение
платежеспособного спроса на основных
экспортных рынках германских товаров
– страны ЕС (65%), страны Азии (12%), страны
Америки (10%). В 2008г. в Европе продано 14,7
млн. автомобилей, что на 8% меньше, чем
в 2007 году (16 млн. автомобилей). Объем продаж
новых автомобилей в Германии в 2008 году
сократился на 2%, в Италии – на 13%, в Испании
на 28%.13
Внутренние факторы.
1. Ослабление конкурентных позиций германских финансовых учреждений вследствие резкого обесценения части активов, размещенных в ценных бумагах.
2. Экспортная ориентированность германской экономики и зависимость экспорта от покупательной способности заказчиков на основных рынках сбыта.
3. Вынужденное
увеличение государственных расходов
по смягчению последствий мирового финансового
кризиса для германской экономики.14
В конце 2008г. федеральным германским правительством принят срочный комплекс мер для стабилизации ситуации на финансовом рынке с общим объемом финансирования 480 млрд. евро, в т.ч. 400 млрд. евро для обеспечения государственных гарантий и 80 млрд. евро для пополнения оборотных средств. Столь решительные действия вызваны тем, что обвал американского рынка ипотечных кредитов мог существенно ослабить позиции германских банков, инвестировавших в американские ценные бумаги по разным оценкам от 800 млрд. до 1 трлн. евро. В 2008г. объем банковских кредитов, выданных германским предприятиям реального сектора экономики сократился и составил менее 79 млрд. евро. 15
Большинство
германских финансовых институтов в
целях компенсации убытков, понесенных
в связи с обвалом
Основными задачами второго конъюнктурного пакета являются сохранение и создание новых рабочих мест в условиях кризиса, модернизация отдельных отраслей германской экономики и обеспечение предпосылок для экономического роста в среднесрочной перспективе. Объем господдержки реального сектора экономики на 2009-10гг. составит 50 млрд. евро, включая снижение налоговой нагрузки на 20 млрд. евро.16
Общая
сумма гарантий Федерального правительства
по кредитам Германского банка
Дефицит госбюджета вследствие принятия Федеральным правительством антикризисных мер, т.е. реализации в общей сложности двух конъюнктурных пакетов, в 2009г. составит 2,5% ВВП, а в 2010г. превысит допустимый для стран-членов ЕС трехпроцентный порог и составит 4,2% ВВП.17
Германия поддерживает усилия Евросоюза по выработке согласованных действий для выхода из кризиса. При этом она настаивает на том, чтобы каждая страна смогла бы сама выбирать те инструменты, которые она считает для себя наиболее приемлемыми.18
Федеральным правительством увеличен объем финансирования программ на 2009г. по поддержке экспортеров с 308 до 360 млрд. евро, включая гарантийные обязательства по экспортным контрактам и прямым инвестициям.
В 2008г. гарантийные обязательства федерального правительства по экспортным контрактам германских предприятий составили 20,7 млрд. евро, что на 22% больше чем в 2007г. Обеспечена выдача государственных гарантий возмещения убытков, связанных с возможными неплатежами иностранных контрагентов из 152 стран мира, в том числе из России (2,9 млрд. евро), США (2 млрд. евро), Индии (1,6 млрд. евро), Турции (1,5 млрд. евро) и Китая (1,4 млрд. евро). Сумма же самих компенсационных выплат германским предприятиям увеличилась на 26,4% и составила 177 млн. евро.19
В 2008г. гарантийные обязательства федерального правительства по прямым германским инвестициям, реализуемых германскими предприятиями в рамках 72 проектов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, составили 6,6 млрд. евро (в 2007г. – 5,2 млрд. евро), а сами компенсационные выплаты предприятиям – 53 млн. евро.
В 2009г. социально-экономическая обстановка в Германии в целом оставалась стабильной. В стране, несмотря на заметное ослабление рыночной конъюнктуры вследствие разразившегося мирового финансового кризиса, продолжился экономический рост, который по итогам года составил 1,3%. Совокупный спрос на продукцию обрабатывающих отраслей германской промышленности, включая внутренний и внешний, сократился на 7%, а чуть позже практически остановился.20
ВВП Германии в 2009г. в абсолютных показателях достиг 2,5 трлн. евро. 21Вместе с тем период подъема закончился, а страна вступила на полосу экономической рецессии.
Основной вклад в развитие экономики в 2009г. в отличие от предыдущих лет внесли внутренние факторы – инвестиции в обновление производственных мощностей, объем которых по сравнению с 2008г. увеличился на 5,3%, и инвестиции в строительную сферу, прирост которых составил 2,2%.22
Внешние факторы, включая внешнеэкономическую деятельность (-0,3% прироста ВВП), явились сдерживающим фактором экономического развития.
Численность занятого в экономике трудоспособного населения увеличилась с 39,8 до 40,3 млн.чел. Число безработных сократилось до 3,1 млн.чел., что является самым низким уровнем безработицы в Германии за последние 16 лет.
Уровень инфляции составил 2,6% (в 2007г. – 2,3%). Это самый высокий показатель за последние 14 лет. В 1994 году уровень инфляции в Германии составил 2,8%.23
Основными
причинами роста инфляции стал рост
цен на нефтепродукты и
Золотовалютные резервы Германии в 2009г. увеличились на 7,2% до 99,2 млрд. евро, в т.ч. золотой запас (3440 т.) в стоимостном выражении увеличился на 9,3% до 68,2 млрд. евро.24
Федеральному
правительству на протяжении последних
двух лет, т.е. в 2008-09гг., удавалось сохранять
дефицит госбюджета на уровне, близком
к нулю, Германия располагает большими
возможностями для поддержки своей экономики
в рамках Маастрихтских договоренностей,
чем какая-либо друга страна в Евросоюзе.
Глава 2.
Основные черты хозяйственного механизма.
2.1 Отраслевые
приоритеты
Германия,
как и все развитые страны, пережила
за последние десятилетия процесс
радикальных изменений в
Наиболее значимыми являются следующие сектора:
Распределение
занятых по основным отраслям:26
Сектор экономики | Тыс.чел. | Доля в общем числе занятых, % |
Сельское и лесное хозяйство, рыболовство | 850 | 2,2 |
Промышленность (без строительства) | 7800 | 20,0 |
Строительство | 2156 | 5,5 |
Сфера услуг | 28 275 | 72,3 |
Всего | 39 081 | 100 |
Немецкий сектор услуг по международным стандартом не отличается высоко конкурентоспособностью. Объем экспорта услуг остается незначительным и составляет менее 14% объема валового экспорта ФРГ. В международной торговле услугами Германии на протяжении многих лет имеет отрицательное сальдо. Наиболее значимыми в сфере услуг являются торговля, туризм, транспорт и банковско-финансовая деятельность.
Несмотря
на достаточно высокие прогнозные оценки
темпов роста оборота и занятости
в сфере сопутствующих
Как уже ранее отмечалось, среди развитых стран Германия все еще имеет сравнительно высокий удельный вес в промышленности в структуре ВВП – 23,4%. В ЕС аналогичный показатель выше только в Ирландии и в странах ЦВЕ, а в других странах-конкурентах - в Японии. При этом сводные статистические данные об ускорении процесса «деиндустриализации» в Германии в 90 –е годы, т.е. после объединения страны, свидетельствуют прежде всего об обвальном падении промышленного производства в новых землях, в то время как в старых землях доля промышленного производства в ВВП практически не сокращалась после 1995 г.. 28
По
абсолютному объему произведенной
промышленной продукции (540 млрд. евро
без строительства) Германия занимает
сегодня 4-ое место в мире после
США, Китая и Японии. В структуре
промышленного производства особую
роль играют четыре экспортоориентированных
отрасли: автомобилестроение, общее машиностроение,
электротехника и химическая промышленность.
Автомобилестроение.
Вместе с США и Японией Германия входит в тройку крупнейших мировых производителей автомобилей. За последние 10 лет объем производства автомобильной промышленности удвоился и составил в 2008 г. около 19% всего объема производства промышленности ФРГ. Семь из 10 произведенных в Германии легковых автомобилей поставляются на экспорт. Именно автомобили и автокомпоненты являются главной статьей германского экспорта: их доля в общей структуре экспорта ФРГ составляет 18,7%.
Высокая
стоимость труда и
Особое положение автомобильной отрасли в качестве «мотора» германской экономики обусловлено и тем фактом, что она является абсолютным лидером по объему расходов на НИОКР. За последние пять лет автомобильная промышленность инвестировала в научные исследования и разработки около 77 млрд евро. Из них 15,2 млрд. евро только в 2006 г. (в 2005 г. — 16,5 млрд. евро), что составило более одной трети всех народно-хозяйственных затрат на НИОКР. Как следствие этой исследовательской активности автомобильный сектор Германии стоит во главе мировой патентной статистики.29
До
недавнего времени