Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 23:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение позиций Германии в мировом хозяйстве и выявление ее экономических взглядов на данном современном этапе.
Автор попытался собрать и систематизировать материалы, чтобы понять причину столь успешного развития страны и занятие ей лидирующих позиций во многих областях. Ведь ФРГ является самым мощным в экономическом отношении государством Зарубежной Европы
Введение
Глава 1. Экономическая характеристика страны.
1.Особенности экономической системы Германии.
2.Темпы и факторы экономического роста.
Глава 2. Основные черты хозяйственного механизма.
2.1 Отраслевые приоритеты.
2.2 Инновационный потенциал.
Глава 3. Германская экономика в мирохозяйственных связях.
3.1 Внешнеэкономические связи.
3.2 ФРГ и ЕС.
3.3 ФРГ и РФ.
Заключение
Список использованных источников и литературы
Перспективы дальнейшего развития автомобильной промышленности Германии во многом будут определяться способностью отрасли адаптироваться к условиям глобальной конкуренции, структурой ее издержек и производительностью. В некоторых сегментах немецкие производители чувствуют себя достаточно уверенно и настроены в целом весьма оптимистично. Речь идет прежде всего об автомобилях премиум-класса марок Porsche, BMW и Mercedes. Неплохо выглядят перспективы продаж автомашин с дизельными двигателями, в разработке и производстве которых немцы занимают прочные позиции. Однако в целом, как считают эксперты, в среднесрочной перспективе до 2030 г. внутреннее производство автомобилей в Германии будет расти относительно низкими темпами в среднем примерно на 1,2% в год.31
Сегодня,
однако, и этот прогноз выглядит
слишком оптимистическим. Начавшееся
в середине 2008 г. обвальное падение продаж
автомобильной продукции на мировых рынках
(в Западной Европе оно составило в IV квартале
18%, в США — 24, в Японии — 12%) оказалось чрезвычайно
болезненным для экономики ФРГ. В условиях
резкого сокращения портфеля заказов
практически все немецкие автоконцерны
вынуждены были объявить о частичном прекращении
производства на ряде своих заводов в
Германии и за рубежом. В наиболее сложном
положении оказались малые и средние предприятия
— поставщики узлов и компонентов для
автогигантов. Они фактически лишились
доступа к кредитным ресурсам, и многие
из них балансируют сегодня на грани краха.
Аналитики немецкого Союза автомобильной
промышленности предсказывают, что в 2009
г. совокупное производство в автомобильной
отрасли ФРГ уменьшится на 8—10%. Это, в
свою очередь, приведем к спаду в ряде
сопряженных отраслей и значительному
ухудшении» всех макроэкономических показателей.32
Машиностроение.
Производство машин и оборудования традиционно является одной из важнейших отраслей германской промышленности. По количеству занятых (883 тыс. человек) она даже опережает автомобилестроение, в структуре экспорта страны занимает 3-е место (14%) и по обороту также 3-е место (165 млрд. евро). Доля ФРГ в мировом производстве машиностроительной продукции составляет около 14%, что опять же является третьим показателем в мире после США (22%) и Японии (15%). На пятки лидерам уже наступает Китай, который за короткий срок сумел довести свою долю в мировом машиностроение до 10% и прочно занял 4-е место.33
Специфика корпоративного ландшафта машиностроительной отрасли ФРГ заключается прежде всего в том, что ее костяк составляют около 6 тыс. узкоспециализированных предприятий средней величины с количеством занятых 120—140 человек и оборотом порядка 20 млн. евро. По оценкам экспертов, около 20% из них являются абсолютными мировыми лидерами в соответствующем сегменте рынка, а половина входит в первую пятерку. Из крупных концернов наиболее известны MAN, Thyssen-Krupp, Linde, MTU.34
В географическом плане немецкое машиностроение, особенно наиболее высокотехнологичная его часть, за последние десятилетия переместилось на юг страны. В районе Штутгарта и Боденского озера сосредоточена сегодня почти треть машиностроительного потенциала Германии.
На
мировом рынке немецкое машиностроение
сохраняет очень Высокий уровень
конкурентоспособности. Если в США и Китае
производство машиностроительной продукции
ориентировано в основном на внутренний
рынок, то в ФРГ экспортная квота в отрасли
достигла 73%. В 18 из 31 подотрасли машиностроения
немцы являются мировыми лидерами по объему
международных продаж, которые за десятилетие
выросли почти вдвое — с 63 млрд. евро в
1996 г. до 110 млрд. евро в 2006 г.. В стоимостном
выражении Германия экспортирует сегодня
машиностроительной продукции примерно
столько же, сколько США и Япония вместе
взятые. Основные рынки сбыта — страны
ЕС, Юго-Восточная Азия и Северная Америка.
По темпам роста импорта германской машиностроительной
продукции страны ЦВЕ, Россия и Китай в
последние годы значительно опережают
традиционных партнеров ФРГ.35
Экспорт
продукции машиностроения (2007 г.)36
Страна | Млрд. евро | Доля в мировом экспорте, % |
ФРГ | 110 | 23 |
Япония | 58 | 12 |
США | 58 | 12 |
Италия | 44 | 9 |
Франция | 26 | 6 |
Великобритания | 24 | 5,4 |
Наиболее сильные позиции ФРГ имеет в станкостроении, производстве оборудования для полиграфической промышленности и строительства, производстве подъемно-транспортного оборудования, авиатехники, оборудования для энергетической и пищевой промышленности. Традиционно уверенно немцы чувствуют себя в производстве медицинской техники и промышленных автоматов. Большинство прогнозов относительно будущего развития машиностроительной отрасли в Германии выдержаны в умеренно oптимистических тонах. Впервые за последние 25 лет на мировом рынке отмечается такой продолжительный — четырехлетний период устойчивого роста спроса на машины и оборудование. Загрузка мощностей германской машиностроительной промышленности достигла в 2007 г. рекордной отметки и вплотную приблизилась к 90%. На рентабельности в отрасли негативно сказываются в последнее время динамика курсовой стоимости евро к доллару, заметный рост цен на сырье и материалы. Среднегодовые темпы роста в германском машиностроении, считают эксперты, составят в ближайшие два десятилетия около 1,7%. При этом в отдельных сегментах (производство специализированных станков и инструментов, компрессоров) они будут существенно выше. Занятость, как и в подавляющем большинстве других отраслей промышленности, будет иметь тенденцию к сокращению. Главная проблема, вызывающая особую озабоченность как в политических кругах ФРГ так и в обществе в целом — растущая зависимость отрасли от экспорта, при снижении в объемах производства удельного веса внутренних заказов, а также наметившаяся тенденция к переносу производственных мощностей в новые страны — члены ЕС.
Мировой
финансовый кризис не обошел стороной
и считавшуюся весьма устойчивой машиностроительную
отрасль, хотя положение здесь пока выглядит
лучше, чем, например, в автомобилестроении.
По данным Федерального
союза машиностроения (ФСМ), предприятия
отрасли обеспечены заказами вплоть до
середины 2009 г. К тому же накопленные за
годы подъема финансовые резервы позволяют
производителям относительно безболезненно
пережить резкое ужесточение условий
банковского кредитования. По итогам 2008
г. в отрасли ожидают рекордный рост объемов
производства на 12%. Однако в III—IV кварталах
и здесь было зафиксировано значительное
сокращение новых заказом. Эксперты ФСМ
прогнозируют в 2009 г. циклический спад
производства в диапазоне 13—15%.37
Электротехника.
Электротехника
также является одним из «столпов»
германской промышленности и занимает
второе место после автомобилестроения
по обороту. В начале 2000-х гг. эта отрасль
потеснила машиностроение по удельному
весу в структуре экспорта ФРГ и стоит
сегодня по этому показателю тоже на втором
месте (16,2%). В мировой табели о рангах Германия
по объему производства электротехнической
продукции занимает 4-е место после США,
Японии и Китая. Ее доля в мировом производстве
отрасли составляет около 8%.38
Самый крупный сегмент в производстве электротехнической и электронной продукции — автоматизированные системы управления (21%). Другими крупными направлениями являются электромоторы, инсталляционная техника, коммуникационная и информационная техника, электротовары бытового назначения, детали.
Центральный
союз электротехнической и электронной
промышленности Германии (ZVEI) объединяет
в своих рядах более 1400 предприятий, однако
почти половина оборота отрасли приходится
на концерн Siemens, который в списке 500 крупнейших
фирм Европы занимает 6-е место и около
80% своих операций осуществляет за рубежом.39
Химическая
промышленность.
Химическая
промышленность является одной из базовых
отраслей германской экономки и по своему
потенциалу уступает лишь СШA и Японии.
В списке 50 крупнейших мировых производителей
химикатов пять немецких концернов: BASF,
Bayer, Degussa, Linde и Lanxess. При этом BASF наряду
с америнканской компанией DowChemical и британской
Shell входит в тройку мировых лидеров отрасли.
На долю немецких малых и средних предприятий,
количество которых составляет 91% общей
численности предприятий в отрасли (1740),
приходится примерно треть всего оборота
химической промышленности.40
«Большая семерка» мировых производителей
химической продукции.41
Оборот, млрд. евро | Доля на мировом рынке, % | |
США | 457,2 | 23,4 |
Япония | 201,3 | 10,4 |
Германия | 162,1 | 8,0 |
Китай | 154,6 | 7,7 |
Латинская Америка | 110,8 | 5,7 |
Франция | 100,4 | 5,3 |
Италия | 77,3 | 4,0 |
По числу занятых химическая промышленность заметно уступает машиностроению, электротехнической отрасли и автомобилестроению — 436 тыс. работающих в 2006 г. В структуре экспорта доля химической продукции в течение последних лет остается практически неизменной и составляет сегодня 13,2%. Таким образом, по основным показателям химическая отрасль является четвертой по значимости в германской промышленности. Исключение составляет уровень расходов на НИОКР, который здесь отстает только от автомобилестроения и колеблется примерно на уровне 20% от всего объема средств, выделяемых на эти цели в обрабатывающей промышленности Германии.
Несмотря на высокую наукоемкость и жесткую линию на рационализацию производства, химическая отрасль ФРГ в последние 10 лет развивалась очень неровно. Многолетняя стагнация в строительной промышленности Германии, являющейся наряду с автомобилестроением одним из главных потребителей продукции химической отрасли, рост цен на нефть и другие виды сырья, сильная зависимость от экспорта в условиях колебаний мировой хозяйственной конъюнктуры (экспортная квота в химической промышленности ФРГ составляет сегодня почти 60%) — все эти и многие другие факторы явились причиной постоянных перепадов в динамике темпов роста немецкой химической промышленности.
Основные продукты, которые немецкая химическая промышленность производит и поставляет на мировой рынок, включают в себя базовые и спецхимикаты (красители и пигменты, лакокрасочные материалы, типографская краска, фотохимикаты), полимеры (искусственные материалы, синтетический каучук, химические волокна» фармацевтическая продукция, продукция нефтихимии, промышленные газы, агрохимикаты, косметические и моющие средства.42
По экспертным оценкам, среднегодовые темпы роста в химической промышленности ФРГ составят около 2% вплоть до 2030 г.. При этом занятость будет продолжать сокращаться до 170 тыс. человек. В целом отрасль ожидает радикальная реструктуризация в условиях резкого обострения международной конкуренции. Дело в том, что мировая химическая промышленность все еще остается в значительной мере фрагментированной. На долю двух ведущих концернов BASF и Dow Chemical приходится менее 3% мирового химического рынка, а на долю 50 крупнейших — около одной трети. В этих условиях выход на сцену, например, нефтехимическом продукции новых современных предприятий из арабских стран, имеющих собственные источники дешевого исходного сырья обеспечивает им высокую конкурентоспособность по сравнению не только с немецкими компаниями, но и с крупными американскими и британскими нефтяными концернами, поставляющими на рынок пока львиную долю базовых нефтехимикатов. 43
Западные,
в том числе и немецкие производители
спецхимикатов, которые свои растущие
затраты на приобретение базовых компонентов
далеко не всегда могут переложить на
собственных клиентов, в полной мере стали
ощущать конкуренцию и с другой стороны
— новых поставщиков из азиатских стран,
имеющие иную структуру издержек, в первую
очередь более низкие трудовые затраты.
Выход из сложившейся ситуации просматривается
достаточно очевидный: во-первых, усиление
уже идущего процесса перебазирования
производства за рубеж в целях приближения
к источникам сырья и снижения трудовых
затрат, а, во-вторых, концентрация
усилий на укреплении своих
позиций в наиболее высокотехнологичных
и перспективных нишах мирового рынка
химической продукции.
Фармацевтическая
промышленность.
Одно
из таких перспективных направлений —
фармацевтика, в которой Германия за послевоенные
годы утратила свои лидирующие позиции
и только в последние годы начала их постепенно
восстанавливать. Сегодня на долю ФРГ
приходится 7% мирового рынка лекарственных
препаратов, и она заметно отстает в этой
области е только от США (29%) и Японии (17%),
но и от своих ближайших европейских конкурентов
— Франции (11%) и Великобритании (9%). В то
же время фармацевтическая продукция
уже составляет почти четверть как в обороте,
так и в структуре экспорта химической
отрасли страны. По статистике каждый
десятый новый лекарственный препарат,
поступающий на мировой фармацевтический
рынок, разработан и произведен в Германии.44
Биотехнологии.