Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 23:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение позиций Германии в мировом хозяйстве и выявление ее экономических взглядов на данном современном этапе.
Автор попытался собрать и систематизировать материалы, чтобы понять причину столь успешного развития страны и занятие ей лидирующих позиций во многих областях. Ведь ФРГ является самым мощным в экономическом отношении государством Зарубежной Европы
Введение
Глава 1. Экономическая характеристика страны.
1.Особенности экономической системы Германии.
2.Темпы и факторы экономического роста.
Глава 2. Основные черты хозяйственного механизма.
2.1 Отраслевые приоритеты.
2.2 Инновационный потенциал.
Глава 3. Германская экономика в мирохозяйственных связях.
3.1 Внешнеэкономические связи.
3.2 ФРГ и ЕС.
3.3 ФРГ и РФ.
Заключение
Список использованных источников и литературы
Перспективу
усиления международной
Тем
не менее в последние годы биотехнологическая
отрасль в ФРГ развивается
исключительно быстрыми темпами, и
специалисты прочат ей большое будущее.
Если в 2004 г. в общих продажах продукции
химической промышленности ФРГ
на товары, изготовленные с применением
биотехнологий, приходилось 4—6%, а в фармацевтике
11—18%, то к 2020 г. соответствующие показатели,
по экспертным оценкам, составят: для химической
промышленности 9—18%, а фармацевтической
— 18—40%. Однако все это дело будущего.
Пока же совокупный торговый оборот всех
биотехноло-
гических компаний ФРГ (около 1,5 млрд. евро)
сопоставим с оборотом не самого крупного
машиностроительного завода. Так что и
в этом сегменте «новой экономики» Германия
пока находится в начале пути.46
Металлургия.
Металлургия — одна из старейших и в прошлом наиболее успешных базовых отраслей германской промышленности — за последние 30 лет прошла сложный и болезненный путь адаптации к новым условиям постиндустриальной эры, когда научно-технический прогресс и структурная перестройка мировой экономики принципиально изменили отраслевые приоритеты экономического развития.47
Обновленная и достаточно узкоспециализированная германская металлургическая промышленность выжила. Производительность труда на немецких предприятиях по производству стали составила в 2007 г. 500 т/чел., что является наивысшим мировым показателем. Оставаясь самым крупным производителем проката черных металлов и стали в ЕС, ФРГ с достаточно скромной долей 3,8% в мировом производстве переместилась на 6-е место после Китая, Японии, США, России и Южной Кореи. В отрасли осталось менее 100 предприятий с общей численностью занятых около 90 тыс. человек. Интернационализация отрасли привела к тому, что транснациональная компания Arcelor-Mittal стала вторым по величине производителем стали в стране после немецкой ThyssenKrupp (слияние Thyssen и Кшрр произошло в 1999 г.). Замыкает тройку Salzgitter, занимающая 39-е место в списке 100 крупнейших мировых сталелитейных компаний. Помимо ThyssenKrupp (13-е место) и Salzgitter в этот список входит и еще одна немецкая компания — Saarstahl (99-е место).48
В цветной металлургии Германия также сохранила довольно сильные позиции: среди крупнейших стран-производителей ей принадлежит 10-е место по производству алюминия и 3-е место по производству полуфабрикатов. Правда, почти 40% оборота в цветной металлургии обеспечивают филиалы немецких металлургических компаний за рубежом.
Консолидированный оборот металлургической промышленности ФРГ составил. 42 млрд евро, что в шесть с лишним раз меньше аналогичного показателя в автомобилестроении и в четыре раза в химической промышленности. Доля сталелитейной и металлургической продукции в экспорте страны составляет около 5%.49
Отказавшись от наиболее ресурсоемких видов металлопродукции массового производства, осуществив глубокую модернизацию и диверсификацию в отрасли, консолидировав корпоративным ландшафт, немецкая металлургия избавилась от клейма «структурно больной» и «умирающей отрасли». Она, безусловно, сохранит на обозримую перспективу свою роль в экономике страны. Но не она будет определять лицо немецкой экономики будущего. При всех заслугах металлургической промышленности в прошлом и на стоящем жесткий протекционизм, который демонстрируют страны ЕС, включая Германию, в защите этой отрасли от внешней конкуренции — верный признак неуверенности и свидетельство скорее слабости, чем силы.50
Уязвимость
ориентированной преимущественно на экспорт
металлургической отрасли ФРГ (в черной
металлургии экспортная квота составляет
51%) заключается не только в том, что она,
в свою очередь, сильнейшим образом зависит
от ввоза энергоресурсои, сырья, материалов
и полуфабрикатов в условия роста их дефицита
и стоимости. Главное заключается в том,
что на смену индустриальной экономике
с ее тяжеловесным техническим укладом
идут новые компактные наукоемкие производства,
неизбежно вытесняющие базисные отрасли,
почти столетие определявшие динамику
и пропорции экономического роста. В странах,
претендующих, подобно Германии, на формирование
инновационной или постиндустриальной
хозяйственной модели, этот процесс становится
необратимым.
Судостроение
и авиакосмическая
промышленность.
Сегодня объем мирового рынка гражданского судостроения оценивается примерно в 70 млрд. долл. в год. По количеству произведенных судов и объему заказов ФРГ пока удерживает в мире 4-е место, вслед за лидерами мирового судостроения — Южной Кореей, Японией и Китаем. Понятно, что отрасль с годовым оборотом 2—2,5 млрд. евро не является сегодня системообразующей в германской промышленности. В ФРГ на одной судоверфи в среднем занято около 600 человек. В сложившейся обстановке германские верфи концентрируют усилия на производстве отдельных типов судов сложной конструкции, оснащенных высокотехнологичным оборудованием. Сильные позиции имеет Германия в некоторых сегментах военного судостроения — дизельные подводные лодки, надводные корабли (фрегаты и корветы). В целях повышения конкурентоспособности продукции судостроения Германия принимает активное участие в реализации программы развития европейского судостроения «LeaderSHIP — 2015».51
Авиакосмическая промышленность ФРГ тесно интегрирована в европейские структуры и на протяжении многих лет играет значительную роль в развитии европейской и мировой авиации. Германские предприятия данной отрасли принимают активное участие м реализации практически всех общеевропейских программ. Боже 70% продукции, выпускаемой германскими авиакосмическими компаниями, идет на экспорт. Подавляющее большинство прел приятии отрасли принадлежит частному капиталу и объединены м Федеральный союз германской авиакосмической промышленности (BDLI), членами которого являются 156 фирм с оборотом около 18,6 млрд. евро. Общее количество занятых в отрасли — 81,3 тыс. человек.
Наиболее значимый и динамично развивающийся сектор германского авиапрома — гражданское самолетостроение. Оборот немецких предприятий, занятых в этой сфере, растет в последние годы темпами, превышающими 15% в год, и достиг в 2006 г. почт 12 млрд. евро. Здесь трудится около 55% всех занятых в отрасли. Стратегически важный проект на ближайшие годы — участие в европейской программе по созданию самого большого пассажирского самолета в мире «А-380», составляющего конкуренцию американскому «Boeing-747». В общей сложности планируется произвести 700 самолетов этого типа на сумму около 150 млрд. евро. Совокупный вклад ФРГ в программу по созданию «А-380» оценивается в 35,6%.52
2.2
Инновационный потенциал.
Официальный доклад Министерства образования и научных исследований ФРГ, посвященный состоянию дел в инновационной сфере, начинается со следующей констатации: «Несмотря на впечатляющие успехи в экспорте, конкурентоспособность Германии в сфере высоких технологий, если рассматривать эту проблему в долгосрочной перспективе, вызывает серьезные опасения. Предстоит еще много сделать для улучшения рамочных условий развития науки, образования и инновационного бизнеса, чтобы обеспечить динамичное обновление нашего технологического потенциала и ускорить структурный переход к новому типу экономики основанной на знаниях».53
На мировом рынке высоких технологий происходит быстрая перегруппировка сил, здесь появились новые игроки, которые активно теснят «грандов» и ряде наиболее перспективных направлений; далеко не во всех ceгментах этого рынка Германия имеет сильные позиции и должна быстро наверстывать упущенное, если хочет сохранить свою конкурентоспособность.
Причины озабоченности по вопросам долгосрочной конкурентоспособности Германии на рынке высоких технологий сводятся к следующему.
Для экономики такого масштаба, динамика развития которой фатально зависит от экспорта, Германия выделяет недостаточно средств на финансирование НИОКР
По абсолютным размерам расходов на НИОКР ФРГ переместилась с 3-го (после США и Японии) на 4-е место. Китай за последние 10 лет в реальном выражении увеличил свои расходы на НИОКР более чем в 4 раза, и сегодня, в пересчете по паритету покупательной способности, тратит на эти цели почти вдвое больше, чем Германия — 112 и 63 млрд. долл. соответственно.54
Ослабление усилий в области НИОКР наблюдается как со стороны государства, так и в частном секторе.
В новой версии упоминавшегося доклада Министерства образования и научных исследований ФРГ за 2007 г. утверждается, что в 2007 г. число инновационных предприятий в стране вновь увеличилось — в промышленности до 65%, а в сфере услуг — до 48%, что якобы является лучшим показателем среди стран ЕС. Однако эти цифры трудно принимать на веру, поскольку авторы доклада не дают никаких разъяснений относительно причин столь стремительного рывка и не раскрывают критерии, но которым те или иные предприятия были включены в категорию инновационных.
Однако по доле расходов на НИОКР в общем обороте обрабатывающей промышленности Германии сильно сдала свои позиции, опустившись с 3-го места в 80-е годы на 8-е в 2007 г. В свою очередь, государство также заметно сократило свое участие в финансировании НИОКР.
За последние 10 лет доля немецкого государства в совокупных расходах на НИОКР уменьшилась с 37,9 до 30,7%. В итоге за минувшие четверть века удельный вес Германии в мировых расходах на НИОКР «ужался» почти вдвое — с 11 % в 1981 г. до 6% в 2006 г.55
Для того чтобы выйти к 2010 г. на запланированный в Лиссабонской стратегии уровень финансирования НИОКР в 3% ВВП, Германия должна была, начиная с 2004 г., наращивать свои совокупные расходы на эти цели в среднем на 5,5% в год. Реальная динамика инновационной активности как со стороны государства, так и в частном секторе пока существенно отстает от заданной планки.
Главная причина вялой динамики роста расходов на НИОКР кроется в особенностях международной специализации ФРГ. Абсолютное преобладание в экспорте страны продукции традиционных промышленных отраслей, облагающих относительно невысоким потенциалом роста, притягивает сюда столь необходимые финансовые ресурсы и фактически блокирует их сколько-нибудь значительное перераспределение в другие, более перспективные секторы экономики, в том числе и в сферу услуг. Как и десятилетия назад, сегодня 90% расходов на НИОКР в Германии сконцентрированы в обрабатывающей промышленности. При этом львиная их доля — более 30% — приходится на автомобилестроение. Без вклада этой отрасли в наукоемкое производство и экспорт Германия бы вообще «выпала» из списка мировых технологических лидеров. Такая почти монокультурная специализация в перспективе делает положение Германии весьма уязвимым, особенно если учесть, что темпы роста производства автомобилей внутри страны имеют устойчивую тенденцию к падению,а основная активность переносится за рубеж.
Явные структурные перекосы в финансировании НИОКР ведут к тому, что в наиболее высокотехнологичных секторах «верхнего этажа» (авиакосмическая техника, средства связи, компьютерная техника, электроника, точная механика и оптика, фармацевтика, биотехнологии, новые материалы и т.д.) отсутствует необходимая концентрация ресурсов. Среди 10 стран ОЭСР Геpмания имеет самую низкую долю расходов на НИОКР в соответствующих отраслях «верхнего этажа» — в совокупности она составляет 34% против 61,4% в США, 51,5% — в Великобритании,50% — во Франции, 54,3% — в Швеции, 48% — в Финляндии и 39,3% — в Японии. Более широкая выборка показывает, что удельный вес ФРГ в расходах на НИОКР стран ОЭСР имеет тенденции к снижению не только в наиболее высокотехнологичных секторах, но и в большинстве отраслей «среднего звена», включая машиностроение. Фактически исключение составляют лишь автомобилестроение и сфера услуг. В первом случае за период с 1991 по 2005 г. доля Германии увеличилась с 20,6 до 23,1%, во втором — с 2,7 до 3,1%.56
Последняя
цифра, однако, никак не свидетельствует,
что в финансировании научных исследований
в сфере услуг Германия добилась большого
прогресса. В рассматриваемый период в
среднем по странам ОЭСР квота расходов
на НИОКР в сфере услуг возросла с 14,4 до
24,8%, в то время как в ФРГ — с 3,6 до 8,6%. Низкая
международная конкурентоспособность
немецкой сферы услуг, составляющих лишь
около 14% в валовом экспорте страны при
доле в ВВП более 70%, во многом является
следствием недофинансирования здесь
НИОКР.57
Глава 3.
Германская экономика в мирохозяйственных
связях.
3.1
Внешнеэкономические связи
Экономика Германии
тесно интегрирована в мировую
хозяйственную систему и
В то же время Германия сильно зависит от импорта ряда товаров и услуг. Будучи недостаточно наделена сырьевыми ресурсами, она вынуждена ввозить их из-за рубежа. Прежде всего это касается энергоносителей – почти 100% нефти и 90% газа ФРГ импортирует. Важной статьёй импорта являются также сельскохозяйственные товары и продукция пищевой промышленности, металлы и полуфабрикаты из них. Активное участие Германии в международном разделении труда и вынос немецкими фирмами значительной части своего производства за рубеж привели к тому, что и в экспортной продукции германской промышленности около 40% добавленной стоимости сегодня приходится на детали, узлы, компоненты, ввезенные из-за границы. Германия является нетто-импортером в международной торговле услугами, включая торговлю патентами и лицензиями.