Государственная собственность и макроэкономическое регулирование экономики в 90-е годы 20 века
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 10:58, контрольная работа
Краткое описание
Государственная собственность в буржуазных странах отнюдь не является общенациональной собственностью. Это совместная собственность эксплуататоров, обладающих государственной властью. Вместе с тем характер этой собственности неодинаков в империалистических странах, с одной стороны, и странах, освободившихся от колониальной зависимости,— с другой. В империалистических странах она принадлежит монополистической буржуазии, стоящей у власти, является «общемонополистической» собственностью. В остальных буржуазных государствах — это собственность всего класса буржуазии, «общекапиталистическая» собственность.
Содержание
1. Государственная собственность, пути ее возникновения. 2. Причины возникновения государственных предприятий. Смысл государственного предпринимательства. 3. Возникновение государственной собственности в России. 4. Возникновение государственных предприятий в странах Европы. 5. Причины резкого изменения политики государственного регулирования в конце 70-х – начале 80-х гг. 6. Основные доктрины государственного регулирования экономики 20-го века. 7. Современные тенденции бюджетной, денежно-кредитной и налоговой политики. 8. Заключение. 9. Список используемой литературы.
Следует отметить, что централизация
не только экономики, но и государственного
управления в целом является отличительной
чертой периода действия особых правовых
режимов, носящих в обязательном порядке
временный характер (чрезвычайное положение,
военное положение, период гражданской
войны, военное время и т.д.).
Распад мировой социалистической
системы повлек за собой переход бывших
социалистических государств на капиталистический
путь развития и формирование рыночных
отношений. В этих условиях по-разному
стала трактоваться роль государства.
Эти государства выходили из социализма
тремя путями.
Страны Восточной Азии (главным
образом Китай и Вьетнам) приступили к
строительству капитализма с сельского
хозяйства, постепенно перейдя на промышленность
и сферу услуг. На протяжении двух десятилетий
в этих государствах частная собственность
признавалась наравне с другими формами
государственной собственности. Китайская
экономика достаточно автономна от влияния
мировой экономики. Перспективное планирование
экономических отношений в Китае, как
и в Белоруссии, продолжает осуществляться
на основе пятилетних планов.
В марте 2006 г. на очередной сессии
Всекитайского собрания народных представителей,
являющегося высшим законодательным органом
КНР, был принят очередной 11-й пятилетний
план на 2006 - 2010 гг. В эти же сроки в Белоруссии
также была принята очередная программа
социально-экономического развития страны
на 2006 - 2010 гг. В составе СССР Белоруссия
была дотационной (1 млрд. долл.) республикой.
Сейчас темпы роста ВВП в ней одни из самых
высоких среди стран - членов СНГ.
В ряде государств Восточной
Европы (и прежде всего в России) капитализм
строился "сверху". В результате ваучерной
приватизации произошло перераспределение
бывшей государственной собственности
в частную собственность. Экономика стран
этого региона в меньшей степени зависит
от иностранного капитала.
В Центральной Европе новые
экономические отношения были построены
с непосредственным участием иностранного
капитала. Ключевую роль в приватизационном
процессе сыграли иностранные инвесторы
и прежде всего транснациональные корпорации.
Основным механизмом, предназначенным
координировать экономические системы
в них, выступает рынок. Эти страны более
открыты влиянию международных экономических
сил и транснационального капитала. В
них создана достаточно стабильная многопартийная
демократия.
Современные тенденции
бюджетной, денежно-кредитной и налоговой
политики.
Бюджетная политика.
Для выполнения своих функций
государственные органы на всех уровнях
управления должны располагать соответствующей
финансовой базой. С этой целью в каждой
стране создается разветвленная сеть
бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию
денежных ресурсов регионов для финансирования
их хозяйства, социальной сферы, благоустройства
каждой административно-территориальной
единицы, содержания законодательной
власти, аппарата управления и других
мероприятий. В процессе формирования
доходов и расходов отдельных видов бюджетов,
их сбалансирования возникают определенные
финансовые взаимоотношения, регламентируемые
законодательством. Все эти элементы (организация
и принципы построения бюджетной системы,
бюджетного процесса, взаимоотношения
между многочисленными видами бюджетов,
соответственно и совокупность бюджетных
прав) представляют собой бюджетное устройство.
В разных странах бюджетное
устройство отличается своими особенностями,
обусловленными государственным устройством,
территориально-административным делением,
уровнем развития экономики, ее структурными
чертами. Известны две формы государственного
управления: единое (унитарное) и федеративное.
В унитарных государствах (Великобритания,
Франция, Италия, Япония и др.) имеются
два звена управления - центральное и местное;
в федеративных государствах (США, Канада,
ФРГ, Швейцария и др.) - три звена управления:
центральное, членов федерации и местное.
Государственный бюджет Великобритании
состоит из так называемого обычного бюджета
и национального фонда займов. Обычный
бюджет финансирует текущие затраты на
оборону, экономические и социальные цели,
субсидии местным органам власти, выплаты
процентов по государственному долгу,
взносы в бюджет и другие фонды ЕС, платежи
по "цивильному листу", которые включают
содержание королевы и королевского двора.
Из национального фонда займов осуществляются
платежи по государственному долгу, долгосрочные
кредиты на капиталовложения государственным
предприятиям и местным органам власти.
Государственный бюджет Италии
состоит из двух частей: счета текущих
операций и счета движения капиталов.
Расходы счета текущих операций образуются
в основном из выплаты жалованья и пенсий
государственным служащим, покупки товаров
и услуг, трансфертов государственным
и частным предприятиям, учреждениям и
населению, а также уплаты процентов по
государственному долгу. За счет средств
счета движения капиталов финансируются
прямые капиталовложения государства,
трансферты государственным предприятиям
и учреждениям, предоставление кредитов,
приобретение акций, погашение государственного
долга.
Более сложной по структуре
является бюджетная система Франции, которая
заключает в себе центральный бюджет,
присоединенные бюджеты различных государственных
организаций и специальные счета казначейства.
Ассигнования из центрального бюджета
выделяются на содержание административных
служб, на обслуживание государственного
долга, капиталовложения, на оборону, на
экономические и социальные программы.
Построение бюджетных систем
в развитых зарубежных странах основывается
на специальных принципах. Важнейшие из
них: единство, полнота, реальность и гласность.
Принцип единства бюджетной
системы обеспечивается единой правовой
базой, использованием единых бюджетных
классификаций, согласованными нормами
бюджетного процесса, единой социально-экономической
и налоговой политикой. Его задачей служит
установление более эффективного контроля
за финансами со стороны правительства.
Принцип полноты означает, что в каждом
звене бюджетной системы доходы и расходы
должны отражаться в их полном объеме.
Принцип реальности предусматривает правдивое
отражение в бюджете финансовых операций
государства, характера расходов и доходов,
соответствие утвержденных по бюджету
сумм их исполнению. Принцип гласности
требует публикации утвержденных бюджетов,
а также отчетов об их исполнении.
Бюджетная система РФ состоит
из бюджетов трех уровней:
- первый уровень - федеральный бюджет
Российской Федерации и бюджеты государственных
внебюджетных фондов;
- второй уровень - бюджеты субъектов
РФ и бюджеты территориальных государственных
внебюджетных фондов;
- третий уровень - местные бюджеты.
Как видно, бюджетное устройство
РФ определяется ее государственным устройством
- в унитарных государствах бюджетная
система имеет два уровня - государственный
бюджет и местные бюджеты. Необходимо
также отметить, что до принятия БК РФ
внебюджетные фонды, являясь элементом
финансовой системы (общегосударственные
финансы) не включались в бюджетную систему.
Бюджетное законодательство
РФ содержит понятие «консолидированный
бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной
системы на соответствующей территории
(ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет
субъекта РФ составляют бюджет самого
субъекта и свод бюджетов находящихся
на его территории муниципальных образований.
Консолидированный бюджет РФ - это федеральный
бюджет и консолидированные бюджеты субъектов
РФ. Консолидированные бюджеты позволяют
получить полное представление обо всех
доходах и расходах региона или Федерации
в целом, они не утверждаются и служат
для аналитических и статистических целей.
Денежно-кредитная политика.
Под денежно-кредитной политикой
государства понимается совокупность
мер экономического регулирования денежного
обращения и кредита, направленных на
обеспечение устойчивого экономического
роста путем воздействия на уровень и
динамику инфляции, инвестиционную активность
и другие важнейшие макроэкономические
процессы.
Денежно-кредитная политика
– важнейший метод государственного регулирования
общественного воспроизводства с целью
обеспечения наиболее благоприятных условий
для развития рыночной экономики.
Сегодня в любой, даже самой
маленькой, стране мира есть свой центральный
банк.
Главная задача кредитно-денежной
политики центрального банка - поддержание
стабильной покупательной силы национальной
валюты и обеспечение эластичной системы
платежей и расчетов. В то же время политика
центрального банка является одной из
важнейших частей регулирования всей
экономики государства.
Осуществляя денежно-кредитную
политику, воздействуя на кредитную деятельность
коммерческих банков и направляя регулирование
на расширение или сокращение кредитования
экономики, центральный банк достигает
стабильного развития внутренней экономики,
укрепления денежного обращения, сбалансированности
внутренних экономических процессов.
Таким образом, воздействие на кредит
позволяет достичь более глубоких стратегических
задач развития всего хозяйства в целом.
Например, недостаток у предприятий свободных
денежных средств затрудняет осуществление
коммерческих сделок, внутренних инвестиций
и т.д. С другой стороны, избыточная денежная
масса имеет свои недостатки: обесценение
денег, и, как следствие, снижение жизненного
уровня населения, ухудшение валютного
положения в стране. Соответственно в
первом случае денежно-кредитная политика
должна быть направлена на расширение
кредитной деятельности банков, а во втором
случае - на ее сокращение, переходу к политике
"дорогих денег" (рестрикционной).
С помощью денежно-кредитного
регулирования государство стремится
смягчить экономические кризисы, сдержать
рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры
государство использует кредит для стимулирования
капиталовложений в различные отрасли
экономики страны.
Рассмотрим ситуацию с банковской
системой в США. Ядром кредитной системы
США является Федеральная резервная система
(ФРС), которая состоит из 12 федеральных
резервных банков и большого числа банков-членов.
В августе 1935 г. был принят закон,
внесший некоторые организационные изменения
в ФРС.
Права центральных органов
ФРС были значительно расширены: во главе
ФРС был поставлен Совет управляющих,
которому дано право определять учетные
ставки федеральных резервных банков,
устанавливать нормы кредитования под
ценные бумаги, утверждать выбранные резервными
банками советы директоров. Был создан
также особый Комитет по операциям на
открытом рынке, причем все федеральные
резервные банки должны следовать его
указаниям при проведении своих операций
на открытом рынке.
В США, как и в других развитых
странах, наблюдается усиление государственного
вмешательства в банковскую сферу.
Сегодня банковская система
США состоит из:
- Федеральной резервной системы, выполняющей
функции центрального банка страны;
- Коммерческих банков;
- Инвестиционных банков;
- Сберегательных банков;
- Ссудо-сберегательных ассоциаций.
Основными звеньями банковской
системы Франции являются:
Роль центрального эмиссионного
банка страны играет Банк Франции («Банк
де Франс»). Он был учрежден в 1800 г. в качестве
частной акционерной компании с капиталом
в 30 млн франков, в 1803 г. получил монопольное
право банкнотной эмиссии в Париже, а в
1848 г. - во всей Франции, поглотив и превратив
в свои девять провинциальных эмиссионных
банков.
Новое и специфическое явление
в банковской системе Франции (в других
странах этого не существует) - введение
с апреля 1971 г. норм обязательных резервов
для коммерческих банков и финансовых
обществ, которые они должны держать в
Банке Франции против предоставленных
ими кредитов.
Согласно постановлению Национального
совета по кредиту от 16 октября 1972 г. управляющему
Банком Франции предоставлено право повысить
с 15 до 50% норму обязательных резервов
для суммы кредитов, выданных коммерческими
банками и финансовыми обществами после
15 апреля 1972 г.
В настоящее время вся банковская
система Франции находится под контролем
государства. Банки Франции не только
не имеют право скрывать от соответствующих
государственных служб размеры и формы
счетов и движение капиталов, но, и обязаны
сами информировать их о значительных
операциях, особенно с зарубежными странами.
Все операции по кредитным карточкам контролируются
общенациональным центром во Франции
(и в США), что обеспечивает оперативную
информацию о местонахождении и деятельности
владельца. Французские банки выплачивают
весьма низкие проценты по обычным вкладам
от 2.5 %. В то же время вкладчик имеет возможность
вложить деньги в различные инвестиционные
проекты, приносящие прибыль от 7-8 % до
15-20 %, в зависимости от срока и степени
риска. Данная часть банковской системы
Франции достаточно развита.