Государственная собственность и макроэкономическое регулирование экономики в 90-е годы 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 10:58, контрольная работа

Краткое описание

Государственная собственность в буржуазных странах отнюдь не является общенациональной собственностью. Это совместная собственность эксплуататоров, обладающих государственной властью. Вместе с тем характер этой собственности неодинаков в империалистических странах, с одной стороны, и странах, освободившихся от колониальной зависимости,— с другой. В империалистических странах она принадлежит монополистической буржуазии, стоящей у власти, является «общемонополистической» собственностью. В остальных буржуазных государствах — это собственность всего класса буржуазии, «общекапиталистическая» собственность.

Содержание

1. Государственная собственность, пути ее возникновения.
2. Причины возникновения государственных предприятий. Смысл государственного предпринимательства.
3. Возникновение государственной собственности в России.
4. Возникновение государственных предприятий в странах Европы.
5. Причины резкого изменения политики государственного регулирования в конце 70-х – начале 80-х гг.
6. Основные доктрины государственного регулирования экономики 20-го века.
7. Современные тенденции бюджетной, денежно-кредитной и налоговой политики.
8. Заключение.
9. Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная собственность.docx

— 111.33 Кб (Скачать файл)

Кредитные организации небанковского типа в самом общем виде можно определить как специализированные, оказывающие финансовые услуги, в основе которых лежит движение стоимости на условиях возвратности.

По существу услуги специализированых кредитных организаций являются альтернативой банковскому кредиту.

К числу наиболее распространенных кредитных организаций небанковского типа относятся факторинговые, форфейтинговые, лизинговые, финансовые компании.

Факторинговые компании осуществляют кредитование своих клиентов путем выкупа краткосрочной дебиторской задолженности (как правило, до 180 дней).

После оплаты продукции потребителем факторинговая компания доплачивает остаток суммы своему клиенту, удерживая процент с него за предоставленный кредит и комиссионные платежи за оказанные услуги. К дополнительным услугам, которые оказываются фактор-фирмой, относят, в частности, ведение счетов дебиторов, арбитражных споров при возникновении разногласий с должниками, предоставление консультаций.

Форфейтинговые компании выполняют аналогичные функции по выкупу платежных требований, которые, как правило, оформляются коммерческими векселями на длительные сроки. В отличие от факторинговых форфейтинговые компании Предоставляют кредит на всю сумму поставляемого товара. Кроме того, они принимают на себя коммерческий риск неплатежа со стороны потребителя, т.е. отказываются от регресса требований к поставщику.

Лизинговые компании финансируют приобретение лизингополучателями основных средств у промышленных компаний. Если роль лизинговой компании ограничивается финансовой функцией и после окончания срока договора лизинга приобретенное имущество выкупается лизингополучателем, то это - финансовый лизинг. Лизинговая компания только финансирует сделку. Риск случайной гибели и порчи имущества ᴨпереходит к лизингополучателю после подписания акта приемки-ᴨȇредачи имущества в эксплуатацию.

Финансовыми компаниями называют широкий круг организаций, которые осуществляют кратко- и среднесрочное кредитование предприятий и отдельных лиц. В США и других западных странах широко распространены торговые финансовые компании, которые предоставляют средства для продажи продукции своих родительских фирм. Факторинговые и лизинговые компании также иногда относят к разновидностям финансовых.

Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) является юридическим лицом, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ является федеральной собственностью. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Банк России (БР) выполняет следующие функции:

- во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

- устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

- устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского отчета и отчетности для банковской системы;

- осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитных организаций в соответствии с федеральными законами;

- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач БР.

В сфере банковских услуг промышленно развитых стран в последние два десятилетия произошли значительные изменения. Примерно с начала 70 х годов банки стали придавать ключевое значение всей системе своих взаимоотношений с клиентурой - как торгово-промышленных, так и частной. По сути это было начало нового этапа развития банковских услуг. В плане взаимодействия с клиентами он включил в себя два основных направления деятельности банков.

Первое направление было связано с качественным совершенствованием уже существующих видов услуг.

Второе направление развития банковских услуг заключалось в поиске и развитии банками принципиально новых, ранее не проводившихся операций для клиентов.

Характерным примером может служить функциональная эволюция Доверительно-сберегательного банка в Великобритании. Основной задачей этого банка являлось аккумуляция сбережений граждан в так называемые “пулы” и размещения собранных сумм во вклады в акционерных коммерческих банках под определенных процент.

Многие коммерческие банки в современных условиях предлагают своим клиентам до 300 разнообразных видов услуг. В некоторых странах были созданы исследовательские учреждения, специализирующиеся на изучение программ рекламы и маркетинга (например, Институт маркетинга в Великобритании).

Все больше банков стремиться к непосредственному контакту с клиентами путем личного общения работника с клиентом или с помощью различных средств связи: почтовой корреспонденцией, факсимильных и телексных коммуникаций и других.

 

Налоговая политика.

Налоговая политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Среди многочисленных задач налоговой политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются: устойчивый рост национального дохода, умеренные темпы инфляции, полная занятость, сглаживание циклических колебаний экономики.

Основные же принципы и черты современной модели налоговой политики начали формироваться, как уже упоминалось, около 30 лет назад, в конце 70-х - начале 80-х г.г. XXв. Именно в этот период в развитых индустриальных странах Запада произошла переориентация в методах государственного воздействия на рыночную экономику. На смену экстенсивному расширению государственного вмешательства, пришли рыночные механизмы регулирования хозяйственной деятельности и стимулирования конкурентных отношений.

С начала 80-х г.г. XX в. произошёл отказ от политики активного государственного вмешательства и в экономической науке стали преобладать неоклассические тенденции. Основными направлениями здесь были монетаризм и теория экономики предложения.

Именно взгляды представителей теории экономического предложения в отношении налогового регулирования создали ядро новой фискальной политики правительств развитых стран и легли в основу налоговых реформ 1980-х - 90-х г.г.

Основными направлениями налоговых реформ в этот период стали:

- повышение эффективности долгосрочного функционирования экономики;

- создание оптимальных условий для деятельности предприятий всех сфер экономики страны;

- стимулирование потребительского спроса как источника экономического роста;

- поощрение вложений населения и предприятий в производственные и научно-технические инвестиции;

- обеспечение социально стабильности в обществе.

Первыми среди развитых стран свои налоговые реформы начали проводить США и Великобритания. И если в США эти реформы осуществлялись в два этапа – в 1981 и 1986 г.г., то в Великобритании она началась в 1979г. и продолжалась в течение десяти лет. Во Франции реформирование налоговой системы началось осуществляться с начала 80-х г.г. ХХ в. и не закончено по сей день. В ФРГ реформа проводилась в три этапа – в 1986, 1988 и 1990 г.г., – но затем, в связи с объединением Германии, снова последовали изменения в налоговой и финансовой системах страны.

Ещё одна тенденция в современной налоговой политике возникла под воздействием негативных факторов действия человека и НТП. Речь идёт о так называемых экологических налогах. Исходя из принципа «загрязняющий должен платить», многие страны дифференцируют налоги по различным видам моторного топлива и классам автомобилей; вводят налоги на энергоносители и загрязнение окружающей среды; обсуждают необходимость введения «угольных» налогов и налогов на загрязнение почвы и воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение.

Итак, можно сделать вывод, что государственное предпринимательство играет важную роль в функционировании рыночного механизма. Это вызвано тем, что зачастую в экономике происходят такие явления и процессы, справиться с которыми рынок самостоятельно не может. Поэтому требуется вмешательство государства. Следовательно, даже в рыночной экономике, где достаточно хорошо развит механизм саморегуляции, требуются административные методы управления, санкционируемые государством. Эти методы, как раз и проявляются в государственном предпринимательстве.

Кроме того, экономика требует всестороннего развития, поэтому для стабильного ее функционирования необходимо контролировать все происходящие в ней явления и процессы, затрагивающие различные элементы структуры хозяйственной деятельности, следовательно, направления и сферы деятельности государства в рыночной экономике вообще, и государственного предпринимательства в частности многообразны.

Таким образом, видно, что государственное предпринимательство необходимо для функционирования рыночной экономики, потому что очень часто рыночный механизм не может справиться с возникающими проблемами. Тогда на помощь приходит государство, механизм регуляции которого выражается именно в предпринимательской деятельности.

Несомненно, существуют проблемы, связанные с государственным предпринимательством, тем более в России, экономика которой является переходной. Как уже было сказано, государственное предпринимательство - это неотъемлемое составляющее благоприятного развития и функционирования экономики, и связанных вместе с ней общественных процессов, следовательно, поддержка на должном уровне сектора государственной собственности и предпринимательства является одной из приоритетных задач государства.

Состояние экономики самым непосредственным образом сказывается на эффективности и жизнедеятельности государства, а степень эффективности деятельности государственных органов оказывает большое позитивное или негативное влияние на состояние экономики. Экономическая система представляет собой один из основополагающих ингредиентов, на которых государство базируется.

Как показывает опыт индустриально развитых стран с рыночной экономикой, на начальной стадии формирования частнопредпринимательской капиталистической системы хозяйствования главную свою задачу зарождавшийся предпринимательский класс усматривал в освобождении от жесткой опеки государства, утверждении принципов свободной конкуренции и свободного рынка, то на протяжении всего ХХ века имела место тенденция  к постоянному расширению регулирующей  и контролирующей роли государства в социальных и экономических сферах. 

Что касается Российской Федерации, то здесь в условиях переходной экономики исключительно важное значение приобретают системоформирующие, системоутверждающие и системовоспроизводящии функции государства. Именно от их реализации зависят создание инфраструктуры рыночной экономики и обеспечение благоприятных условий  для эффективного функционирования и воспроизводства. Поэтому одна из главных задач, стоящих сейчас перед Российским государством, заключается в укреплении государственных институтов, разработке и реализации системы эффективных государственноправовых гарантий предпринимательской деятельности, призванных положить конец процессу дальнейшей криминализации экономики и коррумпирования государственного аппарата, разработать и ввести механизмы теснейших взаимосвязей между государством и экономикой, политикой и бизнесом на новых, демократических принципах. От успешного выполнения этой задачи, как представляется, во многом зависят перспективы самой Российской государственности.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. С.М. Джорбенадзе. //Правоведение. 1972.
  2. Стародубский Б.А., Чиркин В.Е. (ред.). Государственное право буржуазных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости, Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Высшая школа. 1977.
  3. Док. эк. наук, проф. Лоскутов В. И. «Государственное предпринимательство как фактор эффективной рыночной экономики»
  4. Афанасьев В.Я., Глазунова Н.И. «Система государственного управления»: Кн. 1. «Управление и право». – М.: ГУУ, 2009.
  5. Государственная собственность в экономике России и других стран. Вопросы истории и теории/ под ред.В.Н. Черковца.- М.: Экономический факультет МГУ: ТЕИС, 2002.
  6. Глазунова Н.И. «Система государственного управления»: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.
  7. Атаманчук Г.В. «Теория государственного управления». Курс лекций. Изд. 2-е, дополн. – М.: Омега – Л, 2004.
  8. Пикулькин А.В. «Система государственного управления»: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  9. Чеботарев Г.Н. Муниципальное право РФ: Учебно-методический комплекс. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2007.
  10. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. - М. 2001.
  11. ru.wikipedia.org
  12. Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики. – М.: ЮНИТИ, 2005.
  13. Николаева И.П. - Мировая экономика 3-е изд., 2006.
  14. Мировая экономика, Раджабова З.К., 2007.
  15. Мировая экономика - Щербанин Ю. А. 2007.
  16. Аселкан З.И. Государственное регулирование национальной экономики и экономическая политика: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2009.
  17. Курс экономической теории/Под ред. М.Н. Чепурина, В.А. Киселевой, Издательство "АСА",Киров,2009.
  18. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие / Лившиц А.Я., Никулина И.Н. - М.: Высшая школа, 2006.
  19. Макроэкономика: Учебное пособие. / М.К. Бункина, В.А. Семёнов. - М.: Эльф К - пресс, 2007.

Информация о работе Государственная собственность и макроэкономическое регулирование экономики в 90-е годы 20 века