Государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 20:48, контрольная работа

Краткое описание

Гос. Регулирование экономики представляет собой целенаправленное воздействие государства, направленное на обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Ципин.docx

— 60.19 Кб (Скачать файл)

Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной  фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой  понимается сознательное регулирование  государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.

В период спада стимулирующая дискреционная  фискальная политика складывается из:

  • увеличения государственных расходов;
  • снижения налогов;

Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения  производства.

В условиях  инфляции, вызванной  избыточным спросом  (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная  фискальная политика складывается из:

  • уменьшения государственных расходов;
  • увеличения налогов;
  • сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

Такая фискальная политика ориентируется  на положительное сальдо бюджета.

В общей фискальной политике есть вторая составляющая – политика автоматических  (встроенных)  стабилизаторов. Под  автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

К основным встроенным стабилизаторам относятся, во первых, изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами, прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к потере потенциальной покупательной способности.

К встроенным стабилизаторам относится  и система пособий по безработице  и различных социальных выплат, программы  по поддержанию малоимущих слоев  населения, препятствующими резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема и сокращения безработицы выплата различных пособий прекращается, или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.

 

 

 

 

 

15. Налоговое регулирование

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства и играют одну из важнейших ролей в государственном регулировании экономики. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

  • работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
  • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К числу прямых относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и использование которыми служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных операций (налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина, налог на .операции с ценными бумагами др.)

Функция налога:

  • Фискальная: (реализует главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций государства).
  • Контрольная: (обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменения в налоговую систему и бюджетную политику).
  • Регулирующая: (состоит в том, что государство, изменяя условия налогообложения, вводя одни налоги и отменяя другие, применяя систему налоговых ставок, льгот, штрафов, способствует решению важнейшие социально-экономических проблем).         
  • Перераспределительная: (проявляется в том, что с помощью налоговой системы государство перераспределяет национальный доход в пользу тех или иных групп населения).

Основные  налоговые теории

Эволюция  различных налоговых теорий происходила  одновременно с развитием различных направлений экономической мысли.

С усложнением  экономических отношений в обществе появились новые налоговые теории. В настоящее время можно выделить два основных направления экономической  мысли – кейнсианское и неоклассическое.

Кейнсианская теория отражает элементы анализа общего функционирования экономики, обосновывает важные макроэкономические направления государственного регулирования. Данная теория доказывает необходимость создания «эффективного спроса» как условие для обеспечения реализации производственной продукции посредством воздействия различных методов государственного регулирования. Немалую роль в обеспечении притока инвестиций должно сыграть государство с его не только кредитно-денежной, но и бюджетной политикой. Одним из важных условий теории является зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений только в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, так как представляют собой пассивный источник доходов, не вкладываются в производство, поэтому излишние сбережения надо изымать с помощью налогов. Кейнсианская система была подорвана по следующим причинам: 

Во-первых, когда  инфляция стала приобретать хронический  характер.     

Во –вторых, с развитием экономической интеграции произошло повышение зависимости каждой страны от внешних рынков.  Поэтому на смену пришла неоклассическая теория «эффективного предложения».

Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности производственных, процессов. Согласно этому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, поэтому государственное вмешательство не должно  ограничивать экономического равновесия.   В этом заключается отличие неоклассической теории от кейнсианской концепции, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, и делающей выводы о необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы. В неоклассической теории широкое развитие получили два направления:

  1. Теория экономики: предложения предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как, по мнению сторонников этого направления, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Другой важный аспект теории – обязательное сокращение государственных расходов.
  2. Теория монетаризма: предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулирование денег в обращении. Делается также ставка и на снижение налогов. В то же время по теории монетаризма одним из основных средств регулирования экономики является изменение денежной массы и процентных банковский ставок. Так как государство с каждым годом увеличивает свои расходы, влекущие дополнительный рост инфляции, его нельзя допускать к созданию богатства общества, регулированию объемов производства, занятости и цен.

Основная  идея неоклассических теорий заключается  в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большого количества  налоговых льгот корпорациям  и той части населения, которая  формирует потребительский спрос  на рынке.

16. Бюджетное регулирование

Государственный бюджет – это подлежащая перераспределению часть национального дохода. Бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период.

Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание. Дефицит бюджета - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. В теории различают активный (возникает в результате превышение бюджетных расходов) и пассивный (возникает в связи со снижением налоговых и прочих поступлений) дефициты. Причин бюджетного дефицита может быть много:

- спад общественного производства;

- рост предельных издержек общественного производства;

- массовый выпуск "пустых" денег;

- неоправданно "раздутые" социальные программы;

- возросшие затраты на финансирование ВПК;

- крупномасштабный оборот "теневого" капитала;

-огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету.

В экономических  системах с фиксированным количеством  денег в обращении правительство располагает двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета:

  1. государственные  займы 
  2. ужесточение налогообложения 

Концепции бюджетной политики:

  1. Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован.
  2. Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе  экономического цикла, а не каждый год.
  3. Третья концепция связана с идеей, так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета.

Государственный долг - это сумма накопленного за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита, во-вторых , определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга.

Последствия роста гос долга:

  1. выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения.
  2. повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного долга или его уменьшение) можёт подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряженность.
  3. когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно влечет за собой сокращение частных капиталовложений.

 

17. Кредитно-денежная политика государства

Большинство современных экономистов рассматривают  монетарную кредитно-денежную политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования экономики. Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВВП.Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики. Важную роль в денежно-кредитной политике играет стабильность национальной валюты. Проводником монетарной политики является центральный банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении.Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средство обращения и как средство сохранения стоимости.                                                   Инструменты регулирования денежной массы в обращении:

1. операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг ( настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных  бумаг, центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда. Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что центральный банк размещает или скупает государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке).

2. политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка (учетная ставка -это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетную ставку устанавливает центральный банк. Среди инструментов монетарной политики политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики центрального банка на отрытом рынке и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке).

3. изменение норматива обязательных резервов (если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного предложения; а при уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение предложения денег).

Центральный банк - основной проводник денежного кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса. Через Центральный банк гос-во способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы этого воздействия:                        

Информация о работе Государственное регулирование