Государственное регулирование естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы изучить сущностную характеристику моделей государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть сущность понятия и видов естественных монополий;
- выявить необходимость государственного регулирования естественных монополий;
- определить модели деятельности естественных монополий на примере ОАО «Газпром»;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая моя.docx

— 112.90 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Актуальность выбранной темы курсовой работы состоит в том, что в  условиях рыночной экономики важную роль имеет государство, а точнее его антимонопольная политика, преследующая цель восполнить один из «провалов  рынка» - возникновение монопольной  власти на товарных и ресурсных рынках. Однако в экономике существуют такие  отрасли, где конкуренция по объективным  причинам невозможна или неэффективна. Естественные монополии образуются в тех отраслях, где деятельность остальных компаний по каким-либо причинам невозможна, будучи ограничена государственным запретом на данный вид деятельности без соответствующей лицензии (например: добывающая промышленность) или использованием редких или невоспроизводимых ресурсов. Кроме того, к естественным монополиям относятся предприятия, где размеры первоначальных капитальных вложений настолько высоки, что любой второй компании не выгодно входить в этот рынок и конкурировать с первой, так как две компании в данном секторе уже не смогут покрывать свои постоянные издержки из-за меньших масштабов производства. Между тем отсутствие действенных конкурентных механизмов и угроза злоупотреблений экономической властью субъектов естественных монополий заставляет государство создавать специальную систему регулирования, направленную на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий. Как правило, им позволяют иметь норму прибыли несколько выше, чем у остальных компаний, но это не всегда оправданно, так как монополия гарантирует прибыль. Также естественным монополиям часто позволяют проводить ценовую дискриминацию, для максимизации их прибыли.

Цель курсовой работы изучить сущностную характеристику моделей государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть сущность понятия  и видов естественных монополий;

- выявить необходимость государственного  регулирования естественных монополий;

- определить модели деятельности  естественных монополий на примере  ОАО «Газпром»;

- проанализировать особенности  государственного регулирования  естественных монополий в России;

- исследовать историю становления  и перспективы развития естественных  монополий в России.

Объектом курсовой работы является система государственного регулирования  деятельности естественной монополии  в Российской Федерации. Предметом  исследования  выступает регулирование  естественных монополий.

Несмотря на очевидную зрелость, до окончательного оформления теории конкурентных  отношений с учетом различных форм рыночной власти, которая  могла бы предоставить теоретические  предпосылки для формирования универсальной  концепции конкурентной политики и  антимонопольного регулирования, применимой в условиях многовариантности экономических систем, еще далеко.

Необходимо отметить, что рассматриваемая  тема исследования в достаточной  степени освещена в экономической  литературе.

Информационной базой курсовой работы послужили учебники и учебные  пособия по микроэкономическому  анализу, государственному регулированию, организации отраслевых рынков, опубликованные данные и рабочие материалы, интернет-ресурсы, характеризующие особенности государственного регулирования естественных монополий  и рассматривающие практический опыт России.

Курсовая работа имеет следующую  структуру: введение, заключение, три  главы, каждая из которых включает параграфы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность природы естественных монополий

1.1 Понятие и виды естественных монополий

Выдающийся вклад в  анализ рынка несовершенной конкуренции  внесли такие экономисты, как Антуан Курно, Эдвард Чемберлен, Джоан Робинсон, Джон Хикс и другие знаменитые ученые.

Монополия – фирма, действующая  в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар и оказывающая  услуги, не имеющие близких заменителей). С. Фишер дает другое определение  естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции – регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т.п. многообразие видов монополий представлено на рисунке 1:

 



 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 –  Классификация видов монополий

 

Естественная монополия возникает  вследствие объективных причин. Она  отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени  удовлетворяется одной или несколькими  фирмами. В ее основе – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Основными признаками естественной монополии являются следующие:

а) Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными  издержками. К таким сферам относят, например, транспорт.

б) Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких  сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация  подобной параллельной системы, выполняющей  те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

в) Низкая эластичность спроса, поскольку  спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени  зависит от изменения цены, чем  спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их невозможно заменить другими  товарами. Данная продукция удовлетворяет  важнейшие потребности населения  или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предположим, что  рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут  пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов  на электроэнергию вряд ли приведет к  отказу от ее потребления, поскольку  заменить ее эквивалентным энергоносителем  сложно.

г) Сетевой характер организации  рынка, то есть наличие целостной  системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

В экономической литературе выделяют два типа естественных монополий. Ее виды представлены на рисунке 2:



 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Типы естественных монополий

Рождение природных монополий  происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение  уникальных полезных ископаемых, и  которая купила права на земельный  участок, где располагается это  месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права  собственника, даже если он оказался в  итоге монополистом (что не исключает  регулирующего вмешательства государства  в деятельность такого монополиста).

Технико-экономические монополи можно  называть монополиями, возникновение  которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Монополия на стороне спроса (на рынке выступает один покупатель) называется монотонней. Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.

1.2 Необходимость государственного регулирования естественных монополий

В странах с развитыми рыночными  экономиками современная концепция  регулирования естественных монополий  предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным  в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при  условии, что конкуренция между  аналогичными предприятиями невозможна по технологическим или экономическим  причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).

Несмотря на наличие технической  эффективности концентрации производства в руках одного предприятия, практика рынка выявляет немало фактов злоупотребления  монопольным положением в форме  завышения издержек или вздувания  прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата  неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать извне  в силу того, что реальное положение  дел монополиста является, как  правило, тщательно скрываемой информацией.

Ввиду того, что естественные монополии, как правило, производят продукцию, необходимую для нормального  функционирования большинства предприятий  и составляющую значительную часть  потребляемых ими ресурсов, неплатежи  за продукцию естественных монополий  выливаются в кризис неплатежей в  масштабах экономики государства. Распространение неплатежей – результат ценовой дискриминации естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.

Очень важным является государственное  регулирование цен естественных монополий, так как они в основном производят такую продукцию, которая  необходима для нормального функционирования большинства предприятий и составляет значительную часть потребляемых ими  ресурсов.

Прежде чем говорить о развитии механизмов государственного регулирования, необходимо отметить, что к естественным монополиям относятся те виды хозяйственной  деятельности, которые осуществляются в таких отраслях, как газовая  промышленность, электроэнергетика, железнодорожный  транспорт и связь. Остальные  виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать  в условиях конкуренции. В то же время  создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений.

Объективно обусловленные структурные  изменения в этих отраслях, позволяющие  максимально задействовать конкурентные силы рынка, приведут к ограничению сферы государственного регулирования. Однако правильно проведенная реструктуризация не только ограничит сферу государственного регулирования, но и повысит его эффективность путем четкого разделения регулируемых и нерегулируемых видов хозяйственной деятельности. С этой целью в естественных монополиях необходимо осуществить ряд преобразований, которые будут способствовать решению наиболее острых проблем в этой сфере:

1. регулируемые и нерегулируемые  виды деятельности должны быть  отделены друг от друга настолько,  насколько это возможно в существующих  экономических, социальных и политических  условиях (в первую очередь следует  разделить производственные, транспортные  и распределительные функции,  а также выделить вспомогательные  виды деятельности и т. д.);

2. регулируемые виды деятельности должны характеризоваться открытостью и доступностью информации для органов регулирования, что позволит устанавливать цены (тарифы) на уровне, достаточно высоком для обеспечения нормальной рентабельности, и, соответственно, привлечь новые инвестиции;

3. потенциально конкурентные сегменты  отраслей должны быть выделены  и реорганизованы с целью формирования  реальной конкурентной среды  на российском рынке. При этом  на данном этапе развития социально-экономических  отношений нецелесообразна и  практически неосуществима реструктуризация  существующих монопольных структур. Однако уже сейчас должны быть  созданы условия для возникновения  и развития независимых частных и государственных компаний, которые могли бы конкурировать с предприятиями-монополистами. Такие компании будут строить свои отношения с потребителями на основе прямых договорных отношений, при этом регулированию будет подвергаться размер оплаты за пользование сетями монопольных структур. Для этого необходим свободный и преимущественный доступ этих компаний к сетевой структуре соответствующих отраслей. Задачей органов регулирования является обеспечение такого свободного доступа для потенциальных участников рынка;

4. следует реконструировать механизм управления компаниями, специализирующимися в сфере естественных монополий;

5. необходимо привести в соответствие  с требованиями рыночной экономики  инвестиционный процесс во всех  отраслях естественных монополий.  В настоящее время дополнительные  инвестиции производятся преимущественно  за счет роста тарифов;

Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий