Государственное регулирование естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы изучить сущностную характеристику моделей государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть сущность понятия и видов естественных монополий;
- выявить необходимость государственного регулирования естественных монополий;
- определить модели деятельности естественных монополий на примере ОАО «Газпром»;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая моя.docx

— 112.90 Кб (Скачать файл)

6. с целью сокращения издержек  и повышения эффективности хозяйствования  во всех отраслях естественных  монополий следует сформировать  стимулы к сокращению излишней  занятости, ликвидации малоиспользуемых  и низкоэффективных производств.

До тех пор пока соответствующие  меры не будут приняты, невозможно организовать эффективное государственное регулирование, которое должно способствовать консервации неэффективности и высоких издержек, а также ликвидации низкой стоимости акций на фондовом рынке, недостатка инвестирования и конфликтных отношений между предприятиями и органами регулирования.

Оперативная реализация предложенных мероприятий позволить сформировать конкурентную среду там, где это  возможно и необходимо, а также  осуществлять эффективное государственное  регулирование только в тех сферах, где без него нельзя обойтись. Это  сможет принести неоспоримые выгоды всем участникам рыночных отношений: потребителям – в виде низких цен; нерегулируемым предприятиями – в форме большей  либерализации рынка; регулируемым предприятиям – через установление стабильного режима регулирования, благоприятствующего инвестиционному  и техническому развитию.

Основными задачами государственного регулирования цен продукции  естественных монополий являются:

- обеспечение баланса интересов  потребителей (в виде доступных  цен) и регулируемых предприятий  (в виде финансовых результатов,  привлекательных для кредиторов  и инвесторов);

- определение структуры тарифов  на основе принципов справедливого  и эффективного отнесения издержек  на тарифы для различных типов  потребителей;

- стимулирование предприятий отраслей естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т. д.;

- использование возможностей ценовых  механизмов регулирования при  проведении стабилизирующей макроэкономической  политики;

- управление развитием экономики  в регионах.

Региональные проблемы, которые  могут решаться с помощью тарифов  электрической и тепловой энергии, заключаются в следующем:

а) выравнивание или дифференциация тарифов по субъектам РФ с целью  обеспечения равномерного их развития;

б) управление режимами электропотребления и теплопотребления;

в) стабилизация экономического положения  энергообъектов и их объединений  при заблаговременно незапланированном  снижении спроса на энергию;

г) стимулирование увеличения или  снижения спроса на энергию отдельных  потребителей или их групп и, соответственно, регулирование экономической активности данных субъектов.

Проблема необходимости государственного регулирования естественных монополий  была осознана властью лишь к 1994 году, когда рост цен на производимую ими  продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики. При  этом реформаторское крыло правительства  стало уделять большое внимание проблемам регулирования естественных монополий не столько в связи с необходимостью остановить рост цен в соответствующих отраслях или обеспечить использование возможностей ценового механизма для макроэкономической политики, а в первую очередь, стремясь ограничить круг регулируемых цен.

По Закону «О естественных монополиях», сфера регулирования включает транспортировку  нефти и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и  аэропортов, услуги общедоступной и  почтовой связи.

Основные методы регулирования: ценовое  регулирование, то есть прямое определение  цен (тарифов) или назначение их предельного  уровня; определение потребителей для  обязательного обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения.

Таким образом, естественной монополией называется отрасль, в которой совокупный объем спроса может быть эффективно удовлетворен одной фирмой. Причины, обусловливающую подобную монополию, не зависят от действия людей. Деятельность этих экономических субъектов порождает ряд положительных и отрицательных моментов, которые в свою очередь определяют необходимость государственного вмешательства. Можно выделить следующие основные задачи государственного регулирования цен в естественных монополиях:

- обеспечение баланса интересов  потребителей (доступные цены) и  регулируемых предприятий (финансовые  результаты, привлекательные для  кредиторов и инвесторов);

- определение структуры тарифов  на основе принципов справедливого  и эффективного отнесения издержек  на тарифы для различных типов  потребителей;

- стимулирование предприятий отраслей – естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т. д.;

- использование возможностей ценовых  механизмов регулирования при  проведении стабилизирующей макроэкономической  политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ современного состояния естественных монополий в России

2.1 Анализ деятельности ОАО «Газпром» и его вклад в развитие экономики России

 Естественные монополии продолжают оставаться значимым сегментом в экономике России. Их влияние на экономику страны очень велико в связи с тем, что естественные монополии – это «затратообразующие» отрасли, поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию (услуги) оказывает влияние на общий уровень цен и инфляции. Естественные монополии являются и бюджетообразующими. Основные отрасли естественных монополий играют роль главного структурного компонента экономики. Особенно велика роль «Газпрома».

ОАО «Газпром», в соответствии с  требованиями законодательства об акционерных  обществах, создано путем начального преобразования в феврале 1993 года Государственного газового концерна, а затем в 1999 году РАО «Газпром».

На долю этой монополии приходится около 25% всех поступлений в федеральный  бюджет. «Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. «Газпрому» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт». Все они вместе взятые осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.

Основная часть акций ОАО  «Газпрома» принадлежит государству (50,002%). Основной задачей государственной  политики «Газпрома» на ближайшие годы является создание эффективной системы  государственного регулирования.

Оценивая значение ОАО «Газпром»  можно сказать, что оно по своим  экономическим, техническим и организационным  характеристикам все еще находится на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходит.

«Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. Согласно отчетности «Газпром», его ежемесячная валютная выручка  составляет 600 млн. долларов, 800 млн. рублей получает с внутренних потребителей «Межрегионгаз».

28 апреля 2011 года ОАО «Газпром»  представило прошедшую аудит  консолидированную финансовую отчетность  за 2010 год, подготовленную в соответствии  с Международными стандартами  финансовой отчетности.

Таблица 1 – Аудит данных консолидированного отчета о совокупном доходе по МСФО за 2010 и 2009 года.

 

Наименование показателей

За год, закончившийся

млн.руб.

2010г.

2009 г.

Выручка от продаж

3 597 054

2 991 001

Чистый доход по торговым операциям без фактической поставки

6 256

4 171

Резерв под обесценение активов и прочие резервы

(48 711)

(45 428)

Прибыль от продаж

1 113 822

856 912

Прибыль до налогообложения

1 273 703

979 435

Прибыль за год

997 993

793 793

Прочий совокупный доход за год, за вычетом налога

13 597

50 906

Совокупный доход за год

1 011 590

844 699

Совокупный доход за год, относящийся к:

   

акционерам ОАО «Газпром»

981 280

835 182

доле меньшинства

30 310

9 517


 

За 2010 год чистая выручка от продажи  газа увеличилась на 267 702 млн. рублей, или на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, и составила 2 186 205 млн. рублей. Данное изменение вызвано ростом реализованных объемов в страны бывшего Советского Союза, ростом тарифов на газ в Российской Федерации, установленных федеральной службой по тарифам, а также увеличением средних расчетных цен при продаже газа в страны бывшего Советского Союза.

Чистая выручка за 2010 год от продажи  газа в Европу и другие страны снизилась  на   6 228 млн. рублей, или на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, и составила 1 099 225 млн. рублей. Это объясняется, главным образом, снижением средних расчетных цен, выраженных в рублях (включая акциз и таможенные пошлины), на 3%. Чистая выручка от продажи газа в страны бывшего Советского Союза увеличилась на 140 208 млн. рублей, или на 45%, по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, и составила 450 137 млн. рублей. Рост продаж по данному сегменту объясняется увеличением объемов продаж газа в натуральном выражении на 24%, или на 13,5 млрд. кубических метров, что было усилено ростом на 10% средних расчетных цен, выраженных в рублях (включая таможенные пошлины, за вычетом НДС). Показатели чистой выручки от продажи газа за 2009 и 2010 года представлены на рисунке 3:

 

 

Рисунок 3 – Показатели чистой выручки  от продажи газа в РФ

 

Это объясняется, главным образом, увеличением средней цены продажи  газа на внутреннем рынке, устанавливаемой  Федеральной службой по тарифам, что было усилено увеличением  реализованных объемов газа на 1%, или на 3,8 млрд. кубических метров.

За 2010 год чистая выручка от продажи  сырой нефти и газового конденсата увеличилась на 19 671 млн. рублей, или на 11%, по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, и составила 196 074 млн. рублей. Рост выручки от продажи сырой нефти, в основном, связан с деятельностью группы «Газпром нефть». Рост выручки от продажи газового конденсата связан с увеличением средних расчетных цен и ростом реализованных объемов.

За 2010 год чистая выручка от продажи  услуг по транспортировке газа увеличилась  на 27 068 млн. рублей, или на 41%, по сравнению с аналогичным периодом 2009 года и составила 92 631 млн. рублей. Рост выручки от продажи услуг по транспортировке газа, в основном, связан с увеличением объемов транспортируемого газа для независимых поставщиков.

Участие «Газпрома» в газификации  регионов Российской Федерации –  одно из наиболее масштабных и социально  значимых направлений работы компании на внутреннем рынке.

С 2005 по 2010 годы «Газпром» направил на газификацию регионов 117 млрд. рублей. На эти средства было построено 1048 межпоселковых  газопроводов протяженностью свыше 16 тыс. километров. В результате средний уровень газификации природным газом за период 2005-2010 годов увеличился до более чем 63%.

В 2011 году на проекты газификации  российских регионов «Газпром» планировал направить 25 млрд. рублей.

Успешной реализации программы  газификации способствует отлаженная система взаимодействия между ОАО  «Газпром» и органами власти субъектов Российской Федерации. Основу этой системы составляют соглашения о сотрудничестве с регионами.

В декабре 2009 года утверждена новая  редакция Концепции участия компании в газификации регионов РФ. Она  подразумевает дифференцированный подход к газификации с учетом наличия в регионах запасов природного газа и развития имеющихся месторождений, а также возможность использования  альтернативных энергоносителей, включая  сжиженный и компримированный природный  газ, сжиженный углеводородный газ. Концепция разделяет регионы  на три группы в зависимости от уровня развития газовой инфраструктуры и предполагает трехлетнее планирование газификации каждого региона. Особое внимание при этом уделяется газификации  малонаселенных и удаленных от магистральных  газопроводов населенных пунктов, что  особенно важно для сельской местности.

Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий