Государственное регулирование естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы изучить сущностную характеристику моделей государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть сущность понятия и видов естественных монополий;
- выявить необходимость государственного регулирования естественных монополий;
- определить модели деятельности естественных монополий на примере ОАО «Газпром»;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая моя.docx

— 112.90 Кб (Скачать файл)

При сложившихся темпах газификации 850 - 1000 населенных пунктов в год  понадобится еще около 30 лет для  полной газификации сельской местности, что явно недопустимо. Инвестиционное участие государства для ускоренного  решения данной проблемы (при очевидной  невыгодности ускорения для газовой  корпорации) остро необходимо.

 Нередко уже обращалось внимание  на несостоятельность устоявшихся  представлений о газовой промышленности  как о сырьевой отрасли, которая  не может внести сколько-нибудь  существенного вклада в структурную  перестройку отечественной экономики.

Это явно ошибочная позиция, дефекты которой затуманены текущей конъюнктурой и небывало высокими ценами на мировом газовом рынке. В этих условиях "узкие места" российской газовой промышленности затенены крупными доходами от экспорта природного газа.

Проведенный анализ показывает, что  можно выделить по крайней мере три узловые точки структурных преобразований в газовой отрасли, требующих очень крупных инвестиций:

а) существенное повышение объема и глубины переработки природного газа.

Сравнение показателей развитости промышленности по переработке газа России и других газодобывающих стран  и компаний (конкурентов России на мировых рынках) свидетельствует  о глубоком отставании отечественной  газоперерабатывающей промышленности.

В ОАО "Газпром" перерабатывается около 10% добываемого газа и ограничивается в основном продукцией первого передела - неглубокой степенью переработки  с небольшой добавленной стоимостью (газовая сера, моторное топливо, широкие  фракции легких углеводородов (ШФЛУ)).

В поддержание и развитие переработки  газа в ОАО "Газпром" ежегодно вкладывается в течение последних  трех лет лишь 1,4 - 1,5% общих капитальных  вложений компании, что явно недостаточно.

Преодоление этого отставания определенно  требует инвестиционной поддержки  государства как в прямой форме, так и в виде освобождения новых предприятий на период окупаемости от налога на прибыль. Значительным вкладом государства явилась бы отмена ввозных таможенных пошлин на импортное оборудование по переработке природного газа по всей цепочке переделов.

В настоящее время удельный вес  потребления природного газа в российской химической промышленности весьма мал - не превышает 7 - 8% и связан с переработкой газа в аммиак, метанол, синтез-газ  и ряд других продуктов.

В объеме добычи газа постоянно возрастает доля газа, содержащего помимо метана другие углеводороды: этан, пропан, бутан, - так называемый "жирный газ". Запасы такого газа составляют не менее  трети разведанных запасов. Переработка  этого газа и комплексное использование  извлеченных углеводородов обеспечат  надежную базу для развития химии  и нефтехимии.

Опыт газовой промышленности США, сопоставимой по объемам добычи газа с Россией, показал высокую технологичность  и экономичность сырьевой базы химической промышленности, базирующейся на легких углеводородах (этане, пропане, бутане). Большинство крупных нефтегазовых компаний США, Канады формировали вертикальную интеграцию технологий переработки  природного газа: извлечения этана, пропана, пиролиза легких углеводородов, производства нефтехимических продуктов и  синтетических полимеров.

Газохимический сегмент как часть нефтехимического сектора сформировался в структуре крупнейших мировых нефтегазовых компаний.

Создание газохимических производств на базе этаносодержащего природного газа обеспечивает позитивные экономические результаты за счет: надежности сырьевой базы, емкости внешних и внутренних рынков газохимической промышленности, конкурентоспособности газохимической продукции.

Нацеленность на разработку таких  проектов вызвана:

- необходимостью утилизации ценных  углеводородов валанжинских, ачимовских горизонтов месторождений Тюменской области;

- загрузка мощностей нефтеперерабатывающих  производств, вошедших в состав  ОАО "Газпром", и кооперация  с нефтяными компаниями;

- возможность значительно увеличить  производство пластмасс и других  химических продуктов для внутреннего и внешних рынков.

Наше отставание как в мощностях, так и в объеме и глубине переработки очевидно. Практически за последние 15 лет начал реализовываться лишь один крупный проект - Ново-Уренгойский газохимический комплекс, строительство первой очереди которого (производство полиэтилена мощностью 300 тыс. т) начато, но не завершено. Другие достаточно эффективные проекты (строительство мощностей по производству метанола возле г. Архангельска, автономная транспортировка этаносодержащего газа и последующая его переработка в Северо-Западном регионе) фактически не начинались;

б) производство сжиженного природного газа (СПГ).

И здесь при сравнительном анализе  просматривается необходимость  чрезвычайных скачкообразных усилий. Мировой экспорт сжиженного газа достиг в 2003 г. 632,7 млрд. куб. м, что составило 23,8% от мировой добычи природного газа. К 2010 г. объем мировой торговли СПГ прогнозируется на уровне 180 - 240 млрд. куб. м.

Преимущества торговли природным  газом в сжиженном состоянии:

- отсутствие жесткой привязки  потребитель - производитель системой  магистральных газопроводов;

- возможность более (по сравнению  с трубопроводным транспортом)  оперативного управления потоками  газа при изменении экономической  ситуации;

- отсутствие ограничений по  расстоянию транспортирования газа;

- наличие в мире мощного танкерного  флота, способного длительное  время находиться в автономном  плавании;

- существенно более низкие металловложения по сравнению с трубопроводным транспортом.

Анализ мировой практики показывает, что производство сжиженных газов, как правило, сосредоточено на территориях, обладающих значительными запасами газа, но расположенных в отдалении  от районов потребления.

Производство сжиженного природного газа экспортной направленности характеризуется  приморским типом размещения, имея в виду, что основная часть экспорта этого продукта осуществляется водным путем.

Подотрасль сжиженного природного газа представляет собой производственно-транспортную систему, связывающую приморские страны-производители и страны - потребители природного газа. Отмечается, что производство и торговля СПГ цементирует эту производственно-транспортную систему, вовлекая в нее новых участников и превращая ее в "коридор роста" (по аналогии с точками роста).

Задержки с формированием развития этой подотрасли, являющейся весьма капиталоемкой, будут означать наращивание упущенных возможностей и потерю перспективных рынков, что чревато и потерями конкурентоспособности;

в) эффективное использование низконапорного газа.

Создание условий эффективного использования запасов углеводородного  сырья газовых и газоконденсатных месторождений Западной Сибири включает в себя целый ряд важнейших  проблем отрасли. В их числе проблема "низконапорного газа".

С позиций разработки газового месторождения  с понятием "низконапорный газ" связывают завершающий этап эксплуатации, когда вследствие снижения пластового давления и увеличения гидравлических потерь в системе пласт - скважина невозможно поддерживать годовые объемы добычи газа на заданном уровне без  резкого увеличения фонда скважин  и/или наращиванием мощностей ДКС.

Проблема "низконапорного газа" является в первую очередь экономико-социальной проблемой. Ее решение напрямую связано  с возможностью:

- продлить период эксплуатации  уникальных и крупных месторождений  с созданной инфраструктурой  и газотранспортными мощностями;

- обеспечить социальные гарантии  трудовым коллективам газодобычи  и работникам других отраслей;

- обеспечить сохранение и развитие  объектов непроизводственной сферы  в созданных северных городах,  что является важным условием  для развертывания Ямальской программы.

Изложенные выше аргументы о  необходимости участия государства  в структурных преобразованиях  ОАО "Газпром" подкрепляются и  следующими обстоятельствами.

Государство обладает в настоящее  время 51% акций ОАО "Газпром", являясь, таким образом, ведущим акционером. Инвестиционный вклад государства  будет способствовать повышению  его доли в активах Общества, что  весьма важно ввиду решения Правительства  РФ о либерализации продаж акций  ОАО "Газпром" на фондовом рынке  и расширении прав зарубежных инвесторов.

Основной формой такого участия  могло бы стать прямое долевое  участие государства в реализации проектов, обеспечивающих структурные  преобразования в сфере переработки  газа по указанным выше направлениям, с приобретением дополнительных прав собственности (в виде акционерного капитала).

Источником финансирования этих вложений должен стать формируемый в настоящее  время из ресурсов стабилизационного  фонда инвестиционный фонд.

Помимо этого, возможными дополнительными  формами государственной поддержки  могли бы стать:

- гарантии федерального Правительства,  обеспечивающие снижение рисков  для отечественных и зарубежных  инвесторов и повышающих привлекательность  данных проектов;

- финансовые льготы, и в частности  уменьшение ставок налогообложения  и освобождение на определенное  время от уплаты налога на  прибыль по вводимым мощностям  газоперерабатывающей промышленности.

Все это вписывается в современное  законодательство:

- Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности  в Российской Федерации, осуществляемой  в форме капитальных вложений" с изменениями и дополнениями  от 02.01.2000 и 22.08.2004;

- Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации" с  изменениями и дополнениями от 21.03.2002 и 25.07.2002 и 08.12.2003, а также  ряд решений Правительства России. Таким образом, обосновывается  необходимость специальной целевой  программы структурных преобразований  в газовой отрасли.

 Такой вклад государства в комплексное использование природного газа имеет стабилизационное стратегическое значение, способствуя ускоренному превращению газовой отрасли из преимущественно добывающей в добывающе-перерабатывающую отрасль.

В 2005 г. доходы от продажи газа составят 180,4 млрд. руб., тогда как доходы от переработки - лишь 8,5 млрд. руб. Соотношение этих доходов составило, таким образом, 21 к 1. По прогнозам авторитетных экспертов, имеется возможность коренным образом изменить это соотношение (к 2015 г. соответственно на 2 к 1).

Это особенно важно для обеспечения  надежных перспектив развития отечественной  экономики, так как высокие и  сверхвысокие цены на природный газ  на мировых рынках не вечны и их неизбежное падение при кризисах и застоях будет сильно смягчено структурными преобразованиями.

 

3 Приоритетные задачи государственной политики в сфере естественных монополий

3.1 Подходы к разработке социально-экономической стратегии России на период до 2020 года по направлению «Реформа естественных монополий»

Важность реформирования естественных монополий очевидна, так как, реформирование естественных монополий может способствовать повышению предпринимательской  активности, улучшению инвестиционного  климата. Важность реформирования естественных монополий связана с ростом издержек на вырабатываемую продукцию, которые становятся обоснованием для повышения уровня тарифов естественных монополий, непрозрачностью информации, непрофильными активами, что снижает капитализацию таких компаний и увеличивает затраты на привлечение инвестиций. Нередко можно слышать заявления о том, что реформирование естественных монополий почти автоматически ведет к усилению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. На практике более половины отечественных компаний, в том числе и компании-монополии, постоянно занимаются реструктуризацией бизнеса или отдельных структурных подразделений. Побудившими причинами являются низкая эффективность, поиск сторонних интересов, невысокая цена акций. Результаты не всегда оправдывают ожидания реформаторов.

В сфере реформирования естественных монополий необходимо обеспечить решение  двух основных задач, рисунок 4:



 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 – Основные задачи в сфере реформирования естественных монополий

 

Предполагается принять нормативные  правовые акты, обеспечивающие недискриминационный, прозрачный и максимально регламентированный доступ к инфраструктуре во всех секторах естественных монополий. Одновременно будет обеспечено создание механизмов, стимулирующих снижение издержек и рост эффективности инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий.

Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий