Государственное регулирование как инструмент снижения инфляции в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Правда, частный человек может самостоятельно оказать ближнему первую помощь. А вот бороться с инфляцией самостоятельно он не может - в его силах только проголосовать на выборах за тех, кто предлагает разумную (или наиболее ра¬зумную) финансовую политику.
В политическом отношении инфляция тоже очень опасна. Инфляция в Германии привела к власти нацистов, потому что люди потеряли доверие к центристским партиям и поверили тому, кто обещал компенсировать сгоревшие вклады.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 5
1. Сущность и формы государственного антиинфляционного регулирования в национальной экономике………………………………….…
7
1.1.Сущность инфляции и ее виды……………………………………….… 7
1.2.Социально-экономические последствия инфляции………………..…. 12
1.3.Понятие государственного антиифляционного регулирования……... 15
2.Анализ эффективности антиинфляционной политики в Республике Беларусь……………………………………………………………………..…..
18
2.1.Анализ инфляционных процессов в Республике Беларусь………..…. 18
2.2.Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь и их эффективность…………………………………………………………….….
24
3.Проблемы государственного регулирования инфляции в Республике Беларусь и пути их решения…………………………………………………….
31
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список использованных источников………………………………………… 36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 441.59 Кб (Скачать файл)

в) в условиях инфляции снижаются текущие реальные доходы и благосостояние населения. Номинальные доходы хотя и растут, но отстают от темпа роста цен. Противоинфляционная компенсация доходов никогда не бывает стопроцентной, особенно в периоды галопирующей инфляции. Более того, из-за индексации доходов (зарплат, пенсий, стипендий) инфляция все более становится инерционным процессом.

г) усиливается неопределенность при принятии инвестиционных решений. Предпринимателю трудно предугадать темпы роста номинальной ставки процента, заработной платы, цен на сырье и комплектующие. Вкладывать деньги в реальный сектор экономики становится нерационально. Выгоднее заниматься спекуляцией — перепродажей товаров, игрой на фондовом рынке и тому подобное. Таким образом, инфляция ведет к сокращению реального ВВП, а в более долгосрочном периоде и к разрушению национального богатства страны;

д) инфляция ведет к «размыванию» социальных программ, поскольку правительство, как правило, не увеличивает свои расходы в той же степени, в какой возрастает стоимость жизни, и государственные социальные выплаты бедным сокращаются в реальном выражении [20, с. 221-222];

е) происходит перелив капитала и кадров из реального сектора экономики в торговлю и посреднические операции;

ж) снижается мотивация к внедрению достижений научно-технического прогресса;

з) усиливается социальная дифференциация в обществе, углубление имущественного неравенства;

и) происходит развитие теневого рынка, усиление криминализации экономики;

к) высокий уровень инфляции снижает инвестиционную привлекательность страны для иностранного капитала [20, с. 239];

Инфляция вызывает множество социально-экономических последствий. Непредвиденная инфляция произвольно перераспределяет доходы за счет получателей фиксированного дохода, кредиторов и владельцев сбережений. Инфляция издержек снижает реальный объем продукции и уровень занятости.

 

    1. Понятие государственного антиинфляционного регулирования

 

Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному на ограничение инфляции. Мировая практика накопила богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Она включает в себя широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику доходов и программы стабилизации вплоть до проведения радикальных денежных реформ. 

К самым общим мерам, сдерживающим факторы инфляции можно отнести:

• оздоровление экономики (устранение структурных перекосов, гипертрофии отраслей группы "А" и военно-промышленного комплекса, ликвидация убыточности предприятий);

• наведение порядка в капиталовложениях (инвестициях) с использованием, в частности, мирового опыта проектного финансирования (основанного на минимальном участии бюджетных средств и максимальной доле негосударственного сектора);

• нормализацию торговли и устранение дисбаланса между денежной и товарной массой;

• активное вовлечение в рыночный оборот нетрадиционных товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.);

• развитие рынка услуг.

Наряду с общеэкономической долгосрочной стратегией необходимы неотложные меры по сдерживанию инфляции и превращению ее в регулируемую инфляцию, так как преодолеть инфляцию сразу невозможно, для этого требуются годы. В этой связи современный опыт подсказывает два варианта регулирования инфляции в зависимости от состояния экономики:

• дефляционная политика, связанная с ограничением роста денежной массы, кредитов, зарплаты, а в конечном счете платежеспобного спроса. Однако дефляционная политика применима в условиях экономического роста с целью сдерживания так называемого «перегрева» экономики, что не всегда бывает. 

• политика доходов, применяемая при стагфляции (сочетании инфляции со спадом производства) и представляющая собой согласование и увязку темпов роста зарплаты и цен под наблюдением и при посредничестве государства.

К первоочередным мерам, направленным на стабилизацию денежного обращения и сдерживание инфляции, можно отнести:

• ежегодное установление государством верхнего лимита роста номинальной зарплаты и цен с одновременным стимулированием развития производства через использование экономических стимулов (кредитных, налоговых, валютных), что фактически означает проведение в жизнь гибкой дифференцированной политики;

• оздоровление финансовой системы, ликвидацию дефицита госбюджета путем размещения государственных ценных бумаг преимущественно среди институционных инвесторов - банков, страховых компаний, финансовых компаний и т.п.;

• гибкое регулирование деятельности банков, не стесняющее их предприимчивости, но и в то же время сдерживающее их инфляционную деятельность. Для этого необходимо проводить нормальную, взаимовыгодную согласительную политику между правительством и банками, между центральным банком и коммерческими банками;

• совершенствование денежного обращения; 

• внешние факторы стабилизации национальной денежной единицы, в частности, стабилизацию торгового и платежного балансов, привлечение в разумных пределах иностранных капиталов, накопление валютных резервов. Поэтому исходная база разработки антиинфляционной программы, включающей в себя оздоровление денежного обращения, - использование двух регуляторов: рыночного и государственного. На стабилизацию денежного обращения и ограничение инфляции направлены также денежные реформы. Денежная реформа – это коренное преобразование денежной системы, осуществляемое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения в стране. 

Наиболее известными методами, применяемыми в рамках денежных реформ, являются следующие: нуллификация, реставрация (ревальвация), девальвация и деноминация. 

Нуллификация представляет собой процедуру аннулирования сильно обесцененной денежной единицы и введения новых денег. 

Реставрация (ревальвация) — восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы (в условиях золотого стандарта) или повышение обменного курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной. 

Девальвация представляет собой снижение золотого содержания денежной единицы (в условиях золотого стандарта) или уменьшение официального валютного курса. Деноминация означает укрупнение масштаба цен путем увеличения номинальной покупательной способности новой одноименной денежной единицы по сравнению со старой.

Экономическая наука считает, что инфляция является своеобразным налогом, которым государство путем эмиссии ничем не обеспеченных денег дополнительно облагает доходы населения, что ведет к отрицательным социальным последствиям:

во-первых, инфляция снижает жизненный уровень всех слоев населения, особенно тех, которые имеют постоянный доход, поскольку темпы роста доходов отстают от темпов роста цен на товары и услуги;

во-вторых, инфляция обесценивает предыдущие денежные сбережения населения в банках, страховых полисах, ежегодную ренту и другие активы с фиксированной стоимостью;

в-третьих, инфляция усиливает безработицу, подрывает мотивацию к эффективной трудовой деятельности, усиливает социальную дифференциацию населения и социальное напряжение в обществе.

Антиинфляционная политика может быть успешной только в том случае, если направлена на устранение не только проявления инфляции (денежная реформа), но и причин, ее порождающих и поддерживающих. Необходимо подчеркнуть, что искоренить инфляцию в принципе невозможно. Современная экономика инфляционна по своей сути. Поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.[21]

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1  Анализ инфляционных  процессов в Республике Беларусь

 

В экономике Республики Беларусь, как и в экономиках других стран, присутствует инфляция. Произведём её анализ за 2010, 2011, 2012, 2013 года. Её анализ в национальной экономике будем производить исходя из причин инфляции, индексов потребительских цен, индексов цен промышленной и сельскохозяйственной продукции.

2010 год 

Среди причин инфляции в этом году можно выделить дефицит консолидированного бюджета (- 4225млрд р.). Падение курса белорусского рубля к иностранным валютам. Средневзвешенный курс белорусского рубля изменялся следующим образом:

К доллару США он составлял: 1квартал – 2916, 2 квартал --  2995, 3 квартал – 3011, 4 квартал – 3030.

К евро:  1квартал – 4020, 2 квартал --  3852, 3 квартал – 3893, 4 квартал – 4104.

К российскому рублю: 1квартал – 97,61, 2 квартал --  98,74, 3 квартал – 98,02, 4 квартал – 98,57. [11].

Так же это инфляционные ожидания. Возможные  повышения с 1 января 2010 и в июле 2010 года пошлин за растаможку автомобилей - увеличили  спрос на них из-за границы. Увеличение с 25 октября 2010 года цен на спиртные напитки так же привело к увеличению спроса.

Индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2010 года по сравнению с декабрем 2009 года составил 109,9%.

За 2010 год прирост потребительских цен составил 9,9% (0,8% в среднем за месяц). Так, потребительские цены в декабре 2010 года выросли на 1% после роста на 0,9% за ноябрь, на 1,1% в октябре, 1,6% в сентябре и 0,6% в августе.

В 2010 году Беларусь обеспечила снижение темпов инфляции по сравнению с 2009 годом, когда она достигла 10,1%. На 2010 год этот показатель был запланирован в пределах 8-10%.

 Цены на  продовольственные товары в декабре 2010 года по отношению к декабрю 2009 года изменились — на 13,1%, в 2010 году по отношению 2009-му - на 9,2%. [12, с. 579-580].

Индексов потребительских цен на продовольственные товары в декабре 2010 года по отношению к декабрю 2009 года поднялся на масло растительное – 137,8%, сахар-песок – 127,8%, алкогольные и безалкогольные напитки, табачные изделия – 113,1%. [12, с. 582].

Цены на непродовольственные товары в 2010-м по отношению к 2009-му выросли на 7,3%, а за декабрь 2010 года к декабрю 2011года на 7,4%. [12, с. 580-581].

Больше всего в декабре 2010 года по сравнению с декабрём 2009 года подорожали: 117,0% - бензин, 113,0% - дрова, 109,8% - медикаменты [12, с. 583-584].

Цены и тарифы на платные услуги в декабре 2010 года по сравнению с декабрём 2009года - на 6%, а в 2010 году по отношению 2009-му — на 5%. [12, с. 580-581].

Больше всего подорожали санаторно-оздоровительные услуги – 117,1%,  услуги высших учебных заведений на 114,7%, пассажирского транспорта – 114.2%, бытовые – 113%. [12, с. 583-584].

Среди индексов цен производителей по отраслям промышленности самое большое увеличение в декабре 2010 к декабрю 2009 имеют нефтехимическая – 134,5%, электроэнергетика – 133,0%, химическая – 130,8%. По отдельным промышленным товарам это крупа гречневая 303,5%, нити искусственные – 198,6%, бумага – 139,6%, азотные удобрения – 144,4%. Всего по промышленности показатель равен 119,3% в данный периоды. [12, с. 590-594].

Индекс цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию всего за декабрь 2010 года к декабрю 2009 года составил 128,5%

Из реализованной продукции растениеводство за 2010 год к 2009 году  высокий ИПЦ имеют картофель – 198% овощи – 137. [12, с. 596].

Из реализованной продукции животноводства за 2009-ый к 2010-му году высокий ИПЦ молоко – 134%, яйца – 111%. [12, с. 596]. (Приложение А).

2011год

Среди причин инфляции можно отметить внешние факторы. К ним относится рост мировых цен  по таким товарам, как шерсть высокого качества, хлопок, резина (каучук), кожа, подсолнечное и рапсовое масло. Также к причинам относится падение курса рубля и рост цен на энергоносители и растаможку автомобилей.

Средневзвешенный курс белорусского рубля к иностранным валютам изменялся следующим образом:

К доллару США  составлял: 1квартал – 3043,  2 квартал --  4078, 3 квартал – 5298, 4 квартал – 8158,

К евро :  1квартал – 4135, 2 квартал --  5773, 3 квартал – 7469, 4 квартал – 11406

К российскому рублю: 1квартал – 105, 2 квартал --  157, 3 квартал – 185,          4 квартал – 266. [11].

Главным событием в начале 2011 года стала девальвация белорусского рубля на 189%. Связано это с тем, что предложение доллара упало, а спрос ещё больше увеличился, что  вызвало ослабление курса рубля. [14, c. 71].

Предложение доллара упала в основном из-за того, что:

  1. Россия повысила цены на нефть, газ;
  2. Россия повысила пошлины на иномарки;

В итоге за углеводороды пришлось платить втридорого, а белорусские граждане рванули массово закупать авто по всему миру.

За 5 месяцев 2011-го по сравнению с январём- маем 2010-го Беларусь потратила:

На энергоносители – на 3160 млн. долларов больше(80%!)

На автомобили – на 935 млн. долларов (160%!). [ 14, c.4].

Ставка рефинансирования растёт значительными темпами (Приложение Б). Поднимают её для того, чтобы увеличить предложение денег.

Есть своя причина в инфляции и в ожиданиях населения. Небывалый ажиотаж в этом году был на сахар. Люди сметали его просто мешками. В магазинах некоторое время даже отсутствовал данный продукт на прилавках. Это также негативно сказалось на белорусском экспорте сахара.

Индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2011 года по отношению с декабрем 2010 года составил 208,7%. Прирост цен составил 108,7%. (Приложение А), могу только сказать, что ИПЦ варьировался от 101,4% до 113,6%.

ИПЦ на продовольственные товары в декабре 2011 года по отношению к декабрю 2010 года изменился — на 225,0%, в 2010 году по отношению 2009-му - на 162,2%.

Больше всего изменился ИПЦ на сельдь солёную – 323,2%, кофе растворимый – 284,9%, печенье – 263,0%, майонез – 257,5%, фрукты – 248,8%, шоколад – 246,5%. [13,  с. 646-648], сахар-песок – 235%.

ИПЦ на непродовольственные товары в декабре 2011 года по отношению к декабрю 2010 года изменились — на 212,0%, в 2010 году по отношению 2009-му - на 155,0%. [13,  с. 646, 649].

Информация о работе Государственное регулирование как инструмент снижения инфляции в национальной экономике