Государственное регулирование как инструмент снижения инфляции в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Правда, частный человек может самостоятельно оказать ближнему первую помощь. А вот бороться с инфляцией самостоятельно он не может - в его силах только проголосовать на выборах за тех, кто предлагает разумную (или наиболее ра¬зумную) финансовую политику.
В политическом отношении инфляция тоже очень опасна. Инфляция в Германии привела к власти нацистов, потому что люди потеряли доверие к центристским партиям и поверили тому, кто обещал компенсировать сгоревшие вклады.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 5
1. Сущность и формы государственного антиинфляционного регулирования в национальной экономике………………………………….…
7
1.1.Сущность инфляции и ее виды……………………………………….… 7
1.2.Социально-экономические последствия инфляции………………..…. 12
1.3.Понятие государственного антиифляционного регулирования……... 15
2.Анализ эффективности антиинфляционной политики в Республике Беларусь……………………………………………………………………..…..
18
2.1.Анализ инфляционных процессов в Республике Беларусь………..…. 18
2.2.Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь и их эффективность…………………………………………………………….….
24
3.Проблемы государственного регулирования инфляции в Республике Беларусь и пути их решения…………………………………………………….
31
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список использованных источников………………………………………… 36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 441.59 Кб (Скачать файл)

 Высокие ИПЦ  среди непродовольственных товаров  были зафиксированы на мыло  хозяйственное – 257,5%, синтетические  моющие средства – 243,0%, косметические  товары – 238,4, бензин – 209,2%. [13,  с. 649].

ИПЦ на услуги в декабре 2011 года по отношению к декабрю 2010 года изменился — на 164,9%, в 2010 году по отношению 2009-му - на 129,6%. [13,  с. 646-647, 649].

Из них услуги дошкольных учреждений – 288,8%, туристические – 260,8%, пассажирского транспорта – 205,6%, медицинские – 190,0%. [13, с. 649].

Индекс цен производителей товаров по всей промышленности за декабрь 2011 года к декабрю 2010 года  составил 249,6%. [13,  с. 658].

Среди индексов цен производителей по отраслям промышленности самое большое увеличение в декабре 2011 к декабрю 2010 имеют обрабатывающая – 250,4%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 248,8%. По отдельным промышленным товарам это прицепы и полуприцепы – 391,6%, кабели – 382%, шины для с/х машин – 350,2%, для легковых автомобилей – 325,3%, грузовых авто – 338,0%, нити искусственные – 326,6%, обувь зимняя женская – 319,7%, древесноволокнистые плиты – 309,2%, [13,  с. 658-664].

Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции всего за октябрь 2011 к декабрю 2010 года составил 274,4%, а 2011 к 2010 – 185,4%. [13,  с. 644].

Из продукции растениеводство за 2011-ый к 2012-му году высокий ИПЦ имеют сахарная свёкла,  – 224,8%, зерно – 234%. [13,  с. 665].

Из продукции животноводства за 2011-ый к 2012-му году высокий ИПЦ имеют мясо крупного рогатого скота – 186%, молоко – 175% . [13,  с. 665].

2012 год

Правительственная цель макроэкономической политики в 2012г. – снижении инфляции. Она запланирована на уровне 19-22% против 108,7% в 2011г. Такой прогноз был назначен с учётом того, что рост цен в конце 2011г.-начале 2012г. начал замедлятся. За ноябрь-декабрь 2011 и январь 2012 рост цен пропорционально сокращался 8,3% , 2,3%, 1,9% соответственно. [8, с.9].

В последующие месяцы 2012 года индекс потребительских цен в целом растёт одинаковыми темпами (от 1,3 до 2,3% в месяц), а это значит, что правительству и центральному банку удалось благодаря жёсткой денежно-кредитной политики и не только достигнуть снижения темпов инфляции.

Причина инфляции в акцизах. С учетом взятых обязательств перед Антикризисным фондом ЕврАзЭС Беларусь стала повышать акцизы на алкогольную и табачную продукцию, приближая их к российскому уровню. Это было запланировано Налоговым кодексом РБ.

За первое полугодие табачная продукция ГТФ "Неман" подорожала от 2% до 27%, сигареты, производством которых занимается "Табак-Инвест", выросли в цене на 18-36%. Подорожали и импортные сигареты – от 7% до 50%.

"Чтобы не  допускать резкого повышения  цен, участники табачной отрасли, зная о повышении акцизов, корректировали  стоимость продукции ежемесячно", — сообщил  эксперт табачной  отрасли.

Ещё причиной является расплата за прошлогодний кризис. Рост цен в 2012-м связан еще и с тем обстоятельством, что в текущем году менялась стоимость товаров, цену которых регулирует государство.

Так, по данным Микрокономики, в январе-июле на молоко и молочную продукцию, хлеб и хлебобулочные изделия, говядину и свинину потушную, отруба свиные отпускные цены были повышены соответственно на 21,3%, 27,3%, 34,7%, 29,3%.

В минувшем году девальвация была резкой и быстрее на нее отреагировали непродовольственные товары, затем – продовольственные. Услуги стали реагировать позже, когда начали расти у людей зарплаты.

Эксперты подчеркивают, что услуги в этом году дорожают, так как в прошлом их стоимость на фоне потребительских товаров менялась несущественно. То есть инфляция в текущем году носит, главным образом, "компенсационный" характер. Иными словами, цены растут по тем позициям, которые в прошлом году подорожали недостаточно. [19].

В курсовой политике Нацбанк сохранил некий баланс между укрепление и ослаблением белорусского рубля. Белорусский рубль изменялся следующим образом:  

К доллару США: I квартал- 8273, II квартал-8186, III квартал-8283

К евро: I квартал- 10829, II квартал- 10516, III квартал- 10443

К российскому рублю: I кв. – 273, II кв. – 262, III кв. – 261

К гривне: I кв. – 976, II кВ. – 1015, III кв. – 1042 [11].

Индекс цен на продовольственные товары за январь-октябрь 2012 по отношению к январю-октябрю 2011г. – 181,9%,  непродовольственные – 160,8%,  платные услуги населению – 157,7%. Среди продовольственных товаров наиболее удорожали это алкогольные напитки -- 236,7%, мясо и птица – 188,7%, кондитерские изделия – 187,4 рыба, морепродукты – 171,7%. Среди непродовольственных это медикаменты – 189,8%, велосипеды и мотоциклы – 176,3%, строительные материалы – 169,1%, бензин – 164,6%. Из услуг это дошкольных учреждений – 220,3% , автомобильный транспорт пригородного сообщения – 207,9% и железнодорожный международного сообщения – 200,5%, медицинские – 200,8%. [9,c. 2 , 4-6, 7-9].

Индекс цен производителей  всей промышленной продукции за октябрь 2012 года к декабрю 2011 года составил 118,1%, а за январь-октябрь 2012 года к январю-октябрю 2011года – 194,5% [9,с.12].

Наибольший индекс цен производителей промышленной продукции по видам экономической деятельности за октябрь 2012 года к декабрю 2011 года имеет производство табачных изделий – 131,1%, машин и оборудования – 129,8%, производство оборудования для радио, телевидения и связи – 126,1% [9,с.12-13].

Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции всего за октябрь 2012 к декабрю 2011 года составил 127,4%, где продукция растениеводства за тот же период равна 153,6% и животноводства – 120,7%. [9,с. 15].

Из продукции растениеводство за октябрь 2011-го к декабрю 2012-го года высокий ИПЦ имеют ячмень – 250,6%, капуста кочанная – 224,8%, тритикале – 219,4%. [9,с. 16].

Из продукции животноводства за октябрь 2011-го к декабрю 2012-го года высокий ИПЦ имеют крупный рогатый скот – 129,2%, свиньи живые – 128,0% [9,с. 16].

В заключение анализа 2012 года можно сказать по высказываниям как президента нашей страны так и председателя Нацбанка, что ситуация в стране остаётся стабильной, запланированная инфляция выполняется. Президент также дал прогноз на 2013 год, отметил, что может быть в следующем году выйдем  на 9-10%. (Приложение В)

2013

Главной целью денежно-кредитной политики на 2013 год так же, как и экономических мер Правительства, является снижение инфляции до уровня не более 12%.

Важной задачей на 2013 год является также увеличение международных резервных активов. С учетом погашения внутренних и внешних валютных обязательств рост резервов за год должен составить 0,3-0,7 млрд. долл. США.

За прошедшие 7 месяцев текущего года сформировались основные тенденции развития экономики и денежно-кредитной сферы, которые во многом будут определять ситуацию до конца года. (Приложение Г)

Результаты первого полугодия показали нарастание проблем в экономике, обусловленных в первую очередь, сжатием внешних рынков. В связи с изменением условий поставок нефти и нефтепродуктов наблюдалось снижение объемов внешней торговли энергоносителями. Все это отразилось на снижении объемов экспорта, которые за январь-май 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года сократились на 20,9%.

При этом в условиях сокращенного внешнего спроса рост был достаточно интенсивным, опережая прогнозную динамику. Так, пророст реальной заработной платы в январе-мае 2013 года по отношению к январю-маю 2012 года составил 21,5% (при прогнозе на год 7,1%) при этом он существенно опережает увеличение производительности труда – 2,6% за январь – май (при прогнозе 9,3%). Прирост инвестиций в основной капитал за январь – июнь составил 8,8% (при прогнозе 6%).

Существенно выросли складские запасы – за 6 месяцев 2013 года их прирост составил 11,2 трлн. Руб., и на 1 июля они достигли 78,1% среднемесячного объема производства. Это позволило поддержать темпы экономического роста. Прирост ВВП по итогам января – июня 2013 года составил 1,4%. В то же время ускоренный рост внутреннего спроса и складских запасов способствовал быстрому росту объемов неэнергетического импорта (на 15,1% за январь - май). Энергетический импорт при этом сократился на 41,4%. В целом объемы импорта товаров и услуг в январе – мае2013 года к аналогичному периоду 2012 года снизились на 10,9%.

Таким образом, в прошедшем периоде 2013 года экономический рост замедлялся и сопровождался ускоренным ростом внутреннего спроса, значительным ростом складских запасов и ухудшением состояния внешней торговли.

Прирост потребительских цен за 6 месяцев 2013 года составил 7%, или 1,1% в среднем за месяц, что выше прогнозной ценовой траектории (0,9% в среднем за месяц).

За январь – июнь 2013 года базовая инфляция составила 5,6% (9,5% за январь – июнь2012 года) и дала, по оценке Национального банка, 3,7% прироста индекса потребительских цен (удельный вес данного фактора составил 52,6% против 60,8% годом ранее).Регулируемые цены и тарифы, включая цены на плодоовощную продукцию, дали 3,3% прироста свободного индекса потребительских цен (удельный вес составил 47,4 и 39,2% соответственно),  увеличившись сначала года на 9,6%. (Приложение Д)

Для выполнения целевого параметра на 2013 год среднемесячный прирост индекса потребительских цен за второе полугодие не должен превысить 0,8%. [1]

 

2.2 Особенности  антиинфляционной политики в  Республике Беларусь и ее эффективность

 

Антиинфляционная  политика - это  комплекс  мер  и  механизмов  по государственному   регулированию   экономики,   направленных   на   борьбу   с инфляцией.   В   её   основе   часто   лежит  компромиссная   теория   инфляции, утверждающая, что в краткосрочном периоде уровень безработицы и инфляции обратно пропорциональны [21, с. 46]. Эту зависимость отражает кривая Филипса(рис 2.2).

По характеру действий выделяют активную и пассивную (адаптивную) антиинфляционную политику. Активная антиинфляционная политика направлена на ликвидацию причин, породивших инфляцию, а пассивная - на приспособление к условиям инфляции, смягчение её отрицательных последствий.

Весь   комплекс мер   в   рамках    государственной политики   борьбы  с

Темп инфляции

(% в год)



 

 

 

 

                                     0                            Уровень безработицы (%)


 

Рисунок 2.2 - Взаимодействие инфляции и безработицы

 

инфляцией можно подразделить на две группы. Первая - антиинфляционная стратегия (особенность этих мер состоит в том, что их эффект экономика страны ощутит не сразу, а лишь по истечении продолжительного времени). Вторая - антиинфляционная тактика (эти меры рассчитаны не на устранение глубинных причин инфляции, а на сильные, но краткосрочные эффекты).

Инфляционные процессы в Республике Беларусь на протяжении всего её самостоятельного существования протекали крайне неравномерно. В начале денежно-кредитная политика Национального Банка была направлена на обеспечение стабильности курса белорусского рубля и на этой основе - на обеспечение снижения уровня инфляции. Успехи в борьбе с инфляцией достигались главным образом с помощью сокращения кредитной эмиссии. Такая политика явилась достаточно действенной и способствовала достижению ценовой стабильности в стране.

Начиная с 2001 года экономика нашей страны постепенно переходила в режим низкоинфляционного развития, но начали применяться другие методы, так как реальные проблемы большинства белорусских производителей: производственные, сырьевые, сбытовые, инфраструктурные, финансовые и так далее — оставались нерешенными. Поэтому с 2001 г. антиинфляционная политика проводилась с использованием обменного курса в качестве промежуточного целевого ориентира. Однако в 2007 году не удалось закрепить положительную тенденцию снижения инфляции.

На протяжении 2008-2009 гг. в мировой экономике разразились кризисные явления, затронувшие и Беларусь: в Республике снизились темпы экономического роста, возросла инфляция. Это потребовало принятия определённых решений со стороны правительства. Поэтому в 2009 г. Министерством экономики совместно с заинтересованными ведомствами был подготовлен и правительством республики утвержден План антиинфляционных мер, направленный на стабилизацию ценовой ситуации, предупреждение необоснованного роста потребительских цен, обеспечение выхода в 2009 г. на прогнозный параметр инфляции. Этот план оказался достаточно успешным, так как инфляция за год составила 10,3 % при прогнозируемом уровне 11%.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что за время существования Республики Беларусь различными правительствами было опробовано огромное количество мер по борьбе с ростом цен и обесценением национальной денежной единицы. Казалось бы, в стране накоплен огромный опыт антиинфляционного регулирования, однако, как показал 2011 год, схема поведения в условиях инфляции чётко отработана только у белорусского народа, который на любые изменения в экономической сфере реагирует соответствующим повышением спроса как на различную продукцию, так и на иностранную валюту.

В целом совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Республике Беларусь, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению, комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

Первый комплекс включает меры по:

  • регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;
  • поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;
  • снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;
  • реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;
  • сокращению трансакционных издержек.

Информация о работе Государственное регулирование как инструмент снижения инфляции в национальной экономике