Государственное регулирование как инструмент снижения инфляции в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Правда, частный человек может самостоятельно оказать ближнему первую помощь. А вот бороться с инфляцией самостоятельно он не может - в его силах только проголосовать на выборах за тех, кто предлагает разумную (или наиболее ра¬зумную) финансовую политику.
В политическом отношении инфляция тоже очень опасна. Инфляция в Германии привела к власти нацистов, потому что люди потеряли доверие к центристским партиям и поверили тому, кто обещал компенсировать сгоревшие вклады.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 5
1. Сущность и формы государственного антиинфляционного регулирования в национальной экономике………………………………….…
7
1.1.Сущность инфляции и ее виды……………………………………….… 7
1.2.Социально-экономические последствия инфляции………………..…. 12
1.3.Понятие государственного антиифляционного регулирования……... 15
2.Анализ эффективности антиинфляционной политики в Республике Беларусь……………………………………………………………………..…..
18
2.1.Анализ инфляционных процессов в Республике Беларусь………..…. 18
2.2.Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь и их эффективность…………………………………………………………….….
24
3.Проблемы государственного регулирования инфляции в Республике Беларусь и пути их решения…………………………………………………….
31
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список использованных источников………………………………………… 36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 441.59 Кб (Скачать файл)

 Второй комплекс охватывает меры по:

  • регулированию объема и структуры денежной массы;
  • проведению   эффективной   процентной   политики   по   кредитам   и депозитам;
  • сокращению скорости оборота денег;
  • регулированию резервных требований;
  • ограничению бюджетного дефицита;
  • регулированию доходов населения;
  • сокращению бартерных операций, неплатежей;
  • стабилизации белорусского рубля.

Третий комплекс предусматривает меры по:

  • государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости;
  • государственному регулированию цен на товары монополистов;
  • регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;
  • регулированию уровня рентабельности;
  • стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;
  • ограничению инфляционных ожиданий;
  • ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов [22, с. 586—587].

Рассматривая антиинфляционную политику, проводимую в Беларуси в 2011 году, стоит сразу же упомянуть, что долгое время у правительства и Нацбанка отсутствовал чёткий план по снижению темпов роста цен и обесценения национальной валюты. Это обусловлено, во-первых, неожиданностью инфляции (хотя она была закономерным явлением), и, во-вторых, отрицанием властью нарастающего финансового кризиса как такового,

1 квартал 2011 года был периодом  нарастания напряжения на валютном  рынке страны. Поскольку дисбалансы  на то время ещё слабо проявлялись, никакие антиинфляционные меры  не проводились.

Во 2 квартале в связи с обострением ситуации, возникновением «чёрного рынка» и недостатком иностранной валюты возникла серьёзная необходимость вмешательства Нацбанка. Это произошло в мае, когда 23 числа была произведена официальная 56-процентная девальвация. Однако эффект от снижения курса национальной валюты был лишь частичным. Разрыв между официальным и реальным курсом сократился, но не исчез. Продажа валюты в обменных пунктах не была разрешена. Девальвация оказалась запоздалой и недостаточной.

После девальвации 25 мая 2011 года был утверждён План действий по обеспечению сбалансированного развития экономики в условиях изменения официального курса белорусского рубля.

Не все меры в соответствии с этим планом были реализованы, однако данный документ, во-первых, заложил основы антиинфляционной политики государства 2011 года, а во-вторых, позволил хотя бы в небольшой степени ослабить разрушительные последствия инфляции. Это дало правительству время для разработки более конкретных и действенных мер по спасению национальной экономики, а также планов развития на 2012 год.

Далее, вплоть до последнего месяца 3 квартала, проводилось лишь ограничение цен на некоторые социально значимые товары. К действительно стабилизационным мерам можно отнести открытие в сентябре 2011 года дополнительной сессии на Белорусской валютно-фондовой бирже, на которой установился реальный курс национальной валюты. Она была закрыта 20 октября, и новый курс вступил в силу. Таким образом, была проведена ещё одна девальвация, примерно на 52 %. Давая оценку объединению курсов как мере антиинфляционной политики, стоит учесть, что она была крайне запоздалой - МВФ и многие западные экономисты советовали провести девальвацию до реального курса гораздо раньше. Однако, несмотря на потери из-за несвоевременности стабилизационных мер, антиинфляционное регулирование в 2011 году позволило сбавить темпы инфляции и частично стабилизировать финансовую ситуацию в стране.

Международный валютный фонд (МВФ) в апреле 2012 года сделал прогноз по росту ВВП Беларуси в 2012 году в пределах 3% при инфляции 38,4%. Согласно прогнозу МВФ, в 2013 году экономика Беларуси может вырасти на 3,3%, а в 2017 - на 5%. По планам правительства Беларуси, ВВП страны уже в 2012 году должен составить 5-5,5%. Эксперты МВФ при этом предположили, что после гиперинфляции 2011 года на уровне 108,7% прирост потребительских цен в Беларуси замедлится до 38,4% в 2012 году и 27,5% в 2013 году. Власти Беларуси при этом поставили цель удержать инфляцию в текущем году в пределах 19-22% и даже меньше.

В целях сдерживания уровня инфляции в Беларуси в 2012 году проводится жесткая денежно-кредитная политика.

Эксперты МВФ одобрили унификацию обменных курсов, введение гибкого формирования стоимости белорусского рубля и ужесточение денежно-кредитной политики. Эти меры позволили белорусской экономике выйти из кризиса 2011 года, восстановить валютные рынки, снизить инфляцию и дефицит счета текущих операций и способствовали увеличению резервов, сказано в докладе фонда.

Эксперты обращают внимание на необходимость укрепления бюджетной дисциплины, отмечая, что рационализация государственных расходов, ограничение бюджетных субсидий и дотаций повысят эффективность экономики и снизят уровень долга в среднесрочной перспективе. Кроме того, представители МВФ подчеркивают необходимость структурных реформ и важность ослабления прямого государственного контроля над экономикой, отметив, что либерализация цен, реформирование предприятий и приватизация позволят улучшить распределение ресурсов и усилить рыночные стимулы.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. главными задачами денежно-кредитной политики, являются обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики. Направления реализации этих задач предусматривают:

  • постепенный переход в рамках привязки к корзине иностранных валют к более гибкому формированию обменного курса по мере повышения внутренней и внешней сбалансированности;
  • формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны;
  • совершенствование системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях формирования цены ресурсов;
  • поддержание процентных ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, а также доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики [21].

В начале ноября 2011 года Министерством экономики и другими участниками правительства был разработан ряд предложений по изменению курса социально-экономического развития на 2012 год. Были озвучены следующие предложения:

  • выход на положительное сальдо внешней торговли — обеспечено;
  • сокращение эмиссионного кредитования экономики, сокращение финансирования госпрограмм (ориентировочно в три раза) и проведение жёсткой налоговой и кредитно-денежной политики — эмиссионное кредитование сильно сократилось, денежно-кредитная политика стала жестче;
  • приватизация малоэффективных предприятий — в процессе, однако темпы проведения и результаты слабые;
  • отказ от регулирования курса белорусского рубля за исключением резких скачков — преимущественно выполняется;
  • рост золотовалютных резервов на 5 миллиардов долларов США, го есть вдвое — наблюдается положительная динамика;
  • отказ от приоритета роста ВВП перед остальными макроэкономическими показателями — сомнительно, т.к. сложно оценить, однако прилагаются большие и не всегда оправданные усилия для наращивания темпов роста;
  • удерживание инфляции на уровне 19 % — маловероятно, что будет выполнено, однако превышение будет небольшим.

Данный план был раскритикован как президентом А. Лукашенко как чрезмерно «рыночный», так и независимыми обозревателями как «оптимистичный», но невозможный без структурных реформ.

Но, несмотря на некоторые недостатки, реализация уже части этих предложений положительно повлияла на экономику, способствуя её восстановлению. Предполагается, что реализация всего пакета предусмотренных мер позволит достигнуть ещё больших результатов.

По мнению автора, правительством в 2012 годах должны быть предприняты следующие меры для снижения темпов инфляции:

  1. Масштабная приватизация госпредприятий, которая позволит сократить бессмысленные расходы государства на их льготное кредитование, а также, как показывает практика, увеличит их эффективность;
  2. Ещё большее сокращение финансирования неэффективных госпрограмм;
  3. Чёткий расчёт объёма денежной массы, необходимого экономике для стабильного функционирования;
  4. Стимулирование малого бизнеса, который станет основой экономического роста страны, обеспечит высокую степень занятости;
  5. Создание благоприятного инвестиционного климата, который обеспечит приток иностранной валюты в страну, и, как следствие, положительно повлияет на валютный курс.

Вышеупомянутые меры стабилизации экономики не являются новинкой, и многие из них уже много раз предлагались зарубежными и отечественными экономистами. Проблема в том, что для их выполнения необходимо провести ряд реформ национальной экономики, которые, возможно, не будут сочетаться с действующей на данный момент моделью социально-ориентированной рыночной экономики. Поэтому у правительства есть выбор: либо отказаться от модели, которая тянет страну ко дну, и сделать шаг навстречу прогрессу, либо продолжать игнорировать советы авторитетных международных организаций и ждать упадка. Стоит упомянуть, что даже терпеливый белорусский народ устал от неэффективной политики государства, что нашло выражение в различных акциях протеста, направленных против повышения цен на продукты и топливо, административных ограничений вывоза товаров и снижения уровня жизни населения.

 

ГЛАВА 3

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

Развитие инфляционного процесса зависит от проводимой государством экономической политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься специальные антиинфляционные меры. [15]

На протяжении ряда последних лет проблема инфляции в экономике Республики Беларусь решалась с помощью проведения денежно-кредитной политики. Однако меры, предпринятые органами государственного управления, хотя и позволили снизить инфляцию, но не решили в полной мере данную проблему. Ощущается необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране.

Стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.

Так как системной причиной инфляции в Республике Беларусь стал переход в начале 90-х гг. ХХ века к свободному рынку с диспропорциональной структурой экономики, унаследованной от советской экономики, то я считаю для обуздания инфляции в первую очередь необходимо привести в соответствие процесс общественного производства и его социально-экономических форм.

Для борьбы с инфляцией в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор мер антиинфляционной политики. Не стоит пренебрегать достижениями современной западной экономической науки, но также нет смысла в ней искать готовые рецепты для решения наших проблем. Анализ, общей динамики инфляционных процессов в экономике Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности перенесения опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой еще не имеют законченных форм.

В связи с возникновением хронической несбалансированности экономики в ходе радикальных экономических реформ необходимо разработать в условиях реформирования эффективную антиинфляционную политику. Необходимы кардинальные рыночные преобразования, прежде всего демонополизация, развитие конкуренции, либеральное, стимулирующее деловую активность, законодательство. Следует незамедлительно приступить к упрощению и оптимизации управления. Стержнем экономической политики должно стать развитие малого и среднего бизнеса. Подавление инфляции в долгосрочном аспекте может быть достигнуто после создания надежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих темпов инфляции. Эмпирические данные за несколько лет свидетельствуют о падении инвестиционной активности, что является результатом неблагоприятного инвестиционного климата в республике. Кардинальное решение проблемы иностранных инвестиций зависит от институциональных преобразований и законодательства по вопросам собственности условии деятельности совместных и иностранных предприятий. Основы долгосрочного безинфляционного развития экономики закладываются на уровне предприятии здоровое в финансовом отношении предприятие способное адекватно реагировать на колебания рыночной конъюнктуры осуществлять техническое развитие производства, самостоятельно гасить факторы, и предпосылки инфляции издержек. В настоящее же время действующие предприятия и производства испытывают большие экономические трудности, так как высокие издержки производства, низкий уровень рентабельности, значительные объемы скрытых дотаций на фоне низкой покупательной способности населения резко ограничили внутренние и внешние рынки сбыта. Изменения в структуре оборотных средств свидетельствуют об обострении проблемы сбыта, росте неплатежей и о крайне малой роли денежно-кредитной сферы в функционировании производства. Поэтому представляется важным оздоровление финансового состояния предприятий и скорейшее решение проблемы неплатежей.

Информация о работе Государственное регулирование как инструмент снижения инфляции в национальной экономике