Содержание
Введение. 3
1. Государственная политика
цен: понятие, цели, задачи. 4
2. Формы и методы воздействия
государства на цены.. 11
Заключение. 17
Источники. 18
Введение
Цены являются важным
экономическим инструментом, отражающим
все процессы, происходящие в
сфере производства, обмена, распределения,
потребления, накопления. Они определяют
валовой доход, прибыль, рентабельность
и другие показатели предприятий;
цены выступают рычагом экономического
управления и конкурентной борьбы.
В ценах переплетаются
все экономические, социальные
проблемы государства, отраслей,
секторов предприятий, фирм и
др. При формировании политики
цен необходимо учитывать отечественный
и зарубежный положительный опыт.
Цены тесно связаны с такими
экономическими категориями, как
финансы, кредит, налоги, себестоимость,
прибыль, зарплата и другие, а
также с законами стоимости,
спроса и предложения.
Если бы рынки обладали
только одними достоинствами,
и у них не было бы серьёзных
недостатков, то не было бы
и необходимости их регулирования
со стороны государства. Между
тем, как мы только что убедились,
рынок не обязательно гарантирует
оптимальную и высокую эффективность,
а потому нуждается в постоянном
контроле и регулировании. Вмешательство
в экстремальные экономические
ситуации, угрожающие обществу; устранение
нарушений, вносимых несовершенством
рынка; поддержка отдельных субъектов
экономики; наконец, сбор налогов;
необходимых для нормального
функционирования современного
общества, –вот далеко не полный
перечень основных мотивов вмешательства
государства в установление рыночного
равновесия.
1. Государственная политика
цен: понятие, цели, задачи
В соответствии со
ст. 71 Конституции РФ в ведении
государства находятся основы
ценовой политики. На основании
этого положения органы исполнительной
власти РФ обеспечивают реализацию
государственной ценовой политики
и законодательства РФ о ценообразовании.
Государственная политика
цен — это действия органов
государственной власти, местного
самоуправления и субъектов ценообразования,
направленные на осуществление
регулирования цен в народном
хозяйстве, сфере услуг и контроля
за их соблюдением. По своей
сути государственная политика
цен представляет совокупность
исходных принципов и методов
достижения поставленных и декларируемых'
государством задач в области формирования
и установления цен.
Чтобы осуществлять
государственную политику цен,
необходимо проводить квалифицированный
анализ практики формирования
и действия цен, их регулирования,
контролировать соблюдение государственной
дисциплины цен, своевременно
предвидеть и вводить меры
по ограничению негативных последствий
монополистической деятельности, опираясь
при этом на антимонопольное
законодательство.
Государственная ценовая
политика является частью общей
экономической политики государства,
и в условиях рыночных отношений
имеет особо важное значение.
Она содействует развитию рыночных
отношений, служит средством защиты
частной, государственной, муниципальной
и иных форм собственности,
способствует замедлению инфляции
и смягчению ее негативных
экономических и социальных последствий,
в то же время способствуя
развитию конкуренции, свободному
перемещению товаров, услуг и
финансовых средств, свободной
экономической деятельности.
В структуре органов
исполнительной власти предусматриваются
органы, формирующие и реализующие
политику цен. На федеральном
уровне — это Правительство
Российской Федерации, федеральные
органы исполнительной власти, территориальные
органы. На федеральном уровне
в составе Министерства экономического
развития и торговли РФ функционируют
специализированные структуры, занимающиеся
вопросами ценообразования —
департамент цен и государственных
закупок, а также департамент
тарифного регулирования и мер
защиты внутреннего рынка.
Будучи центральным
органом федеральной исполнительной
власти департамент цен и государственных
закупок осуществляет не только
государственное регулирование,
но и межотраслевую координацию
цен. Его основные действия: разработка
предложений по проведению единой
в стране государственной политики
цен; совершенствование механизма
ценообразования с целью повышения
действенности цен в развитии
рыночных отношений, структурной
перестройки в народном хозяйстве,
решении социальных проблем; систематический
анализ процессов ценообразования
в отраслях народного хозяйства
и подготовка на этой основе
предложений по совершенствованию
государственной политики цен;
совершенствование порядка установления
и применения регулируемых рыночных
цен, разработка прогнозов динамики
цен в народном хозяйстве и
в отдельных отраслях; регулирование
цен на продукцию предприятий
монополистов; осуществление контроля
за соблюдением законодательства
по ценообразованию и государственной
дисциплины цен хозяйствующих
субъектов; методическое руководство
органами ценообразования; изучение
и обобщение опыта ценообразования
в зарубежных странах и государствах
СНГ.
На уровне субъектов
Российской Федерации вопросами
ценообразования занимаются законодательные
и исполнительные органы соответствующих
субъектов Федерации, органы местного
самоуправления. В исполнительных
органах субъектов Федерации
имеются специализированные подразделения
по проведению ценовой политики
— управления или комитеты
по ценовой политике.
Органы ценообразования
субъектов Федерации (республик
в составе РФ, краев, областей,
автономных образований, г. Москвы
и Санкт-Петербурга) ведут большую
работу по ценообразованию: осуществляют
регулирование цен на местных
рынках РФ; обеспечивают реализацию
на местном рынке политики и законодательства
по ценообразованию; устанавливают на
своей территории за счет средств местного
бюджета фиксирование и регулирование
цен на отдельные социально значимые товары,
изготовляемые и реализуемые на местном
рынке; осуществляют контроль за ценами.
Основные направления
государственной ценовой политики
в России на текущий период
и ближайшую перспективу определяются
Правительством РФ, при этом упор
делается на свободное рыночное
ценообразование и создание условий
для развития конкуренции на
товарных рынках России. Последнее
являете условием повышения эффективности
рыночной экономики
На основе законодательных
и нормативных документов, определяющих
правовое обеспечение регулирования
цен, Правительство Российской
Федерации принимает решения
о введении государственного
регулирования на отдельные виды
продукции, услуг, осуществляет
координацию деятельности органов
исполнительной власти субъектов
России по регулированию цен,
утверждает перечни продукции,
цены на которую на внутреннем
рынке подлежат регулированию,
и пересматривает их по мере
необходимости.
Регулирование цен
может применяться на продукцию,
услуги, производимые государственными
организациями или другими юридическими
лицами, имущество которых или
большая часть уставного капитала
находятся в собственности Российской
Федерации, субъектов Федерации
или муниципальной собственности.
Под государственным воздействием
находится продукция оборонного
значения.
В настоящее время
разграничена компетенция в регулировании
цен между федеральными органами
исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов
Федерации. Так, на федеральном
уровне сохраняется регулирование
цен и тарифов в электроэнергетике,
газораспределительной сети, на
железнодорожном транспорте, на
основные услуги связи, учитывая
естественную монополию этих
отраслей, а также на продукцию,
закупаемую исключительно или
преимущественно государством.
Основным направлением
государственной ценовой политики
последних лет было экономическое
регулирование цен и тарифов
в отраслях, относящихся к естественным
монополиям. В этих отраслях развитие
конкуренции невозможно или неэффективно.
Поэтому, чтобы предупредить со
стороны конкурентов естественных
монополий завышение цен и
тарифов на свою продукцию
и сокращение объемов производства,
нужно государственное регулирование
цен
Сферы деятельности
субъектов естественных монополий,
в которых осуществляется государственное
регулирование, в том числе
и ценовое, определены соответствующими
федеральными законами и правительственными
постановлениями.
Политика регулирования
цен в сфере естественных монополий
является важнейшим условием
для поддержания низкого уровня
инфляции в промышленности и
создания условий для экономического
роста — повышения конкурентоспособности
отечественной продукции путем
снижения затрат на ее производство.
На продукцию, товары
и услуги локальных, то есть
местных, естественных монополий
государственное регулирование
цен и тарифов осуществляют
органы исполнительной власти
субъектов Федерации. Сюда относится
электро- и тепло-, энергия, отпускаемые
региональными энергоснабжающими
организациями (тарифы регулируются
региональными энергетическими
комиссиями), газ природный и сжиженный,
реализуемый населению, перевозки
пассажиров и багажа всеми видами
общественного транспорта в городском
и пригородном сообщении, коммунальные
услуги (водоснабжение и канализация),
услуги почтовой и электрической связи
по утвержденному перечню, торговые надбавки
на лекарственные; средства и изделия
медицинского назначения. :Имеется перечень
услуг транспортных, снабженческо-сбытовых
и торговых организаций, по которым органам
исполнительной власти субъектов Федерации
предоставляется право вводить государственное
регулирование тарифов и надбавок. Это
снабженческо-сбытовые и торговые надбавки
к ценам на продукцию и товары, реализуемые
в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях с ограниченными сроками
завоза грузов, наценки на продукцию, реализуемую
на предприятиях общественного питания
при общеобразовательных школах, профтехучилищах,
средних специальных и высших учебных
заведениях; торговые надбавки к ценам
на продукты детского питания, перевозки
пассажиров и багажа железнодорожным
транспортом в пригородном сообщении
по согласованию с Министерством путей
сообщения (железными дорогами) при условии
возмещения убытков, возникающих вследствие
регулирования тарифов, за счет со-;. ответствующих
бюджетов субъектов Федерации, перевозки
пассажиров и багажа автомобильным транспортом
по внутриобластным и межобластным маршрутам,
включая такси, и др.
Права органов исполнительной
власти в части регулирования
цен в значительной степени
увязаны с возможностями их
бюджетов. При государственном вмешательстве
в уровни цен определяются
источники и размеры, а также
сроки возмещения товаропроизводителям
или продавцам потерь, связанных
с регулированием цен, если
устанавливаемая цена не обеспечивает
устойчивого финансово-экономического
положения. С этой целью в
соответствующем бюджете учитывается
снижение или увеличение расходов
или доходов за счет введения
или отмены средств на регулирование
цен.
Расширение прав предприятий
по самостоятельному установлению
цен и тарифов происходит с
одновременным использованием экономических
рычагов воздействия на цены,
имеющихся в распоряжении исполнительной
власти (налоги, льготные кредиты,
арендная плата и т. д.) с
тем, чтобы не допускать их
необоснованного завышения, полнее
учесть платежеспособный спрос
населения и возможности бюджета.
При возникновении
кризисных ситуаций Правительство
РФ, органы исполнительной власти
субъектов Федерации могут вводить
регулирование цен самостоятельно
и оперативно в течение непродолжительного
периода времени, предоставив
информацию о своих действиях
для рассмотрения и утверждения
в законодательные органы.
Контроль за соблюдением
порядка применения регулируемых
цен. Контроль за ценами —
это система мер, направленных
на обеспечение исполнения законодательства
в области ценообразования Российской
Федерации и ее субъектов в
сфере ценообразования и государственного
регулирования цен, выявление
правонарушений с целью их
пресечения и виновных лиц
с целью недопущения противоправных
действий.
Государство не только
определяет перечень продукции,
цены на которую подлежат регулированию,
сферы применения такого регулирования,
но и определяет органы государственной
власти, осуществляющие этот контроль.
К органам контроля
цен относятся: на федеральном
уровне — Министерство экономического
развития и торговли РФ, на
уровне субъектов РФ — орган
исполнительной власти субъекта
РФ, осуществляющий контроль за
ценами в пределах своей компетенции,
на местном уровне — орган
местного самоуправления. Кроме того,
финансовые и антимонопольные органы,
органы регулирования естественных монополий
и государственной налоговой службы, государственные
торговые инспекции и другие имеют право
осуществлять контроль за соблюденем
порядка применения цен и тарифов.