Нарушение порядка
применения цен и тарифов —
это несоблюдение субъектом предпринимательской
деятельности установленных цен
или условий, ограничивающих, непредставление
в срок по требованию органа
контроля: документов и иной информации,
необходимой для проведения проверки.
Органам контроля цен
предоставлены достаточные полномочия
для осуществления своих контрольных
функций. Они беспрепятственно
проверяют действующие на территории,
находящейся в их ведении, все
субъекты предпринимательской деятельности
в отношении соблюдения ими
порядка применения цен и тарифов|
принимают решения о финансовых
санкциях и взыскании сумм
штрафа в установленном размере;
в ходе проверки или после
нее дают предписания, обязательные
для исполнения, об устранении
нарушений порядка применения
цен и тарифов; привлекают к
административной ответственности
в виде предупреждения или
штрафа руководителей предприятий,
виновных в нарушении порядка
применения цен и тарифов.
Полномочия органов
контроля цен местного самоуправления
распространятся только на субъекты
предпринимательской деятельности,
находящиеся в муниципальной
собственности.
Проверяемые предприятия
обязаны представить всю необходимую
информацию органам контроля. Сведения,
составляющие коммерческую тайну
и полученные органами, осуществляющими
контроль за соблюдением порядка
применения j цен, не подлежат
разглашению.
При выявлении нарушений
порядка применения цен и тарифов
размер финансовых санкций определяется
как разница между фактически
примененной ценой и ценой,
сформированной в соответствии
с действующим законодательством
нормативными актами, в пересчете
на объем реализованной продукции.
Если предприятие само
выявило несоблюдение установленных
цен или условий, их ограничивающих,
оно самостоятельно осуществляет
перерасчет с потребителями или,
в случае невозможности такого
перерасчета, вносит в бюджет
сумм разницы между фактически
примененными ими ценами и
ценами, сформированными в соответствии
с действующим законодательством,
в перерасчете на реализованной
продукции.
По итогам проверки
составляются акты проверки, которые
в свою очередь являются основанием
для принятия органами контроля
решений о применении финансовых
санкций и взыскании сумм штрафа.
Взыскание названных санкций
и штрафа по решению органов
контроля цен осуществляют налоговые
органы.
Решения органов контроля
цен могут быть обжалованы
предприятиями в суде или арбитражном
суде.
2. Формы и методы воздействия
государства на цены
Регулирование цен
и их соотношений на микроэкономическом
уровне осуществляется на основе
спроса и предложения (устанавливаются
равновесные цены), на макроуровне
регулирование цен должно осуществляться
государством.
Различают прямое и
косвенное воздействие государства
на цены. Прямое, или административное,
вмешательство государства в
действующие цены означает участие
государства в формировании уровней,
структуры, соотношений и динамики
цен, установления определенных
правил ценообразования.
В условиях рыночной
экономики регулируемые цены, как
и свободные цены, устанавливаются
и утверждаются самими предприятиями.
Государственное воздействие на
такие цены осуществляется путем
методического и организационного
единства в установлении цен
на товары и услуги, в разработке
рекомендаций по их обоснованию,
в том числе и по отраслям
народного хозяйства.
Государство в лице
своих органов управления определяет
порядок исчисления уровня затрат
— калькуляции себестоимости,
уточняет состав затрат специальными
нормативными документами, определяет
расходы, возмещаемые из прибыли,
устанавливает нормативы рентабельности
на продукцию предприятий- монополистов.
Решение о необходимости регулирования
цен принимается на основе
анализа деятельности субъектов
ценообразования с учетом стимулирующей
роли соответствующих методов
регулирования в повышении качества
производимой продукции и в
удовлетворении спроса на нее.
Можно выделить следующие
формы прямого вмешательства
государства в процесс ценообразования.
1. Общее замораживание
цен (оно применяется при чрезвычайно
сильном инфляционном развитии
экономики), или замораживание цен
на отдельные группы товаров
(отдельные товары), или временный
или частичный запрет на изменение
цен.
2. Установление фиксированных
цен и тарифов. Фиксированные
цены с твердо установленной
величиной формируются по решению
соответствующих органов власти
и управления и ими же утверждаются.
Решению о введении фиксированных
цен предшествует процедура определения
прибыли (рентабельности), включаемой
в такие цены, а также разрешения
споров в случаях, когда фиксированные
цены не обеспечат отдельным
предприятиям (независимо от форм
собственности) и гражданам, зарегистрированным
в качестве индивидуальных предпринимателей,
нормативной прибыли. Субъекты
ценообразования в случае введения
фиксированных цен обязаны реализовать
свою продукцию по ценам, не
превышающим фиксированной цены.
Фиксированные цены стали одним
из основных видов цен, применяемых
при заключении государственных
контрактов. В этом случае фиксированная
цена устанавливается на стадии
заключения контракта, обладает
определенной степенью жесткости,
то есть не изменяется при
исполнении контракта. Предварительная
фиксация цены предполагает ограниченный
контроль за затратами в ходе
выполнения контракта со стороны
заказчика. Предприятие-изготовитель
в данном случае принимает
на себя хозяйственный риск
и получает широкие возможности
получения дополнительной прибыли
за счет экономии затрат.
3. Установление предельных
цен или коэффициентов, пределов
возможного изменения (роста)
цены за определенный период
времени или предельного уровня
цены, то есть максимального или
минимального уровня цены, выше
или ниже которого цена не
может подниматься. Такое регулирующее
мероприятие очень важно в условиях дефицита,
так как рост свободных цен, в конечном
счете ведет к сокращению производства.
Россия, отпустив в связи с переходом к
рынку свои цены на свободу, потеряла значительную
часть национального продукта.
4. Установление предельного
норматива рентабельности. В этом
случае в цене при ее расчете
учитывается прибыль в размере
предельного норматива рентабельности.
В России этот метод регулирования
цен получил наибольшее распространение.
Он применяется при регулировании
цен на продукцию предприятий-монополистов,
на многие виды услуг, цены
на которые регулируют местные
органы власти (например на вывоз
бытовых отходов, ритуальные услуги
и т. д.). Чаще всего предельные
уровни рентабельности утверждаются
на продукцию предприятий-монополистов.
Размер их может быть дифференцирован
по отраслям и группам продукции.
Цены на продукцию, по которой
фактическая рентабельность превышает
установленный уровень, должны
пересматриваться предприятиями
в сторону снижения. Дальнейшая
реализация этой продукции должна
производиться по сниженным ценам
с рентабельностью не выше
предельного уровня.
5. Установление фиксированных
или предельных размеров снабженческо-сбытовых
и торговых надбавок, наценок,
скидок. Органам исполнительной
власти на местах разрешено
устанавливать предельные уровни
снабженческо-сбытовых и торговых
надбавок, наценок на соответствующей
территории, определять порядок
их установления. Решение об установлении
предельного уровня названных
надбавок и наценок может распространяться
на всю продукцию, реализуемую
в пределах соответствующей территории.
6. Для биржевой торговли
и вне биржевого оборота может
быть введен предельный уровень
котировальных цен на товары,
поступившие из государственного
сектора, и прогрессивное налогообложение
прибыли продавцов этих товаров
по рыночным ценам, превышающим
предельные уровни цен.
7. Декларирование цен.
По решению органов исполнительной
власти может вводиться декларирование
оптовых (отпускных) цен на
отдельные виды продукции. При
этом все субъекты предпринимательской
деятельности, производящие и реализующие
такую продукцию, обязаны представлять
в органы ценообразования декларации
относительно применяемых цен
для заявительной регистрации.
Органы ценообразования
вправе принимать решение о
регистрации декларируемой цены,
либо отказать в ее регистрации,
либо принять решение об обоснованном
изменении размера декларируемой
цены с уведомлением предприятия-декларанта
о причинах изменения, если
при формировании декларируемой
цены допущены нарушения действующего
законодательства.
С момента регистрации
цены субъекты ценообразования,
производящие продукцию, на которую
введено обязательное декларирование
оптовых цен, обязаны заключать
с потребителями договоры на
поставку продукции, оплачиваемой
по цене, не выше зафиксированной
в декларации.
8. Установление рекомендательных
цен по важнейшим видам продукции.
Такая практика имеет место
в некоторых странах, например
в США, Японии. Если цена превышает
рекомендуемый уровень, может
применяться прогрессивное налогообложение
прибыли, полученной от реализации
товаров по ценам, превышающим
рекомендованные.
Косвенное воздействие
на формирование цен осуществляется
с помощью разнообразных способов:
•с помощью мер,
направленных на изменение величины
затрат, включаемых в себестоимость
товаров, услуг;
•путем регулирования
доходов производителей продукции,
продавцов и покупателей;
•путем использования
и применения совокупности разных
способов и средств, способствующих
расширению товарного предложения
на рынке;
•путем регулирования
налогов как на производимую,
так и потребляемую продукцию
(система льготного налогообложения).
•путем льготного кредитования,
субсидирования и дотирования
из бюджета, государственного
финансирования НИР на разработку
и создание новых видов продукции
снижаются затраты на производство,
что является основой стабилизации
или снижения цен для потребителей.
Государственное субсидирование
— важное условие поддержки
малодоходных, но важных для национальной
экономики отраслей, а также предприятий,
находящихся в состоянии реконструкции
: или кризиса, что в свою
очередь может оказать влияние
на стабилизацию уровня * цен на
товары первой необходимости.
Субсидирование цен
широко используется через систему
компенсационных выплат производителям
конкретного вида товара в
целях возмещения потерь от
реализации продукции по ценам,
не покрывающим издержки их
производства, либо не приносящим
определенного уровня дохода.
Что касается дотаций,
то, как правило, дотируются низкорентабельные
и убыточные производства, важные
для экономики в целом. Широко
распространены дотации сельскохозяйственному
производству.
Органы государственной
власти могут заключать с юридическим
или физическим лицом договор
о введении фиксированных цен
на реализуемую ими продукцию
или услуги, а также могут поощрять
заключение соглашений между
производителями и потребителями
продукции в части принятия
производителями продукции односторонних
обязательств, направленных на ограничение
роста цен.
К формам косвенного
регулирования цен также можно
отнести различные мероприятия
и программы, разрабатываемые
государственными органами:
•создание условий
для развития здоровой конкуренции
и предпринимательства. Так, для
повышения эффективности производства
предприятий естественных монополий
Правительством РФ намечено постоянно
проводить анализ обоснованности
затрат монополистов, организовывать
торги по закупке продукции,
используемой предприятиями естественных
монополий;
•разработка специальных
правительственных программ по
развитию производства товаров
народного потребления, расширению
услуг, оказываемых населению,
увеличению жилищного строительства
за счет государственных и
бюджетных ассигнований;
•государственное стимулирование
привлечения в страну иностранных
инвестиций, создания совместных
предприятий;
•эффективное использование
таможенных тарифов, льготных
таможенных пошлин для стимулирования
товарной интервенции по тем
видам продукции, по которой
в стране дефицит или она
предназначена для социально
незащищенных групп населения.
Заключение
Государственная политика
цен — это действия органов
государственной власти, местного
самоуправления и субъектов ценообразования,
направленные на осуществление
регулирования цен в народном
хозяйстве, сфере услуг и контроля
за их соблюдением.
Она содействует развитию
рыночных отношений, служит средством
защиты частной, государственной,
муниципальной и иных форм
собственности, способствует замедлению
инфляции и смягчению ее негативных
экономических и социальных последствий,
в то же время способствуя
развитию конкуренции, свободному
перемещению товаров, услуг и
финансовых средств, свободной
экономической деятельности.
На федеральном уровне
в составе Министерства экономического
развития и торговли РФ функционируют
специализированные структуры, занимающиеся
вопросами ценообразования —
департамент цен и государственных
закупок, а также департамент
тарифного регулирования и мер
защиты внутреннего рынка.