Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:00, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение методов, путей и форм государственного регулирования экономики, а так же роль государства в современной экономике России.
В соответствии в данной целью исследования в работе поставлены следующие задачи:
-проанализировать причины необходимости государственного регулирования;
-изучить регулирование экономики в рыночном хозяйстве;
-рассмотреть формирование единого товарного рынка;
-определить участие иностранных государств в регулировании экономики;
-рассмотреть теоретические концепции государственного регулирования экономики ;
-проанализировать проблемы и противоречия государственного регулирования при переходе к рынку;
-рассмотреть роль кризиса в государственном регулировании.
Объект исследования – экономика страны.
Введение 3
.1 Причины необходимости государственного регулирования экономики 5
2.Регулирование экономики в рыночном хозяйстве 7
2.1.Рынок как тип функционирования 8
2.2.Социально-экономическое развитие 9
3.Методы прямого и косвенного регулирования экономики. 11
4.Участие иностранных государств в регулировании экономики 13
5.Теоретические концепции государственного регулирования экономики 15
6.Проблемы и противоречия государственного регулирования при переходе к рынку. 18
7.Кризис и государственное регулирование 23
7.1.От антикризисных мер к контркризисному плану 26
7.2.Иммунотерапия для отечественной экономики 28
Заключение 30
Список литературы 32
2
Содержание
Введение
.1 Причины необходимости государственного регулирования экономики
2.Регулирование экономики в рыночном хозяйстве
2.1.Рынок как тип функционирования
2.2.Социально-экономическое развитие
3.Методы прямого и косвенного регулирования экономики.
4.Участие иностранных государств в регулировании экономики
5.Теоретические концепции государственного регулирования экономики
6.Проблемы и противоречия государственного регулирования при переходе к рынку.
7.Кризис и государственное регулирование
7.1.От антикризисных мер к контркризисному плану
7.2.Иммунотерапия для отечественной экономики
Заключение
Список литературы
В данной работе рассмотрен вопрос государственного регулирования экономики России, так же связанные с ним проблемы и пути решения.
Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. Вопрос государственного регулирования экономики с начала существования рынка был актуальным и остаётся таковым и по сей день, так как только государство имеет такую власть, способную изменить развитие экономики в макромасштабе.
Целью данной работы является рассмотрение методов, путей и форм государственного регулирования экономики, а так же роль государства в современной экономике России.
В соответствии в данной целью исследования в работе поставлены следующие задачи:
-проанализировать причины необходимости государственного регулирования;
-изучить регулирование экономики в рыночном хозяйстве;
-рассмотреть формирование единого товарного рынка;
-определить участие иностранных государств в регулировании экономики;
-рассмотреть теоретические концепции государственного регулирования экономики ;
-проанализировать проблемы и противоречия государственного регулирования при переходе к рынку;
-рассмотреть роль кризиса в государственном регулировании.
Объект исследования – экономика страны.
Предмет исследования – государственное регулирование страны.
Методологической и теоретической базой исследования послужили фундаментальные концепции и идеи, представленные в трудах зарубежных и отечественных экономистов, по вопросам государственного регулирования экономики. В ходе проведения исследования и при обосновании выводов использовались методы системного и сравнительно-экономического анализа.
Вопрос о том, должна ли экономика регулироваться государством или использовать рычаги саморегулирования, является спорным до настоящего времени. Но если раньше ученые склонялись к тому , что экономика сама в состоянии установить равновесие и удержать его, то сейчас становится ясно, что государственное регулирование необходимо.
Государственное регулирование охватывает все стороны общественного воспроизводства. Но первостепенное внимание уделяется регулированию отношений собственности и предпринимательства, инвестиций и структурной перестройки отраслей материального производства, социального развития и рынка труда, финансового рынка и денежного обращения, территориальных пропорций и региональных рынков, природопользования, внешнеэкономической деятельности.
Конечно, сейчас государство не может обеспечить идеальное развитие экономики. Для этого необходимо, чтобы люди, стоящие у власти были достаточно высоко образованы и не принимали важные решения, опираясь только лишь на свои собственные интересы, что происходит сейчас в России. Может быть, когда - нибудь наша страна наконец выйдет на правильный путь и мы перестанем быть отсталой страной.
Зачем государственным структурам вмешиваться в рыночную экономику? Общий аргумент в пользу государственного вмешательства в рыночную экономику заключается в несостоятельности рынка. Подчас рынки не могут эффективно распределять ресурсы, и государственное вмешательство призвано улучшить функционирование экономики. Экономическая теория устанавливает пять наиболее общих типов рыночной несостоятельности. Рассмотрим их:
-экономический цикл. Каждая рыночная экономика развивается циклически. Экономический цикл складывается из колебаний общего объема производства , сопровождаемых колебаниями в уровне безработицы и темпах инфляции. Так как государство контролирует большую долю общей суммы расходов и количество денег в обращении, оно должно принимать свои решения с учетом воздействия на экономический цикл.
-общественные блага. Благо является общественным, если будучи даже потребленным одним лицом, оно при этом доступно для потребления другим лицом. Чистый воздух, национальная оборона или общественная безопасность – примеры общественных благ. Если кто-то приобрел бы такое благо, то оно было бы доступно для потребления всех остальных.. Государственные структуры и создаются для принятия такого рода коллективных решений.
-внешние эффекты. Внешний эффект имеет место, когда производство или потребление товара оказывает непосредственное воздействие на производителей или потребителей, не вовлеченных в процесс купли-продажи данного товара, и когда эти побочные эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах;
Когда присутствуют внешние эффекты, то рыночные цены не отражают всех общественных издержек и выгод производства. Государственное вмешательство может улучшить функционирование экономики[1].
-проблемы, связанные с информацией. Не будучи хорошо информированными, фирмы и потребители могут предпринимать действия, которые не отвечают их собственным интересам. Если решения основаны на недоброкачественной информации, то рынки не будут работать как следует. Государственные структуры давно поняли необходимость защиты слабо информированных потребителей. Они осуществляют общее регулирование условий работы, проверяют и сортируют продукты питания, регулируют внешний вид и безопасность потребительских товаров и требуют, чтобы определенные изделия были снабжены этикетками с соответствующей информацией;
-монополия и власть рынка. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. Монополисты могут получать высокие прибыли, ограничивая объем продаж и поднимая цену. Некоторые монополии практически неизбежны. Государство может регулировать деятельность таких компаний, осуществляя контроль за ценами, которые им разрешено назначать, или может избрать способ поставки продуктов при своем непосредственном участии. Другие монополии могут создаваться искусственным образом путем различных манипуляций фирм. В их деятельность государственные структуры вторгаются при помощи антимонопольных законов, стремясь сделать конкуренцию более энергичной и препятствовать монополиям или другим попыткам осуществлять контроль за предложением.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) охватывает все стороны общественного воспроизводства. В период перехода к рыночным отношениям ГРЭ особенно необходимо при проведении экономических реформ — реформировании собственности, материального производства, рынка труда, финансового рынка. Исключительно важна роль ГРЭ в территориальном развитии, определении внутри региональных и межрегиональных пропорций, выравнивании уровней социально-экономического развития регионов, формировании региональных рынков. Необходимо регулирование природопользования, внешнеэкономических связей. Государство должно регулировать процесс структурной перестройки экономики в соответствии с главной целью рыночных отношений — повышением материального благосостояния населения. ГРЭ опирается на объективные экономические законы общественного развития. В условиях рыночных отношений — это прежде всего закон спроса и предложения, закон стоимости и др. Целью государственного регулирования является обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, установление законных и эффективных взаимоотношений между производителями и поставщиками и потребителями продукции. Оно выступает главным регулятором поведения цивилизованного бизнеса и создает условия для относительного нивелирования социального неравенства населения страны. Задачи и содержание ГРЭ в переходный период определяются сущностью рыночной экономики. Современная экономическая наука о рынке ушла далеко от традиционного понимания рынка, т.е. от рассмотрения рынка исключительно как сферы товарного обращения. Однако такой подход и в настоящее время широко используется и имеет свои основания. Наряду с этим есть понимание рынка как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, движения его составных частей. Это также правомерная, можно сказать, воспроизводственная характеристика рынка[2].
Рынок как тип функционирования экономики в противоположность командно-административным приказным методам регулирования. В переходный период российской экономики на первый план поставлена задача восстановления нарушенного равновесия в народном хозяйстве, обеспечение элементарной сбалансированности спроса и предложения, а затем введение рыночных регуляторов. Государственное регулирование экономики осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах мира, в том числе и в развитых странах. Не может быть создана эффективная рыночная экономика без активной регулирующей роли государства. В нашей стране опыт показал, что почти полный отказ от регулирования государством процесса социально-экономического развития, что предоставление стихии рынка неограниченной свободы привели к глубочайшему кризису, и доказал, что нерегулируемый рынок не способен решить проблемы развития экономики и социальной сферы, в том числе создание и поддержание объектов инфраструктуры. Огромную роль в государственном воздействии на социально- экономическое развитие играют законы, позволяющие регламентировать поведение хозяйствующих субъектов. Именно законодательная база, созданная на начальном этапе перехода к рыночным отношениям, позволила сгладить в какой-то мере многие отрицательные последствия современного рынка. Суть государственного регулирования на современном этапе переходного периода заключается не в полном демонтаже старой системы, а в создании более эффективной системы регулирования экономики с учетом накопленного позитивного опыта. Прежде всего для создания такой эффективной системы регулирования необходимо проведение ряда мероприятий:
-оздоровление финансовой системы, переход к индикативным методам, использованию финансовых рычагов;
-создание условий приспособления и последующего развития для убыточных и низко рентабельных предприятий, ликвидировать которые сразу просто нельзя. Им нужно обеспечить временную поддержку с помощью льгот и дотаций для приспособления к работе в условиях рынка;
-осуществление структурной перестройки всего хозяйственного комплекса страны, внедрение новейших достижений техники, новых технологий, развитие ресурсосбережения. Структурная перестройка обычными методами через рассеяние капиталов и создание через них необходимых накоплений — это слишком длительный и тяжелый путь. Эффективное регулирование в сочетании с целенаправленным планированием и программированием, а также стимулирование структурной перестройки прямыми и косвенными методами со стороны государства значительно облегчат и ускорят этот процесс. • Проведение активной социальной политики, призванной облегчить для населения отрицательные последствия перехода к рынку, обеспечение социальной защиты, осуществление комплекса мер повышения уровня[3].
Социально-экономического развития возрастает по мере углубления международного разделения труда. Однако в теории развития рыночных отношений существуют прямо противоположные подходы. Каждое государство вырабатывает свою модель построения рыночной экономики с учетом своих особенностей. Изучая примеры построения рыночной экономики других стран мира, Россия не может копировать их модели, так как ни одна из стран мира не существовала столь длительный период времени в столь жестких командно-административных рамках управления. Поэтому на первом этапе реформирования экономики нельзя было полностью разрушать сложившуюся систему управления; это привело к экономическому хаосу, катастрофическому спаду производства, обнищанию населения, затяжному кризису. Для России нужны были постепенный переход к рынку и использование положительных черт старой управленческой системы, сохранение экономических связей. В конце концов с учетом ошибок, допущенных в начале периода реформ, государство пришло к необходимости регулируемой рыночной экономики. Задачами ГРЭ являются: на начальном этапе переходного периода — осуществление мер по либерализации экономики; на втором этапе — мер по стабилизации экономики и на завершающем этапе государственное регулирование экономики должно привести к балансу взаимных интересов; разработка программ социально-экономического развития, отраслевых, региональных, межрегиональных, целевых , инвестиционных проектов, концепций социально-экономического развития, прогнозов на ближайшую и отдаленную перспективу, в которых должна быть выражена роль государства в управлении.
При этом необходимы меры по совершенствованию правовых основ и взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Среди задач государственного регулирования есть и задача укрепления финансовой самостоятельности регионов на основе принципов бюджетного федерализма[4].
К методам прямого государственного воздействия относятся: определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах; государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг; государственная поддержка программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции; правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.; лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.