Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:00, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение методов, путей и форм государственного регулирования экономики, а так же роль государства в современной экономике России.
В соответствии в данной целью исследования в работе поставлены следующие задачи:
-проанализировать причины необходимости государственного регулирования;
-изучить регулирование экономики в рыночном хозяйстве;
-рассмотреть формирование единого товарного рынка;
-определить участие иностранных государств в регулировании экономики;
-рассмотреть теоретические концепции государственного регулирования экономики ;
-проанализировать проблемы и противоречия государственного регулирования при переходе к рынку;
-рассмотреть роль кризиса в государственном регулировании.
Объект исследования – экономика страны.
Введение 3
.1 Причины необходимости государственного регулирования экономики 5
2.Регулирование экономики в рыночном хозяйстве 7
2.1.Рынок как тип функционирования 8
2.2.Социально-экономическое развитие 9
3.Методы прямого и косвенного регулирования экономики. 11
4.Участие иностранных государств в регулировании экономики 13
5.Теоретические концепции государственного регулирования экономики 15
6.Проблемы и противоречия государственного регулирования при переходе к рынку. 18
7.Кризис и государственное регулирование 23
7.1.От антикризисных мер к контркризисному плану 26
7.2.Иммунотерапия для отечественной экономики 28
Заключение 30
Список литературы 32
Методы косвенного ГРЭ экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги. К ним следует отнести: налогообложение, уровень обложения и система налоговых льгот; регулирование цен, их уровней и соотношений; платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы; таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.
Прямые методы ГРЭ не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.
Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства. Прогнозирование, программирование, планирование - является важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики, их роль в регулировании разработка прогнозов. Государственное прогнозирование экономики представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Государственное прогнозирование не только позволяет предвидеть перспективы развития, но и предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Прогнозирование придает рынку более целенаправленное развитие.
Программирование является достаточно жестким методом воздействия на процессы воспроизводства и поэтому применяется в случаях, когда использование других методов регулирования не может принести требуемых результатов. Целевые программы разрабатываются как на долгосрочную, так и на среднесрочную перспективы и составляются на всех уровнях — от предприятия до национального и международного уровней.
Планирование представляет собой такую форму деятельности, при которой осуществляется разработка заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства. Однако рыночная экономика ни в коем случае не отвергает планирование, поскольку план есть не что иное, как надлежаще оформленное управленческое решение. Являясь одной из основных функций управления, планирование обеспечивает не только целенаправленное, но и динамичное и пропорциональное развитие объекта управления. Свою конкретизацию планирование получает в соответствующих плановых показателях и нормативах. Экономические нормативы определяют общие для всех хозяйственных субъектов — ставки налогов, таможенных пошлин, валютных курсов и т.п. Они являются инструментом регулирования и позволяют хозяйственным единицам определять планы своей деятельности с учетом региональных и федеральных интересов[5].
Для России привлечение иностранных инвестиций в современных условиях особенно актуально. Это объясняется тем, что за последние десять лет объемы капитальных вложений в народное хозяйство сократились в несколько раз. Сокращение инвестиций происходило опережающими темпами относительно сокращения объемов валового национального продукта, объемов промышленного производства и в других отраслях экономики. В результате износ основных фондов в отраслях экономики и социальной сферы в среднем достиг более 60%. Поэтому в стране потребность в иностранных инвестициях чрезвычайно острая, а инвестиционная активность пока очень низкая. Для привлечения иностранного капитала необходимо создать в стране благоприятный инвестиционный климат, основу которого составляет во всех странах соответствующая законодательно- правовая база. В мировой практике применяются две модели законодательно-правовой системы, ориентированной на привлечение иностранного капитала. Первая — модель с национальным режимом, предусматривает создание равных условий для иностранных и отечественных инвесторов. Вторая — модель с преференци- альным режимом, предусматривает создание более благоприятных условий для иностранных инвесторов. Первая модель применяется, как правило, в странах, где экономическая ситуация стабильна, происходит нормальное развитие отраслей народного хозяйства, имеются собственные финансовые ресурсы. В современных условиях России использование такой модели нецелесообразно из-за кризисного состояния экономики, относительной политической нестабильности, криминогенной обстановки и действия других факторов, определивших наличие в стране больших рисков для иностранных инвесторов. Закон основном ориентирован на реализацию первой модели с национальным режимом. Иностранным инвесторам предоставлено право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации, беспрепятственный перевод их за пределы России, возврат инвестиционного капитала, на участие в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, приобретение ценных бумаг. Законодательством Российской Федерации и ее субъектов им гарантируется предоставление права на различные виды недвижимого имущества, на аренду земельных участков. Ограничения для иностранных инвесторов предусмотрены лишь в исключительных случаях, с целью защиты конституционного строя, обеспечения безопасности, обороны страны, прав и законных интересов других лиц, нравственности, здоровья населения. Закон содержит и элементы второй модели — с преференциальным режимом. Так, Законом предусмотрено применение специальных мер стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов в интересах ускорения социально-экономического[6].
Развитые страны значительно опережают Россию. Так, в США накопленный объем иностранных инвестиций составляет более 600 млрд долл., в Великобритании — более 300, во Франции — более 150, в Канаде — примерно 150, в Германии — около 100 млрд долл. Даже в Японии, которая в послевоенный период осуществляла политику протекционизма и опоры на собственные финансовые ресурсы, этот показатель составляет около 50 млрд долл.. Но чтобы осуществить импорт капитала в размерах, соответствующих потребностям, наша страна должна успешно конкурировать с другими странами — импортерами капитала, конкурентоспособность которых значительно выше российской вследствие наличия у них более благоприятного инвестиционного климата.
Суть государственной политики состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость; регулирование занятости — это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы; регулирование конкурентных отношений — это антимонопольная деятельность государства, направленная на демонополизацию экономики, формирование конкурентной среды на товарных рынках, поддержка и развитие предпринимательства. Состояние платежного баланса является объективным показателем экономики. Разумеется, перечисленные объекты совершенно различны и могут охватывать разные уровни ГРЭ.
Что касается субъектов ГРЭ, то именно они проводят в жизнь государственную экономическую политику, являются главными исполнителями экономических интересов общества.
Субъекты — это наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные или коммунальные (местные) органы управления.
Главная цель государства в данном случае выражается в определении макроэкономических задач. От экономического развития страны в целом зависит благополучие людей, судьба нации, судьба самого государства. Помимо чисто экономических проблем перед любым обществом стоят и социальные проблемы. А также региональные проблемы, возникающие под влиянием исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов. Для их решения тоже требуется вмешательство государства, его региональная политика.
Одним словом, экономических целей наберется немало, но мы выделим основные из них:
1. Экономический рост. Желательно обеспечить производство товаров и услуг большего количества и лучшего качества, а также в более короткий срок производить и с наименьшими затратами.
2. Полная занятость. Это означает обеспечение работой всех, кто желает и хочет получить ее.
3. Стабильный уровень цен. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен.
4. Справедливое распределение доходов. Ни одна группа людей не должна пребывать за чертой бедности на фоне роскоши некоторых лиц и семей.
5. Охрана окружающей среды и природных ресурсов.
Некоторые цели могут противоречить друг другу или взаимно исключать. Достижение экономического роста и полной занятости может при определенных условиях породить инфляцию.
Целевые установки реализуются на основе использования целого ряда определенных принципов госрегулирования экономики. Их наберется значительно больше, чем самих экономических целей. Перечислим их, не классифицируя по определенному порядку или по каким-либо критериям:
- регулирование экономики требует соблюдения принципа "не помешай рынку": соблюдай "правила игры";
- обеспечение экономической свободы и эффективности предпринимательской деятельности;
- разработка системы приоритетов в осуществлении поставленных задач;
- социальная ориентация регулирования экономики;
- составление комплексно-целевых программ социально-экономического развития;
- сочетание федерального государственного, регионального и муниципального регулирования;
- прогнозирование демографической ситуации;
- учет политической ситуации и стабильности в обществе;
- экономическая целесообразность, обоснование и границы (пределы) регулирования и т.д.
Реализация этих принципов предполагает создание условий для производства все большего количества товаров и услуг на постоянно изменяющейся технологической основе, минимизацию затрат при использовании ограниченных ресурсов, укрепление позиций на мировом рынке, создание рабочих мест для всех, кто хочет и может работать. Это предполагает, в свою очередь, экономическую свободу и равенство всех видов хозяйственной деятельности, производителей и потребителей продукции, продавцов и покупателей на рынке для того, чтобы они имели свободу выбора. Здесь следует добавить, что любая экономика (как рыночная, так и нерыночная) не имеет врожденного иммунитета против таких болезней экономики как инфляция и монополизация. Ясно, что рыночное хозяйство нуждается в постоянно проводимой государственной антиинфляционной и антимонопольной политике[7].
В конечном счете механизм регулирования экономики должен быть направлен на то, чтобы сориентировать макроэкономическое развитие в направлении какого-либо предусмотренного варианта по пути углубления экономических реформ и достижения более высокого уровня и качества жизни.
В результате должен быть осуществлен переход к системе, где рынок регулирует деятельность предприятий и фирм, а государство — функционирование рынка в соответствии с его законами. Это означает минимум вмешательства государства в деятельность предприятий и рынка.
Однако весьма сложная проблема состоит в том, что переходный период в России в силу целого ряда причин слишком затягивается. Верно, что в стране сложились основы рыночной системы и возврат назад уже, по-видимому, невозможен. Важным положительным моментом является то, что российская экономика в настоящее время включена в глобальные мирохозяйственные процессы, российская финансовая система становится частью мировой, она позволила российской экономике перейти точку не возврата и открыла путь иным способам регулирования макроэкономических процессов, отличным от бюрократической координации. Но вопрос состоит в том, что иные способы координации не обязательно являются рыночными. Рынок не скрыт под иерархическими властными структурами, подобно песку, выступающему из-под морской воды во время отлива. Во всяком случае, это справедливо для России”.
С другой стороны, этот рынок еще чрезвычайно несовершенен и примитивен, не создана реально действующая конкурентная среда. Неприятная реальность состоит в том, что реформы продолжаются, но поворота к экономическому росту не видно, более того, после затяжного спада страна очутилась в водовороте жесточайшего экономического кризиса, вновь отодвинувшего подъем на неопределенное время.
Отсутствует институционально-
В России в несколько трансформированном виде сохранились целые сектора, которые не способны функционировать без государственного протекционизма и ряда других привилегий и преимуществ. Очевидно, что формирование конкурентной среды, в которой могут на равных действовать и конкурировать все без исключения субъекты хозяйственной деятельности, возможно только при достижении реальной независимости экономики от политической власти, реальном разграничении политической власти и собственности.
Субъекты рынка постоянно сталкиваются с незаконченностью процесса формирования институционально-правового фундамента рынка, значительными остаточными элементами традиционных методов управления экономикой, слабостью частного финансового сектора экономики, что выражается в недостаточно высокой капитализации и низких кредитных возможностях частной финансовой системы.