Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – определить роль и экономические функции государства, необходимость государственного регулирования в экономике современной России;
выделить основные направления государственного регулирования;
раскрыть экономические и административные методы государственного регулирования и проблему их эффективного сочетания;
познакомиться с формами и методами государственного регулирования экономики;
рассмотреть инструменты, объекты, цели государственного регулирования и денежно-кредитной политики; узнать о фискальной политики государства;
определить роль Центрального банка и познакомиться с государственным бюджетом и долгом.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……. . . . . . 3
1. Необходимость государственного регулирования экономики . . . ……... . . . . 4
Основная часть.
2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики. . . . 5
3. Экономические и административные методы государственного регулирования, проблема их эффективного сочетания. . . . . . . . . . . . ………………………... . . . . . . 6
4. Экономическая политика: субъекты, цели, методы осуществления. . . ……... . 7
5. Фискальная политика государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . . 13
6. Государственный бюджет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. .15
7. Государственный долг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………… . 19
8. Денежно-кредитная политика: основные цели и инструменты. . . . ……….. . .22
9. Роль Центрального банка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . 25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . .27
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . 28
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . .30

Вложенные файлы: 1 файл

госуд рег экономики курсовая.docx

— 91.33 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……. . . . . . 3

 

     1. Необходимость государственного регулирования экономики . . . ……... . . . . 4

Основная часть.

     2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики. . . . 5

     3. Экономические и административные методы государственного      регулирования, проблема их эффективного сочетания. . . . . . . . . . . . ………………………... . . . . . .  6

    4. Экономическая политика: субъекты, цели, методы осуществления. . . ……... . 7

    5. Фискальная политика государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . . 13

    6. Государственный бюджет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. .15

    7. Государственный долг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………… . 19

    8. Денежно-кредитная политика: основные цели и инструменты. . . . ……….. . .22

    9. Роль Центрального банка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. .  25

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . .27

Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . 28

Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . .30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3                                                           

                                                                 Введение

        Государственное регулирование экономики - это система мер, посредством, которых государство может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.

Огромная роль государства и его способность регулировать экономические процессы зависит от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.

Рыночная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства здесь приобретают исключительное значение, так как рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д. Появляется строгая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм принятия регулируемых решений.

В теории и практике необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается. Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.

     Цель курсовой работы – определить роль и экономические функции государства, необходимость государственного регулирования в экономике современной России; выделить основные направления государственного регулирования; раскрыть экономические и административные методы государственного      регулирования и проблему их эффективного сочетания; познакомится с формами и методами

государственного регулирования экономики; рассмотреть инструменты, объекты, цели государственного регулирования и денежно-кредитной политики; узнать о фискальной

4

политики государства; определить роль Центрального банка и познакомиться с государственным бюджетом и долгом.

 

  1. Необходимость государственного регулирования экономики.

Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.

К причинам, вызывающим необходимость вмешательства государства в рыночную экономику, относятся:

- Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка;

- Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, т. е. существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой;

- Государство регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;

- Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство;

- Вмешательство государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие, прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом.

- Развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. Поэтому монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства. [10; с.97]

- Поддержание убыточных или производств с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, без

5

- которых общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, обороноспособность страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.). Факторы, обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики рассмотрены в таблице 1 (см. приложение).

    Государству отводится центральная роль в создании национальной валюты, полицейских сил, судебной системы, оно законодательно вводит «общие правила игры», т.е. систему нормативных актов, регулирующая деятельность субъектов рынка, защищает права собственности.

 

2. Формы  и методы государственного регулирования  экономики

 

    Государственное  регулирование экономики непосредственно  связано с экономической политикой  и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей  своей экономической политики  использует различные формы и  методы, которые и образуют инструментарий  государственного регулирования  экономики.

    Государство  использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия  на экономику.  Особенностью административных средств регулирования экономики является, то что они: [6; с. 238]

  - не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;

  - базируются  на силе и авторитете государственной  власти;

  - включают  меры запрещения, разрешения и  принуждения:

    Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий.

    Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

    Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

    - предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью.

 

  6

Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов:

    - государственного экономического прогнозирования;

   - государственного экономического программирования;

    - бюджетно – налоговой системы;

    - денежно – кредитной политики;

    - валютной политики;

    - таможенной политики.

    Основные инструменты государственного регулирования экономики и их  роль представлены в таблице 2 . (см. приложение).

 

3. Экономические и административные методы государственного                                                            регулирования, проблема их эффективного сочетания.

Свои регулирующие функции государство выполняет посредством административных (прямых) и экономических (косвенных) методов. Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов. Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно установленные цены на товары и услуги лишают предприятие альтернативного использования ресурсов. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодными, чем прежде. Разграничение между административными и экономическими методами регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение

7

соответствующих государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот при продаже Центральным банком государств ценных облигаций, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующие субъекты выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Административные методы регулирования противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем выше сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений. Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг.

 

4. Экономическая  политика: субъекты, цели, методы осуществления.

    Экономическая политика - это проводимая страной, правительством государства генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых страной мер, путём которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы.

    Субъектами экономической политики могут выступать[5]:

  • Государство, включая региональные и местные институциональные образования;
  • Негосударственные союзы и объединения.

    Государство, являясь главным субъектом экономической политики, обладает властными полномочиями, используя которые, оно связывает интересы различных социальных групп и побуждает их действовать в направлении определённых целей. На уровне законодательной власти происходит обсуждение и законодательное оформление основных направлений экономической политики. Отвечает за её реализацию исполнительная власть — правительство. Правительство, в свою очередь, ставит задачи и передаёт права по реализации экономической политики конкретным органам исполнительной власти. К негосударственным союзам и объединениям относят

8

 институты, имеющие так называемый  «общественно-правовой статус». Эти  близкие к государству структуры  также являются субъектами экономической  политики. Им могут передаваться  определённые задачи управления, которые изъяты из сферы деятельности государственных управленческих структур. Например, к числу таких институтов в Германии относятся региональные управления по страхованию, Фонд выравнивания бремени, система местных больничных касс. В Швейцарии таковыми являются: агентство по поддержке общественного транспорта, учреждения по противопожарной безопасности.       К негосударственным субъектам экономической политики относятся также различные объединения, выражающие интересы определенных слоёв общества и групп населения. Это могут быть профессиональные союзы, союзы предпринимателей, религиозные и культурные организации. Роль негосударственных субъектов в выработке и реализации экономической политики определяется возможностью оказания влияния на власть. Интересы частных групп могут не совпадать с целевой ориентацией государства, ставящего на первый план своей деятельности благосостояние общества. В этих условиях между негосударственными субъектами и государством часто возникает открытая борьба за проявление своих властных возможностей.  Помимо государственных институтов и экономических союзов, которые непосредственно участвуют в проведении экономической политики, косвенное влияние на формирование экономической политики могут оказывать определённые группы и институты общества. К ним следует отнести: политические партии и организации, средства массовой информации, влиятельные личности (учёные, политики). Степень влияния этих субъектов на экономическую политику определяется обстановкой в стране, типом политической системы, её структурой.                                         В развитии процессов глобализации среди субъектов экономической политики появились также институты, имеющие надгосударственный характер. Основой их деятельности являются межгосударственные соглашения. Национальные органы власти передают им часть своих управленческих функций.                                                                                Таким образом, в последнее время возникает форма надгосударственной экономической политики. Примером тому является деятельность Европейского союза.                                                                                               В целом на основе опыта выработки и реализации экономической политики в разных странах следует сделать вывод о том, что понятие «экономическая политика» шире термина «государственное регулирование». Проводя экономическую политику, государство выступает инициатором, основным звеном, однако при этом оно должно сорганизовать совместные действия всех участников проводимой экономической политики.

Информация о работе Государственное регулирование экономики