Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 20:17, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить роль и экономические функции государства, необходимость государственного регулирования в экономике современной России;
выделить основные направления государственного регулирования;
раскрыть экономические и административные методы государственного регулирования и проблему их эффективного сочетания;
познакомиться с формами и методами государственного регулирования экономики;
рассмотреть инструменты, объекты, цели государственного регулирования и денежно-кредитной политики; узнать о фискальной политики государства;
определить роль Центрального банка и познакомиться с государственным бюджетом и долгом.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……. . . . . . 3
1. Необходимость государственного регулирования экономики . . . ……... . . . . 4
Основная часть.
2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики. . . . 5
3. Экономические и административные методы государственного регулирования, проблема их эффективного сочетания. . . . . . . . . . . . ………………………... . . . . . . 6
4. Экономическая политика: субъекты, цели, методы осуществления. . . ……... . 7
5. Фискальная политика государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . . 13
6. Государственный бюджет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. .15
7. Государственный долг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………… . 19
8. Денежно-кредитная политика: основные цели и инструменты. . . . ……….. . .22
9. Роль Центрального банка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . 25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . .27
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . 28
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . .30
9
На том или ином этапе экономического развития страны целями экономической политики могут быть:
Существуют различные подходы
и критерии классификации в
сфере экономической политики. При
подходе на основе отраслевых,
институциональных критериев
Реализация экономической политики предусматривает использование совокупности мер, инструментов, которые образуют механизм государственного воздействия на экономику.
Существует
ещё одна классификация методов реализации
экономической политики на основе организационно-
Экономические меры.
К экономическим
мерам относят:
11
1. финансовую политику, в том
числе бюджетную, фискальную политику;
3. экономическое программирование и планирование;
4.прогнозирование.
Институциональные меры.
Институциональные меры предполагают создание, поддержание и развитие определённых общественных институтов. При этом под «институтом» понимается словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Наличие институтов означает существование в обществе преобладающего и устойчивого способа мышления или действия, который стал привычкой для определённых социальных групп или обычаем для народа. Примеры: «институт права», «институт собственности».
Различными вариантами распространения институциональных форм являются:
13
Государственное регулирование сферы НИОКР1 позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в экономически развитых странах финансирует от 40 до 50 % общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы выделяются в форме грантов под конкретный проект. Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система даёт эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и её составляющие не противоречат друг другу.
Если в результате реализации политики цели не достигаются, такой эффект получил название «Эффект кобры».
5. Фискальная политика государства.
Фискальная политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.
Современная
фискальная политика включает п
К прямым относятся способы бюджетного регулирования.
За счет бюджета финансируются:
а) затраты на расширенное воспроизводство;
б) непроизводительные расходы государства;
в) развитие инфраструктуры, научных исследований;
г) проведение структурной политики;
14
д) содержание оборонно-промышленного комплекса и др.
С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и размеры потребительского спроса. Важную здесь роль играет
система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т. п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства. Одна из основных проблем - справедливость распределения налогового бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения - отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода.
-пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);
-регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);
-прогрессивный налог (в процентном отношении, чем выше доход, тем выше налог).[4;стр.479]
Я считаю, наиболее справедливым является прогрессивный налог, однако процентное повышение налога не должно быть значительным, чтобы не ослаблять стимулы к труду, а следовательно - к большим заработкам. Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную долю.
В
зависимости от характера
Дискреционная политика – означает, что государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает проверенные на практике функциональные зависимости между переменными величинами.
Первая зависимость состоит в том, что рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возраста выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.
15
Другая зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот, снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.
Указанные зависимости используются в дискреционной политике для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на разных фазах цикла.
Например,
при кризисе проводится политик
Когда
происходит инфляционный рост
производства (подъем, вызванный избыточным
спросом), то правительство проводит поли