Государственное устройство Булгарского государства Волжская Булгария

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:58, контрольная работа

Краткое описание

В прошлом наши предки могли быть по национальности, кем угодно - в настоящее время нам это абсолютно безразлично. Я по национальности тот, кем я себя осознаю, а чья кровь во мне течет, для меня не имеет никакого значения. Важно только то, в сетях этноноосферы какого этноса находится мое мышление и мои чувства.

Содержание

1Государственное устройство Булгарского государства Волжская
Булгария
1
Введение
4
1.1 Предварительные сведения
8
1.2 Образование нового государства – Волжская Булгария
10
1.3 Хозяйство, ремесло, военное дело
15
1.4.Общественно – политический строй
19
Вывод
24
Список использованных источников
25

Вложенные файлы: 1 файл

контр Истр Тат.docx

— 106.69 Кб (Скачать файл)

 Просьба  болгарского князя была удовлетворена:  из Багдада через Среднюю Азию  в 922 году прибыло к болгарам  посольство во главе с послом  Сусаном ар-Расси и секретарем  посольства Ахмедом ибн-Фадланом. Посольство прибыло в страну  древних болгар 12 мухаррема 310 года  по хиджри, что соответствует  12 мая 922 года по нашему летосчислению.

 Хиджри (хиджра) – в переводе с арабского  “переселение”, “уход” – и  действительно означает переселение  пророка Мухаммеда из его родного  города Мекки в другой город  Медина в 622 году. Начало этого  года является точкой отсчета  мусульманского летосчисления, ведущегося  до настоящего времени по восточному  лунному календарю. Мусульманский  лунный год на 11 дней короче  христианского солнечного, ибо в  нем нет месяцев из 31 дня, а  месяцы состоят из 29 (нечетных) и  30 (четных) дней. Если перенести на  европейский солнечный календарь,  начало лунного года – первое  мухаррема – ежегодно переносится  на 11 дней вперед.

 Булгарским  царем Алмасом (как главу государства  Ибн-Фадлан называет его “малик”,  что в переводе с арабского  означает царь) был устроен весьма  торжественный прием посольства. Арабы преподнесли ему дорогие  подарки и знамя халифата –  символ покровительства халифа. Через несколько дней, в пятницу,  было проведено торжественное  богослужение: произнесли хутбу,  т. е. пятничную молитву, что  является чрезвычайно важным  ритуалом в мусульманском вероисповедании.  Через два месяца, собрав всеболгарский  съезд, Алмас при тех же багдадских  послах всенародно закрепил официальное  принятие ислама.[4;92]

 Таким  образом, принятие ислама в  качестве государственной религии  явилось завершающим этапом объединения  разрозненных болгарских и родственных племен и стало началом окончательного становления нового централизованного государства болгар на севере – Волжской Булгарии. Впредь эти города стали называть народа, его государства и главного города в формах “булгары”, “Булгария”, “Булгар” через “у”, что принято у археологов и историков, чтобы отличать их от приазовских, дунайских и в целом ранних болгар.

В 1989 году–в 1410 году по хиджри – было торжественно отмечено 1100-летие принятия ислама в Волжской Булгарии (1410–310=1100). Торжества прошли на развалинах древнего Булгара на Волге. Отмечать этот большой юбилей приехали из более чем 20 мусульманских стран Востока, а также из исламских общин ряда стран Западной Европы. Как и 1100 лет назад, при большом стечении народа после торжественного азана, т. е. призыва к молитве, была прочтена пятничная хутба. Это был большой праздник в духовной жизни Татарстана и соседних республик.

 

 

1.3 Хозяйство, ремесло, военное  дело

Основным  видом хозяйства волжских булгар было развитое земледелие. Землю пахали тяжелыми плугами и легкими сохами. Сеяли пшеницу, ячмень, просо, чечевицу. Об этом писал еще в самом начале Х века Ибн-Русте: “Болгаре народ  земледельческий и возделывает  всякого рода зерновой хлеб, как  то: пшеницу, ячмень, просо и другие”. Почти то же самое повторил чуть позднее и Ибн-Фадлан, говоря о  продуктах булгарского земледелия и в целом об их питании: “Пища  их – просо и мясо лошади, но и  пшеница и ячмень  в большом  количестве, и каждый, кто что-либо посеял, берет это для самого себя”. Известный уже нам персидский географ и историк XI века ал-Гардизи  к пшенице и ячменю добавил  чечевицу, а также некоторые бахчевые культуры, например, тыкву и бобы. Вот таким довольно широким был  ассортимент сельхозпродуктов в  начальный период феодализма в Волжской Булгарии. [4; 52]

 Из слов Ибн-Фадлана мы узнаем, что булгарин оставлял весь урожай для себя. Может возникнуть такой вопрос: какую же подать или ренту он платил тогда государству, ведь его надо было поддерживать, ибо он жил в этом государстве и оно его защищало. На этот вопрос ответил тот же Ибн-Фадлан, сообщив, что “у царя нет на это (т. в. на посевы) никакого права, кроме лишь того, что они платят ему в каждом дому от каждого шкуру соболя”. [4; 56]

 Обратимся по данному вопросу к Ибн-Русте, писавшему свое сочинение всего за каких-нибудь 10–15 лет до Ибн-Фадлана: “Подать царю своему платят они (булгары) лошадьми и другим”. Это так по первому переводу книги Ибн-Русте, сделанному еще в прошлом веке Д.А.Хвольсоном. Более поздний переводчик, ученый-арабист Б.Н.Заходер передал эту форму подати как “вьючное животное”. Если и быка, по Ибн-Фадлану, и лошадь, по Ибн-Русте, отнести к категории вьючных животных, то большой разницы мы не увидим. И, конечно, такая форма подати, в отличие от “соболя”, будет более близка к истине. [4; 56]

 Подать податью, но булгары, естественно, не оставляли казну без хлеба: просто свои излишки они продавали государству. В русских летописях сохранилось еще известие вот о таком событии: в 1229 году булгарский эмир, т. е. великий князь, послал великому князю Северо-Восточной Руси Юрию Всеволодовичу подарок в 30 речных судов (“насадов”), груженных пшеницей. Тогда на Руси был большой голод, и русские ходили за хлебом к булгарам, которые продали своим соседям много хлеба.

В Волжской Булгарии хлеба было достаточно. Развитию земледелия в этой стране способствовала и прежняя земледельческая культура добулгарских, местных племен. Принято считать, что в Волжской Булгарии существовала паровая система земледелия.

Паровая система  земледелия–это такая система севооборота, при которой большая часть  площади поля занята зерновыми культурами и плодородие почвы восстанавливается  в так называемом паровом поле. Пар–это поле севооборота, которое  не занимается посевами в течение  всего периода роста и развития растений. В этот период пар содержится в рыхлом и чистом от сорняков состоянии. В целом пар–это средство повышения  плодородия почвы и накопления в  ней влаги.

Хлеб убирали  серпами, которые, кстати, время от времени  обнаруживаются при археологических  исследованиях. Раскопками выявлены также  скопления различных сельскохозяйственных злаков–остатков зерен. При археологических  изучениях отдельных городов  и поселений открыты многочисленные зерновые ямы, обшитые дубовыми досками. Зерно хранили также в специальных  корчагах-хумах, т. е. больших глиняных горшках.

 Хозяйством, подчиненным земледелию, было скотоводство: разводили лошадей, коров, мелкий рогатый скот. Занимались булгары и охотой, добывая куниц, белок, бобров и других зверей. Пушнины у них было много. Использовали ее булгары и для своих нужд, и для вывоза за границу. Хотя они получали значительную часть дорогих мехов от своих, в первую очередь северных соседей, но и сами булгары, надо полагать, являлись неплохими промысловиками. Занимались они также рыболовством и бортничеством, т. е. лесным, бортевым пчеловодством (от слова “борть” – дупло дерева). В волжских и камских водах, в их многочисленных притоках и прилегающих озерах было много рыбы, а в лесу – меда. Часть этой продукции также шла на продажу в другие страны.

 В Волжской  Булгарии были широко развиты  строительное дело и ремесло.  Если на рубеже IX–Х веков сохранялись  еще пережитки кочевничества,  и люди в летнее время переходили  жить в юрты, то вскоре, с возникновением  городов, все быстрее стала  развиваться архитектура, наладилось  строительное дело. Сооружали из  кирпича и белого камня дворцы, мечети, крепостные башни, общественные  бани, жилые дома. Однако основная  часть строений состояла из  деревянных домов. Жили также  в глинобитных и полуземляночных  жилищах.

 Большое развитие получила металлургия, в первую очереди обработка железа. Из железа делали многочисленные орудие труда и различные бытовые предметы: топоры, пилы, молоты косы, серпы, зубила, долота, клещи, цепи, петли, гвозди, замки рыболовные крючки и многое другое. Особую категорию кузнецов составляли оружейники, которые изготовляли почти все виды оружия и вооружения, часть которых вывозилась даже на внешний рынок.

 Медный и костяной промыслы, обработка кожи, гончарное производство, прядение и ткачество, резьба по камню – эти важнейшие виды ремесел достигли у булгар довольно высокого уровня развития. Особо отличались ювелиры. Изделия золотых и серебряных дел мастеров славились даже за пределами государства. В Х веке в двух больших и известных городах, в Булгаре и Суваре, чеканились серебряные монеты. Вначале булгары пользовались привозными монетами–арабскими диргемами, которые начали чеканить позднее в своих городах, но вскоре наладили чеканку собственных монет от имени своих великих князей. Чеканились монеты в Волжской Булгарии в Х веке, но потом это прекратилось, и последующие XI–XII века называют даже безмонетными. Данное явление еще не нашло своего научного объяснения.

 В Волжской Булгарии уделялось особое внимание строительству оборонительных укреплений. Город и кремль ограждались мощными крепостными сооружениями в виде высоких земляных валов и глубоких рвов, по валу шла толстая двухрядная дубовая стена с высокими сторожевыми башнями. Об этом свидетельствуют материалы, полученные при археологических раскопках Сувара, Булгара, Буляра и некоторых других городов, а также сообщения русских летописей об оборонительных укреплениях городов Ошель и Буляр.

 На высоких берегах Волги и Камы, на пограничных рубежах и на пересечении караванных дорог располагались военные крепости-форпосты по охране этих зон и торгово-стратегических путей. В пограничных же районах и вблизи крупных городских центров воздвигались дополнительные укрепления в виде длинных валов и рвов протяженностью порой до десяти километров.

 Не менее развитым было и вооружение. Ибн-Русте писал, что булгары ездят верхом, носят кольчуги и имеют полное вооружение. При археологических исследованиях булгарских городов и селений находят почти все виды средневекового оружия и вооружения: мечи, сабли, боевые топоры, кистеня, наконечники стрел и копий, рогульки (железки с острыми шипами для подбрасывания под атакующую конницу противника), шпоры, кольчуги, шлемы. [ 4;89]

 

1.4 Общественно – политический строй

 Волжская  Булгария была типичным раннефеодальным  государством. Высшая власть в  стране принадлежала эмиру. В  начальный период существования  государства его глава назывался  эльтебер – так же называли  правителей союзов племен и  военачальников еще в Тюркском  каганате, позднее в Хазарии. Точное  значение этого слова еще окончательно  не выяснено, но его корень  “эль” у древних тюрков означал  общину, союз племен, государство  или страну (современная его форма  “ил” у тюркских народов также  означает страну). Позднее, уже  в период широкого распространения  мусульманства, этот термин заменяется  арабским словом “эмир”. В то  же время некоторые авторы, прежде  всего тот же Ибн-Фадлан, по  общепринятой в арабском мире  традиции называли правителя  булгар общим термином “малик”,  означающим царя. [ 5;62]

 Подать  или налог государству у булгар  не ограничивались лишь лошадьми  или другими вьючными животными.

 Ибн-Фадлан  обратил внимание еще на такой  факт: “Каждому, кто у себя устраивает  свадьбу или созывает пир, необходимо  сделать отчисление царю, в зависимости  от размеров пиршества”. Это “отчисление”  арабский путешественник конкретизирует  как “сахрадж медового набиза”,  т. е. ковш или кубок напитка  из меда, кроме того, еще какое-то  количество пшеницы.     [ 5;65 ] Все это отчислял царю в пользу государства любой член общества, будь он простолюдин или высокопоставленный князь. Женил сына или выдал замуж дочь – выдели долю своего состояния и государству. Честь по чести – живешь в государстве, оно тебя защищает, и ты его поддержи.

 Феодализм  в Волжской Булгарии возник  и получил свое начальное развитие  в государственной форме. Это  означает следующее: до вовлечения  крестьян в поземельную зависимость  от светских и духовных феодалов  практиковалось обложение свободного  населения разными государственными  повинностями.

 Помимо  вышеуказанных форм подати в  пользу государства, свободное  население страны обременялось  различными публично-государственными  повинностями. Так, например, они  должны были участвовать в  строительстве военных крепостей  на важнейших стратегических  путях, в возведении больших  оборонительных линий на пограничных  зонах, в целом в строительстве  городов и иных важнейших поселений  государственного значения. Бесспорно,  в этих работах участвовали  и военнопленные, но и на  долю свободных общинников выпадало  немало дел.

 Однако  в Волжской Булгарии, как в  любой другой феодальной стране, была и частнопомещичья форма  подчинения. Хотя прямых указаний  на этот счет в письменных  источниках нет, существование  феодалов и феодальных отношений  подтверждается наличием большого  числа городищ – остатков феодальных  замков на всей основной территории  Булгарского государства. Это  – небольшие городища площадью  в среднем 3–4 га, но с мощными  укреплениями и несколькими окружающими  селищами. Последние являются остатками  деревень, в которых жило крепостное  население, подчиненное феодалу,  обитавшему со своей дружиной  в укрепленном замке.

 Развитию  феодализма в Волжской Булгарии  способствовало принятие единой  монотеистической религии–ислама–в  самом начале зарождения государства  (“монотеизм” означает единобожие). Период после 922 года характеризуется  широким распространением мусульманства  во всей стране. Обращение к  первоисточникам, располагая их  в хронологическом порядке, не  оставляет сомнений в этом. Приведем  всего несколько примеров. Современник  Ибн-Фадлана, уже известный нам  ал-Балхи писал: “Болгар имя  страны, жители которой исповедуют  ислам”. Выдающееся персидское сочинение  конца Х века “Худуд ал-алам”  (“Границы мира”) население Волжской  Булгарии также назвало мусульманами. [3;73]

 О распространении  у булгар ислама в качестве  официальной, общегосударственной  религии можно найти интересные  сведения и в русских летописях  в связи с историческим событием 986 года, когда к киевскому великому князю Владимиру прибыли булгарские послы с предложением принятия своей веры. На вопрос князя, что же собой представляет эта вера, булгары ответили, что они делают обрезание, не едят свинины, не пьют вина... По утверждениям летописцев, Владимир сказал, что обрезание и запрещение есть свиное мясо ему не нравится, а насчет вина сказал твердо: “Руси есть веселие пити, не можем без того быти”. [ 3;75] После булгар приезжали в Киев немцы, иудеи из хазар, греки, и все они хвалили свою религию. Через год великий князь собрал у себя бояр и посоветовался с ними, как быть. Те предложили послать в эти страны людей, чтобы увидеть все своими глазами. Так и сделали. Приехали киевские послы в Булгарию, увидели, что мусульмане в своих храмах молятся, с их точки зрения, как-то странно кланяются, что “там нет веселья, только одна печаль”. [3;78] Короче, не понравилось киевлянам у мусульман, приехали домой, доложили своему государю все как было, и ислам был отклонен. Еще через год, т. е. в 988 году, Русь была крещена.

Информация о работе Государственное устройство Булгарского государства Волжская Булгария