Государственноре регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Современный мир – это мир смешанных экономик, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой – несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом. Роль государства тем самым не ограничивается выполнением функций «ночного сторожа», а предполагает более широкое поле деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Необходимость государственного регулирования экономики
1.1 Экономическая роль государства: исторический аспект 6
1.2 Сущность государственного регулирования, цели и задачи 10
1.3 Причины государственного регулирования экономики 13
2 Методы государственного регулирования экономики
2.1 Типы регулирования экономики 17
2.2 Основные инструменты государственного регулирования экономики 19
2.3 Границы эффективности государственного регулирования экономики 22
3 Методы государственного регулирования в современной рыночной экономике России 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.10 Кб (Скачать файл)

     Виновниками этих катаклизмов объявлялись кейнсианские рецепты государственного регулирования, обусловившие неимоверный рост государственных  расходов, иждивенческой части населения. Создавалось политическое лобби  для урезания социальных расходов. А в обосновании государственного невмешательства главные позиции  заняли представители неолиберализма, монетаризма и теории «экономики предложения».

     Объединяющей  идеей этих направлений является вера в саморегулирующую возможность  рыночной экономики. Возрождая идеи либералов классической школы, неолибералы  экономическую роль государства  сводят к созданию наиболее благоприятных  условий функционирования рыночной экономики. Защищая тезис «конкуренция везде где возможно, государство – где необходимо», они сравнивают его с судьей на футбольном поле, который не играет непосредственно, а следит за соблюдением правил игры. Забота государства, следовательно, выработка порядка и правил игры и контроль за их соблюдением. Л.Эрхард, идеолог социального рыночного хозяйства, считал, что в задачу государства не входит непосредственное вмешательство, но ответственным за экономическую политику является исключительно государство. Монетаристы, в частности М.Фридман, считают, что в принципе существуют лишь два способа координации экономической жизни - централизованное руководство, сопряженное с принуждением, и добровольное сотрудничество индивидов - метод, которым пользуется рынок. Поэтому регулирующие функции монетаристы признают за рынком. Единственная сфера вмешательства государства - денежное обращение. Контроль за денежной массой в обращении, сохранение стабильности денег –  первый приоритет нынешней экономической политики государства.

     Сторонники  теории «экономики предложения» считают, что государственное регулирование, если оно необходимо, должно иметь  долгосрочный характер и ориентироваться  на стимулирование предложения товаров, капиталов и факторов производства. В частности, для обеспечения  устойчивого экономического роста  рекомендуется регулирование предложения  кредитных ресурсов посредством  налоговой политики.

     Таковы  различные взгляды на экономическую  роль государства. При всей их противоречивости и несовпадении можно определенно  отметить: различия касаются форм и  доли государственного вмешательства  в экономику. Современный рынок  невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению  не только микро-, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным  явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные  регуляторы.

           1.2 Сущность государственного  регулирования, цели и задачи

     Экономика страны – это сотни миллионов  различных компонентов (включая  людей, машины, оборудование, сырье, материалы, инструменты и др.), находящихся  в постоянном взаимодействии. Синхронность работы гигантской экономической системы, ее динамическая устойчивость обеспечиваются хозяйственным механизмом, преследующим общие целевые задачи, но при условии  достаточной свободы действия этого  механизма в нижних звеньях явственной структуры. Каждое мельчайшее звено  в рамках общих целевых задач  и правил должно действовать самостоятельно. Все локальные вопросы должны решаться на том уровне, где они  возникают. Только при условии рационального  разделения прав и обязанностей между  верхними и нижними управленческими  уровнями обеспечивается эффективное  функционирование механизма управления. Роль государственных органов заключается  главным образом, во-первых, в контроле соблюдения законов субъектами экономики и, во-вторых, подготовке недостающих законов и нормативов.

     Государственное регулирование в рыночном хозяйстве – целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

     - экономический рост;

     - полная занятость;

     - стабильность уровня цен и  устойчивость национальной валюты;

     - внешнеэкономическое равновесие5.

     В системе экономических целей  обеспечение экономического роста  считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением  ВНП.

     С обеспечением экономического роста  сопряжена другая важнейшая цель – 6удовлетворение требований полной занятости. Суть ее – достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

     Стабильность  уровня цен и национальной валюты – условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства6.

     Решение трех перечисленных целевых задач  означает достижение в рамках национального  хозяйства относительного макроэкономического  равновесия и создает более благоприятные  условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере  международной торговли, межстранового  движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

     Значимость  и последовательность постановки целей  в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего  и внешнего порядка. Применительно  к условиям России последовательность достижения рассмотренных целей  может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран. Да и в самом составе целей  есть определенная специфика, вызванная  недостаточной зрелостью рыночных отношений.

     В настоящее время российское правительство  исходит из того, что его «сверхзадача»  связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема – создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем периоде пока не кажется столь опасной, поэтому она не выдвигается на первый план с точки зрения очередности целей (хотя ряд ученых и практиков так не считают).

     Определяя цели государственного регулирования  на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой  взаимопротиворечивости целей. Поэтому  сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант – использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей – оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.

     Количественно выразить экономическую роль правительства  нелегко. Очень грубым показателем  удельного веса рынка и правительства  в экономике, служит тот факт, что  в настоящее время примерно около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его  часть производится под эгидой правительства. Но помимо финансирования производства правительство осуществляет также  ряд программ социального страхования  и социального обеспечения, ставя  своей целью перераспределение  доходов в частном секторе  экономики. Наконец, множество трудно поддающихся количественному измерению  регулирующих мер, предназначенных  для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечение равного доступа  к вакантным рабочим местам и  контроля за практикой ценообразования  в определенных отраслях, вовлекает  правительство практически во все  сферы экономической деятельности.

     Экономическая роль правительства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличии от модели чистого капитализма, нашу экономику  лучше характеризовать как смешанный  капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы  модифицируется самыми разными способами  государственным сектором.

     1.3 Причины государственного регулирования  экономики

     Обращение к истории взаимодействия государства  и рыночной экономики позволяет  выделить ряд причин, обусловивших необходимость государственного регулирования  экономики.

     1. Наличие в каждой стране общественных  и смешанных благ, которые невсегда можно довести до населения через рынок в полном объеме, особенно те, что характеризуются неконкурентностью и неисключаемостью. Это личная и национальная безопасность, транспортные услуги, услуги образования, здравоохранения, культуры и т.п. Такие блага должны обеспечиваться государственными органами внутреннего правопорядка, армией страны, сетью общественных дорог, системой государственного образования, здравоохранения, культуры, природоохранными органами и т.д.

     2. Усиление общественного характера  производства товарных благ. В  результате экономика становится  очень ранимой перед лицом  циклического экономического развития, особенно в периоды кризисов. Возникает необходимость централизованного  общественного регулирования экономики.  Причем государство является  единственным носителем сознательного  начала на макроэкономическом  уровне. Другие субъекты – население,  фирмы, банки – являются таковыми  лишь на микроуровне. Их поведение  как субъектов макроэкономики  нередко расходятся с общественными  интересами7.

     Например, мы знаем, что население во время  кризиса стремится больше сберегать, а не тратить, готовясь к еще худшим временам. Это уменьшает совокупный спрос и еще больше усугубляет экономическую ситуацию в стране. Аналогичным образом ведут себя фирмы, сводя на нет инвестиционные расходы во время кризиса. Подобному  поведению способствуют и банки, повышающие норму процента при вхождении  экономики в фазу кризиса. Можно  видеть, что все эти субъекты ведут  себя рационально с точки зрения микроэкономики, но не макроэкономики. Единственным субъектом, способным  вести себя рационально на макроуровне, является государство.

     3. Возникновение отрицательных внешних  эффектов рынка, именуемых экстерналиями.  Внешние эффекты (экстерналии)  характеризуются возникновением  в результате рыночных отношений  между одними лицами ущерба или дополнительных издержек у других лиц, не являющихся субъектами данных отношений8.

     Возникновение внешних эффектов обусловлено тем, что экономика существует во внешней  среде – социальной и природной, через которые и проявляются  эти эффекты. Соответственно, возникают  социальные и экологические экстерналии.

     К социальным экстерналиям можно отнести  такие явления, как бедность, преступность, безработица, охватывающие ту часть  населения, которая оказывается  за рамками рыночных отношений: больных, престарелых, многодетных, профессионально  непригодных. Всеми ими вынуждено  заниматься государство, оказывая им материальную помощь. Тем самым обеспечивается необходимая для развития экономики  социальная нестабильность в обществе.

     Экологические экстерналии обусловлены тем, что  рыночный механизм вынуждает предприятия  снижать издержки производства, в  том числе природоохранные издержки. В результате производство товарной продукции сопровождается загрязнением природной среды и возникновением сооветствующего экологического ущерба, который накладывается на все  общество. Здесь также возникает  необходимость государственной  природоохранной политики, заставляющей предприятия соблюдать определенные нормы выбросов загрязняющих веществ  в природную среду.

     4. Важным фактором государственного  регулирования экономики является  научно-технический прогресс (НТП). Реализация многих достижений  НТП требует огромных капиталов,  которые в состоянии мобилизовать  лишь государство, тем более  что отдача от внедрения этих  достижений не всегда происходит  быстро. НТП требует все более  квалифицированной рабочей силы, подготовить которую в больших  масштабах опять же может лишь  государство, развивая систему  общего и профессионального образования. НТП также предъявляет повышенные требования к здоровью людей, что вынуждено брать на себя государство.

     5. Государству необходимо вмешиваться  в экономику и в связи с  тенденцией к монополизации ее  важнейших сфер, которая нарушает  совершенство рынка.

Информация о работе Государственноре регулирование