Государственноре регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Современный мир – это мир смешанных экономик, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой – несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом. Роль государства тем самым не ограничивается выполнением функций «ночного сторожа», а предполагает более широкое поле деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Необходимость государственного регулирования экономики
1.1 Экономическая роль государства: исторический аспект 6
1.2 Сущность государственного регулирования, цели и задачи 10
1.3 Причины государственного регулирования экономики 13
2 Методы государственного регулирования экономики
2.1 Типы регулирования экономики 17
2.2 Основные инструменты государственного регулирования экономики 19
2.3 Границы эффективности государственного регулирования экономики 22
3 Методы государственного регулирования в современной рыночной экономике России 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.10 Кб (Скачать файл)

     3 Методы государственного регулирования в современной рыночной экономике России

                  "Мы  никогда не должны  говорить  о том,  что  государство  должно напрямую  вмешиваться в   экономику. Государство  должно выполнять  другую функцию.  Оно должно создавать  внятные   и  понятные эффективные  правила   и,  самое   главное,  создать систему  исполнения этих  правил, гарантии  этих правил"

                                                                                                                                                                                               В.В.Путин

    Государственное регулирование современной экономики  осуществляется с помощью системы  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера  правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям.

     Косвенно  участвовать в государственном  регулировании могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др. Система органов, осуществляющих государственное  регулирование, представлена на рис. 1.

Рис. 1 Система органов, осуществляющих государственное регулирование

     С самого начала рыночных преобразований в России был допущен серьезнейший методологический просчет, поскольку  роль государственного регулирования  была сведена к минимуму, а сами преобразования были отданы во власть рыночной стихии.

     Вместе  с тем, опыт промышленно развитых стран, осуществивших глубокие рыночные преобразования, свидетельствует, что  не контролируемый государством рынок  способствует ухудшению финансово-экономической  и социальной ситуации, что и произошло  в России. Тем более неправомерно было использование подобного подхода  в стране, в которой на протяжении многих десятилетий низкорентабельные  и капиталоемкие добывающие и  перерабатывающие предприятия всех отраслей народного хозяйства и  промышленности находились в собственности  государства.

     Для того чтобы реформы в России оказались  результативными и ее экономика  вышла из затяжного кризиса, необходимо в стратегии рыночных преобразований большее внимание уделять методам  государственного регулирования переходных процессов, то есть проведению активной государственной экономической  политики. Ее осуществление подразумевает  «упорядочение, осторожное и гибкое, но вместе с тем настойчивое и  целенаправленное регулирование государством экономических и социальных процессов  в интересах большинства населения. Государство уже не может оставаться сторонним наблюдателем»9.

     Все методы государственного регулирования, несмотря на их определенное разнообразие, как показывает анализ мирового экономического опыта, можно разбить на следующие  группы: административное (и правовое) регулирование, прямое и косвенное  экономическое регулирование10.

     К административным методам регулирования  относятся разнообразные меры контроля за доходами, ценами, учетным процентом, квотирования, лицензирования и др. Эти меры относятся к административным потому, что они не основываются на экономических интересах и реализующих их стимулах, а опираются на «силу» приказа.

     Государственное правовое регулирование осуществляется на основе хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых  им норм и правил.

     К прямому экономическому регулированию  относятся многообразные формы  безвозвратного целевого финансирования территорий, предприятий, отраслей –  это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных  бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся  льготные кредиты.

     Увязывая  интересы различных уровней и  субъектов хозяйствования разных социальных групп, эти виды регулирования способствуют выравниванию их финансового положения, защите наиболее уязвимых секторов экономики  и групп населения, достижению приоритетных целей экономического развития. В  то же время, будучи встроенными в  рыночные отношения, они, в известной  мере, формируют структуру цен  и издержек, реальную конкурентоспособность  отдельных секторов хозяйства, а  значит и функцию рынка.

     На  стыке административных и прямых экономических методов регулирования  находятся такие адекватные современной  смешанной экономике формы государственного регулирования как программно-целевой  подход, проектное финансирование и  кредитование. Реализация общих и  специальных целевых программ и  проектов, намечающих ориентиры развития в какой-либо области, наряду с применением  административно-организационных мер, подкрепляется соответствующими финансовыми  ресурсами.

     К «косвенным формам» экономического регулирования относится проводимая государством политика в области  кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических (в том числе таможенных) отношений, налоговых систем, амортизируемого имущества и др. Таким образом, государство, используя экономические интересы и стимулы, влияет на экономическое поведение субъектов хозяйствования, выступающих в качестве производителей и потребителей. То есть косвенные формы экономического регулирования воздействуют на производство и потребление опосредованно, автоматически, носят безадресный характер.

     По настоянию премьер-министра в среднесрочную программу социально-экономического развития страны было включено положение о снижении НДС с 18% до 13%. Минфин согласился снизить НДС с 2009 г. до 15% при условии ликвидации льготной 10%-ной ставки. Однако было решено отказаться от реализации этого предложения до 2008 г. из-за возможных социальных последствий.

     Дискуссия о замене налога на добавленную стоимость (НДС) налогом с продаж (НСП) не затихает. Центр исследования проблем налогообложения  при Финансовой академии по заказу администрации Президента РФ подготовил доклад, в котором обосновывается возможность подобной замены. Доклад был презентован руководителем  экспертного управления администрации  Президента РФ Аркадием Дворковичем, который  высказывал эту идею еще в 2004 г. Минфин продолжает выступать категорически  против замены НДС налогом с продаж.

     Экспертное  управление Президента утверждает, что  в результате реформы выпадающие доходы госбюджета составят 250 млрд. руб. Аналитики называют и более высокие  цифры – до 800 млрд. руб. (в 2010 г. профицит бюджета составил 1,6 трлн. руб.)11.

     Опыт  развитых стран свидетельствует, что  далеко не все функции, необходимые  для нормального протекания воспроизводственного процесса и обеспечения полноценной  жизни общества, реализуются посредством  рыночных отношений, так как механизм свободного (неуправляемого) рынка  оказывается зачастую недостаточным для обеспечения макроэкономической устойчивости. В связи с этим становление рынка порождает функции и соответствующие им институты, требующие централизованного управления, такие, как финансовая, банковская система и т.п. Далее, по мере развития научно-технического прогресса появляются новые виды производств, а также новые группы товаров и услуг, связанных, например, с космосом, требующие централизованного вмешательства (контроля) в процесс их производства. В зависимости от способа организации производства в экономической литературе принято выделять две группы товаров (услуг): общественные блага, производство которых полностью или частично финансируется или контролируется (а иногда и организуется) государством, и частные, производимые предприятиями исключительно за счет собственных средств.

     Особенность общественных благ такова, что государство  должно контролировать и регулировать процессы производства, распределения  и обмена соответствующих товаров. Таким образом, рыночный механизм в  значительной степени следует дополнять  системой государственного вмешательства. Применение различных форм государственного регулирования не означает замены рыночных отношений административными, поскольку  в национальной экономике действует  специфический хозяйствующий субъект  – государство. Его аппарат призван  решать экономические функции строго в рамках средств, имеющихся в  его распоряжении.

     Регулирующую  деятельность государства в России, можно свести к нескольким основным функциям. Это, во-первых, составление  макроэкономических планов-прогнозов  или, иначе говоря, индикативных планов. Их назначение – определение основных ориентиров, относящихся к масштабам, пропорциям и конечным целям развития производства. Вместе с тем выявляются главные проблемы, с которыми предстоит  столкнуться при реализации плана. Созданный в итоге документ просто информирует общественность и деловые  круги о предполагаемой общей  картине состояния экономики.

     Ко  второй форме участия государства  в управлении общественным производством  можно отнести формирование решений, непосредственно затрагивающих  структуру хозяйства. Это прежде всего распределение централизованных инвестиций и иных контролируемых государством ресурсов, размещение госзаказов, а  также разработка программ свертывания  неэффективных отраслей и производств, урегулирование возникающих социальных проблем, создание в том или ином регионе благоприятного климата  для привлечения частных инвестиций путем вложения государственных  средств в развитие инфраструктуры. Решения подобного рода должны иметь, как правило, обязательный характер, оформляться в виде законодательных  актов, постановлений и т.п. Понятно, что именно такие регулирующие функции  должны преобладать в условиях государственной  организации экономической жизни (в той или иной мере они существуют также в странах с рыночной экономикой).

     И, наконец, третья форма влияния государства  на хозяйственную деятельность –  это выработка системы регуляторов  для процессов, не входящих в сферу  прямого правительственного контроля. Такие регуляторы призваны поддерживать стабильный характер экономического развития. Среди них налоги, дотации, принципы и методы ценообразования, а также  налоговые и кредитные льготы приоритетным отраслям, таможенные правила  и др. Важнейшая регулирующая роль в современной рыночной экономике  принадлежит инструментам кредитно-денежной политики, обеспечению стабильности денежной единицы и сбалансированности внешних платежей.

     Разумеется, соотношение между обозначенными  тремя формами участия государства  в управлении экономикой может варьировать  в зависимости от хозяйственной  среды. Так, составление планов и  прогнозов всегда являлось неотъемлемой чертой советской экономики.

     Таким образом, в целях создания эффективной  системы государственного регулирования российской экономики в условиях современного периода необходимо использовать как опыт, накопленный в предыдущий (советский) период развития страны (особенно в сфере прогнозирования и программирования экономики), так и положительный зарубежный опыт в части индикативного планирования и прогнозирования развития рыночной экономики, создания и разработки комплексных целевых программ в разных сферах (например, экологических), по управлению НТП и пр. Большой интерес может представлять южнокорейский опыт использования государственных рычагов и механизмов в формировании отраслевых пропорций, американский опыт создания антитрестовского законодательства, многообразный опыт по заключению контрактов между государством и частными фирмами, германский опыт взаимодействия всех звеньев и уровней государственного бюджета и пр12.

     Причем, важно подчеркнуть, что государственное  регулирование должно осуществляться на разных иерархических уровнях: на народнохозяйственном, отраслевом, региональном, на уровне предприятия. При этом в  разных отраслях и сферах национальной экономики, в различных регионах система и методы регулирования  и роль отдельных регуляторов  могут существенно изменяться.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение ре

     Государственное регулирование — объективная  необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования  зависит от уровня развития рыночных отношений. Так или иначе, в любой  стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе  экономика в той или иной степени  регулируется государством в лице государственных  органов. Государство воздействует на экономику посредством законодательных  ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных  инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных  социальных и экономических программ.

     Обеспечение экономического роста во многом определяется качеством государственного воздействия  на все стороны экономического развития страны. Экономический рост становится важнейшим и определяющим объектом государственного регулирования экономики  активность государства в решении  сложных и многочисленных задач  обеспечения экономического роста  должна быть значительно повышена и  направлена на реализацию имеющегося потенциала роста российской экономики.

Информация о работе Государственноре регулирование