Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:03, курсовая работа
Современный мир – это мир смешанных экономик, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой – несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом. Роль государства тем самым не ограничивается выполнением функций «ночного сторожа», а предполагает более широкое поле деятельности.
Введение 3
1. Необходимость государственного регулирования экономики
1.1 Экономическая роль государства: исторический аспект 6
1.2 Сущность государственного регулирования, цели и задачи 10
1.3 Причины государственного регулирования экономики 13
2 Методы государственного регулирования экономики
2.1 Типы регулирования экономики 17
2.2 Основные инструменты государственного регулирования экономики 19
2.3 Границы эффективности государственного регулирования экономики 22
3 Методы государственного регулирования в современной рыночной экономике России 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33
3 Методы государственного регулирования в современной рыночной экономике России
"Мы никогда не должны говорить о том, что государство должно напрямую вмешиваться в экономику. Государство должно выполнять другую функцию. Оно должно создавать внятные и понятные эффективные правила и, самое главное, создать систему исполнения этих правил, гарантии этих правил"
Государственное
регулирование современной
Косвенно
участвовать в государственном
регулировании могут и
Рис. 1 Система органов, осуществляющих государственное регулирование
С самого начала рыночных преобразований в России был допущен серьезнейший методологический просчет, поскольку роль государственного регулирования была сведена к минимуму, а сами преобразования были отданы во власть рыночной стихии.
Вместе
с тем, опыт промышленно развитых
стран, осуществивших глубокие рыночные
преобразования, свидетельствует, что
не контролируемый государством рынок
способствует ухудшению финансово-
Для
того чтобы реформы в России оказались
результативными и ее экономика
вышла из затяжного кризиса, необходимо
в стратегии рыночных преобразований
большее внимание уделять методам
государственного регулирования переходных
процессов, то есть проведению активной
государственной экономической
политики. Ее осуществление подразумевает
«упорядочение, осторожное и гибкое,
но вместе с тем настойчивое и
целенаправленное регулирование государством
экономических и социальных процессов
в интересах большинства
Все методы государственного регулирования, несмотря на их определенное разнообразие, как показывает анализ мирового экономического опыта, можно разбить на следующие группы: административное (и правовое) регулирование, прямое и косвенное экономическое регулирование10.
К административным методам регулирования относятся разнообразные меры контроля за доходами, ценами, учетным процентом, квотирования, лицензирования и др. Эти меры относятся к административным потому, что они не основываются на экономических интересах и реализующих их стимулах, а опираются на «силу» приказа.
Государственное правовое регулирование осуществляется на основе хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых им норм и правил.
К прямому экономическому регулированию относятся многообразные формы безвозвратного целевого финансирования территорий, предприятий, отраслей – это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся льготные кредиты.
Увязывая интересы различных уровней и субъектов хозяйствования разных социальных групп, эти виды регулирования способствуют выравниванию их финансового положения, защите наиболее уязвимых секторов экономики и групп населения, достижению приоритетных целей экономического развития. В то же время, будучи встроенными в рыночные отношения, они, в известной мере, формируют структуру цен и издержек, реальную конкурентоспособность отдельных секторов хозяйства, а значит и функцию рынка.
На
стыке административных и прямых
экономических методов
К
«косвенным формам» экономического
регулирования относится
По настоянию премьер-министра в среднесрочную программу социально-экономического развития страны было включено положение о снижении НДС с 18% до 13%. Минфин согласился снизить НДС с 2009 г. до 15% при условии ликвидации льготной 10%-ной ставки. Однако было решено отказаться от реализации этого предложения до 2008 г. из-за возможных социальных последствий.
Дискуссия о замене налога на добавленную стоимость (НДС) налогом с продаж (НСП) не затихает. Центр исследования проблем налогообложения при Финансовой академии по заказу администрации Президента РФ подготовил доклад, в котором обосновывается возможность подобной замены. Доклад был презентован руководителем экспертного управления администрации Президента РФ Аркадием Дворковичем, который высказывал эту идею еще в 2004 г. Минфин продолжает выступать категорически против замены НДС налогом с продаж.
Экспертное управление Президента утверждает, что в результате реформы выпадающие доходы госбюджета составят 250 млрд. руб. Аналитики называют и более высокие цифры – до 800 млрд. руб. (в 2010 г. профицит бюджета составил 1,6 трлн. руб.)11.
Опыт развитых стран свидетельствует, что далеко не все функции, необходимые для нормального протекания воспроизводственного процесса и обеспечения полноценной жизни общества, реализуются посредством рыночных отношений, так как механизм свободного (неуправляемого) рынка оказывается зачастую недостаточным для обеспечения макроэкономической устойчивости. В связи с этим становление рынка порождает функции и соответствующие им институты, требующие централизованного управления, такие, как финансовая, банковская система и т.п. Далее, по мере развития научно-технического прогресса появляются новые виды производств, а также новые группы товаров и услуг, связанных, например, с космосом, требующие централизованного вмешательства (контроля) в процесс их производства. В зависимости от способа организации производства в экономической литературе принято выделять две группы товаров (услуг): общественные блага, производство которых полностью или частично финансируется или контролируется (а иногда и организуется) государством, и частные, производимые предприятиями исключительно за счет собственных средств.
Особенность
общественных благ такова, что государство
должно контролировать и регулировать
процессы производства, распределения
и обмена соответствующих товаров.
Таким образом, рыночный механизм в
значительной степени следует дополнять
системой государственного вмешательства.
Применение различных форм государственного
регулирования не означает замены рыночных
отношений административными, поскольку
в национальной экономике действует
специфический хозяйствующий
Регулирующую деятельность государства в России, можно свести к нескольким основным функциям. Это, во-первых, составление макроэкономических планов-прогнозов или, иначе говоря, индикативных планов. Их назначение – определение основных ориентиров, относящихся к масштабам, пропорциям и конечным целям развития производства. Вместе с тем выявляются главные проблемы, с которыми предстоит столкнуться при реализации плана. Созданный в итоге документ просто информирует общественность и деловые круги о предполагаемой общей картине состояния экономики.
Ко
второй форме участия государства
в управлении общественным производством
можно отнести формирование решений,
непосредственно затрагивающих
структуру хозяйства. Это прежде
всего распределение
И,
наконец, третья форма влияния государства
на хозяйственную деятельность –
это выработка системы
Разумеется,
соотношение между
Таким образом, в целях создания эффективной системы государственного регулирования российской экономики в условиях современного периода необходимо использовать как опыт, накопленный в предыдущий (советский) период развития страны (особенно в сфере прогнозирования и программирования экономики), так и положительный зарубежный опыт в части индикативного планирования и прогнозирования развития рыночной экономики, создания и разработки комплексных целевых программ в разных сферах (например, экологических), по управлению НТП и пр. Большой интерес может представлять южнокорейский опыт использования государственных рычагов и механизмов в формировании отраслевых пропорций, американский опыт создания антитрестовского законодательства, многообразный опыт по заключению контрактов между государством и частными фирмами, германский опыт взаимодействия всех звеньев и уровней государственного бюджета и пр12.
Причем,
важно подчеркнуть, что государственное
регулирование должно осуществляться
на разных иерархических уровнях: на
народнохозяйственном, отраслевом, региональном,
на уровне предприятия. При этом в
разных отраслях и сферах национальной
экономики, в различных регионах
система и методы регулирования
и роль отдельных регуляторов
могут существенно изменяться.
Заключение ре
Государственное
регулирование — объективная
необходимость развития экономики.
Причем, степень государственного регулирования
зависит от уровня развития рыночных
отношений. Так или иначе, в любой
стране, при любой общественно-
Обеспечение экономического роста во многом определяется качеством государственного воздействия на все стороны экономического развития страны. Экономический рост становится важнейшим и определяющим объектом государственного регулирования экономики активность государства в решении сложных и многочисленных задач обеспечения экономического роста должна быть значительно повышена и направлена на реализацию имеющегося потенциала роста российской экономики.