Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:03, курсовая работа
Современный мир – это мир смешанных экономик, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой – несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом. Роль государства тем самым не ограничивается выполнением функций «ночного сторожа», а предполагает более широкое поле деятельности.
Введение 3
1. Необходимость государственного регулирования экономики
1.1 Экономическая роль государства: исторический аспект 6
1.2 Сущность государственного регулирования, цели и задачи 10
1.3 Причины государственного регулирования экономики 13
2 Методы государственного регулирования экономики
2.1 Типы регулирования экономики 17
2.2 Основные инструменты государственного регулирования экономики 19
2.3 Границы эффективности государственного регулирования экономики 22
3 Методы государственного регулирования в современной рыночной экономике России 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Рынок
становится все более несовершенным
и государство через
6.
Наконец, государственное
В
целом государственное
2 Формы и методы государственного регулирования экономики
2.1 Типы регулирования экономики
Типы
государственного регулирования экономики
могут быть такие: правовое регулирование,
финансовое регулирование, социальное
регулирование и
Правовое
регулирование экономики
Финансовое
регулирование, всегда представляют государственно-организованную
систему денежных отношений в
обществе, т.к. организатором денежного
обращения может выступать
Особым
направлением в государственном
регулировании рыночной экономики
является защита отдельных социальных
групп. В такой защите нуждаются
практически все рыночные субъекты,
включая предпринимателей, которым
должна быть гарантирована
Государство
выступает и как крупный
Также возможна классификация регулирования по масштабам его влияния - либо на отдельную отрасль экономики, либо на экономику в целом, то есть имеет ли узкоотраслевую направленность или общеэкономическую. Некоторые виды влияния могут касаться только отдельных отраслей, тогда как большинство типов регулирования влияет на экономику в целом.
Государственное регулирование экономики также можно разделить на два типа: в зависимости от того, нацелено оно на замену конкуренции или является дополнением к рыночным механизмам и предназначено для достижения других специфических целей.
Классическим примером первого типа регулирования является естественная монополия. Она существует в отраслях, связанных с большим объемом продукции, где в силу технологических особенностей производства наиболее эффективное удовлетворение спроса достигается при отсутствии конкуренции, функционировании одного субъекта предпринимательства. Предоставление коммунальных услуг - типичный пример такой монополии, а регулирование доступа на рынок, цен и доходов субъектов предпринимательства – это пример государственного регулирования.
Второй тип регулирования отличается тем, что он не заменяет конкуренцию, а является дополнением к рынку и предназначен для достижения специфических целей. Он действует в тех случаях, когда нерегулируемый рынок не обеспечивает определенные общественные интересы (например, при недостаточной информации о ценах на рынке)
В
любой экономической системе, в
том числе и рыночной экономике,
государство выступает в
2.2 Основные инструменты государственного регулирования экономики
Основные инструменты государственного регулирования экономики можно разделить на административные и экономические.
Административные
средства регулирования в развитых
странах с рыночной экономикой используются
в незначительных масштабах. Их сфера
деятельности ограничивается в основном
на охране окружающей среды, создание
условий для социально слабо
защищенных слоев населения. Административные
средства не связаны с созданием
дополнительного материального
стимулирования или опасностью финансового
ущерба. Они базируются на силе государственной
власти и включают в себя меры запрета,
разрешения и принуждения. Например,
правительство запретило
Административные средства государственного регулирования:
1.
Фискальная политика, то есть
политика в области правовых
расходов и налогов. Главным
инструментом мобилизации
2. Денежная политика – способ воздействия государства на национальную экономику с использованием учетной ставки процента и размеров денежной массы. Цель этой политики обычно заключается в стабилизации цен путем принятия антициклических мер в сфере денежного обращения, которые в будущем должны способствовать экономическому росту. Поскольку основную часть денежной массы в современной кредитной системе составляют банковские депозиты, создаваемые путем увеличения кредитов и инвестиций, Денежная политика оказывает влияние на денежное обращение путем воздействия на чрезмерные банковские ресурсы, которые служат источником увеличения кредитов и инвестиций, что ведет к росту банковских депозитов.
3.
Политика регулирования
4.
Социальная политика. Она включает
в себя систему практических
мероприятий, проводимых
5.
Государственное регулирование
ценообразования. Цены
6.
Внешнеэкономическое
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
Основные экономические средства это:
1. Регулирование учетной ставки (осуществляется центральным банком). Учётная ставка – это сумма, указанная в процентном выражении к величине денежного обязательства (векселя), которую взимает приобретатель обязательства. Это цена, взимаемая за приобретение обязательства до наступления срока уплаты, как и процентная ставка, учётная ставка определяет величину платы за аренду денег, плата в данном случае называется дисконтом.
2.
Установление и изменение
3.
Операции государственных
При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.
2.3 Границы эффективности государственного регулирования экономики
На масштабы, инструменты и эффективность
государственного регулирования экономики
решающее воздействие оказали задачи,
вставшие перед экономикой отдельных
стран, материальные возможности государства,
отраженные в доле перераспределяемого
им ВВП и в абсолютных размерах средств,
которые оно может использовать на госрегулирование,
накапливаемый опыт и успехи в научных
разработках проблем государственной
экономической политики в условиях рыночного
хозяйства. Наряду с общетеоретическими
работами со второй половины 60-х годов
в развитых странах стало публиковаться
все больше конкретных прикладных исследований,
посвященные количественному анализу
последствий мер государственного регулирования.
Активизировалось и сотрудничество ученых
с правительственными органами, ответственные
за принятие экономико-политических решений.
Характер и направление научных исследований
в области регулирования экономики за
последние три-четыре десятилетия претерпели
существенные изменения. Если в начале
50-х годов обсуждался вопрос: “ Регулировать
или не регулировать экономику?”, то позднее-”
Какова должна быть степень этого регулирования?
С какими целями, в каких направлениях
и какими средствами надо регулировать?”.
Однако возможности госрегулирования
не безграничны. Его экономической основой
является часть ВВП, перераспределяемая
через государственный бюджет и внебюджетные
фонды, и государственная собственность.
Эффективность государственной экономической
политики при прочих равных условиях тем
выше, чем выше государственные доходы,
чем большая доля ВВП перераспределяется
государством, чем большую роль в экономике
играет государственный сектор. Но у государственных
доходов и у государственного сектора
есть относительные границы роста.