Государственноре регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Современный мир – это мир смешанных экономик, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой – несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом. Роль государства тем самым не ограничивается выполнением функций «ночного сторожа», а предполагает более широкое поле деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Необходимость государственного регулирования экономики
1.1 Экономическая роль государства: исторический аспект 6
1.2 Сущность государственного регулирования, цели и задачи 10
1.3 Причины государственного регулирования экономики 13
2 Методы государственного регулирования экономики
2.1 Типы регулирования экономики 17
2.2 Основные инструменты государственного регулирования экономики 19
2.3 Границы эффективности государственного регулирования экономики 22
3 Методы государственного регулирования в современной рыночной экономике России 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.10 Кб (Скачать файл)

     Рынок становится все более несовершенным  и государство через антимонопольную  политику стремится препятствовать этой тенденции.

     6. Наконец, государственное регулирование  развивается и под воздействием  ожесточенной международной конкуренции.  Даже крупным компаниям не  всегда просто выжить в условиях  этой конкуренции без поддержки  государства.

     В целом государственное регулирование  оказывается необходимым для  более устойчивого экономического, социального, экологического и политического  развития общества. Оно обеспечивается путем поддержания необходимых  макроэкономических пропорций (прежде всего соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением), обеспечения социальной стабильности в обществе, поддержания здоровой экологической обстановки и, наконец, поддержания баланса политических интересов в обществе и обеспечения  доверия к власти со стороны различных  партий, общественных движений. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Формы и методы государственного регулирования экономики

     2.1 Типы регулирования экономики

     Типы  государственного регулирования экономики  могут быть такие: правовое регулирование, финансовое регулирование, социальное регулирование и государственное  предпринимательство.

     Правовое  регулирование экономики состоит  в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов  общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями  и наемными работниками, борьбу с  теневой экономикой и т.д.

     Финансовое  регулирование, всегда представляют государственно-организованную систему денежных отношений в  обществе, т.к. организатором денежного  обращения может выступать только государство. Размеры банкнотной (наличной) и депозитной – чековой (безналичной) денежной эмиссии и степень ее обеспеченности реальными активами оказывают непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов (определяя величину платежеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной единицы и ее валютный курс).

     Особым  направлением в государственном  регулировании рыночной экономики  является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются  практически все рыночные субъекты, включая предпринимателей, которым  должна быть гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное  распоряжение доходами и возможность  предпринимательства в любой  сфере рыночной экономики. Приоритетами являются следующие направления  социальной защиты: гарантия минимума заработной платы, обеспечение занятости, индексация фиксированных доходов.

     Государство выступает и как крупный хозяйствующий  субъект, непосредственно участвующий  в рыночной экономике. В результате предпринимательства государство  регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к  ней сила, но и непосредственным участием в производственно - коммерческих операциях.

     Также возможна классификация регулирования  по масштабам его влияния - либо на отдельную отрасль экономики, либо на экономику в целом, то есть имеет  ли узкоотраслевую направленность или  общеэкономическую. Некоторые виды влияния могут касаться только отдельных  отраслей, тогда как большинство  типов регулирования влияет на экономику  в целом.

     Государственное регулирование экономики также  можно разделить на два типа: в  зависимости от того, нацелено оно  на замену конкуренции или является дополнением к рыночным механизмам и предназначено для достижения других специфических целей.

     Классическим  примером первого типа регулирования  является естественная монополия. Она  существует в отраслях, связанных  с большим объемом продукции, где в силу технологических особенностей производства наиболее эффективное  удовлетворение спроса достигается  при отсутствии конкуренции, функционировании одного субъекта предпринимательства. Предоставление коммунальных услуг - типичный пример такой монополии, а регулирование  доступа на рынок, цен и доходов  субъектов предпринимательства  – это пример государственного регулирования.

     Второй  тип регулирования отличается тем, что он не заменяет конкуренцию, а  является дополнением к рынку  и предназначен для достижения специфических  целей. Он действует в тех случаях, когда нерегулируемый рынок не обеспечивает определенные общественные интересы (например, при недостаточной информации о  ценах на рынке)

     В любой экономической системе, в  том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном  смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например, в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным. Принуждение, если оно расширительно трактуется государством, сводит на нет все преимущества свободного предпринимательства, основанного на конкуренции и рыночном ценообразовании.

     2.2 Основные инструменты государственного регулирования экономики

     Основные  инструменты государственного регулирования  экономики можно разделить на административные и экономические.

     Административные  средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера  деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создание условий для социально слабо  защищенных слоев населения. Административные средства не связаны с созданием  дополнительного материального  стимулирования или опасностью финансового  ущерба. Они базируются на силе государственной  власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, правительство запретило строить  предприятия в пределах города. Оно  не увеличило налоги или штрафы, а просто прекратило выдачу лицензий. Меры принуждения можно показать тем, что государство обязывает  промышленные предприятия организовывать на местах производственное обучение, создавать бытовые условия для  рабочих, занятых на производстве.

     Административные  средства государственного регулирования:

     1. Фискальная политика, то есть  политика в области правовых  расходов и налогов. Главным  инструментом мобилизации финансовых  средств для покрытия государственных  расходов являются налоги. Они  также широко используются для  воздействия на деятельность  субъектов хозяйства. Государственное  регулирование при помощи налогов  зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государствнном регулировании экономики играют две роли: а) это главный источник финансирования государственных расходов б) это инструмент регулирования. Так как в задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложить налогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.

     2. Денежная политика – способ воздействия государства на национальную экономику с использованием учетной ставки процента и размеров денежной массы. Цель этой политики обычно заключается в стабилизации цен путем принятия антициклических мер в сфере денежного обращения, которые в будущем должны способствовать экономическому росту. Поскольку основную часть денежной массы в современной кредитной системе составляют банковские депозиты, создаваемые путем увеличения кредитов и инвестиций, Денежная политика оказывает влияние на денежное обращение путем воздействия на чрезмерные банковские ресурсы, которые служат источником увеличения кредитов и инвестиций, что ведет к росту банковских депозитов.

     3. Политика регулирования доходов  или перераспределение доходов.  Это изъятие части доходов  у одних лиц с целью их  передачи другим лицам или  добровольная передача доходов  одними лицами другим, более в  них нуждающимся. Перераспределение  доходов может иметь место  в масштабе государства и регионов  посредством налогов.

     4. Социальная политика. Она включает  в себя систему практических  мероприятий, проводимых правительством  через местные и региональные  органы власти, направленных на  улучшение качества и уровня  жизни больших социальных групп,  финансируемых из средств госбюджета  и соответствующих либо идеологическим  установкам государства на данный  момент, либо ценностным ориентациям  общества на долговременную перспективу.  Социальная политика это составная  часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

     5. Государственное регулирование  ценообразования. Цены являются  объектом постоянного внимания  и регулирования со стороны  государства. Государство может  вмешиваться в механизм ценообразования,  как правило, путем фиксирования  цен. Цена фиксируется на определенном  уровне выше или ниже которой  она не может меняться. Государство  это делает что бы обеспечить  доступ большинству потребителей  к потреблению определенного  товара, предотвратить дефицит, обеспечить  определенный уровень доходов  некоторым группам поставщиков  ресурсов или помочь производителям  покрыть свои издержки.

     6. Внешнеэкономическое государственное  регулирование. Оно воздействует  на все важнейшие аспекты внешнеэкономической  деятельности развитых стран:  их участие в международной  торговле товарами и услугами, миграции капитала и рабочей  силы, а также валютно-расчетные  отношения. Внешнеторговый режим  развитых стран характеризуется  высшей степенью либерализации,  что является закономерным следствием  высокой международной конкурентоспособности  их национальных экономик.

     Экономические средства государственного регулирования  подразделяются на средства денежно-кредитной  и бюджетной политики.

     Основные  экономические средства это:

     1. Регулирование учетной ставки (осуществляется  центральным банком). Учётная ставка – это сумма, указанная в процентном выражении к величине денежного обязательства (векселя), которую взимает приобретатель обязательства. Это цена, взимаемая за приобретение обязательства до наступления срока уплаты, как и процентная ставка, учётная ставка определяет величину платы за аренду денег, плата в данном случае называется дисконтом.

     2. Установление и изменение размеров  минимальных резервов, которые финансовые  институты страны обязаны хранить  в центральном банке. Для расчета  минимального уставного капитала  применяется свое определенное  количество минимальных размеров  оплаты труда для каждого вида  предприятий.

     3. Операции государственных учреждений  на рынке ценных бумаг, такие  как эмиссия государственных  обязательств, торговля ими и  погашение.

     При помощи этих инструментов государство  стремится изменить соотношение  спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное  регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

     2.3 Границы эффективности государственного регулирования экономики

       На масштабы, инструменты и эффективность государственного регулирования экономики решающее воздействие оказали задачи, вставшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им ВВП и в абсолютных размерах средств, которые оно может использовать на госрегулирование, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем государственной экономической политики в условиях рыночного хозяйства. Наряду с общетеоретическими работами со второй половины 60-х годов в развитых странах стало публиковаться все больше конкретных прикладных исследований, посвященные количественному анализу последствий мер государственного регулирования. Активизировалось и сотрудничество ученых с правительственными органами, ответственные за принятие экономико-политических решений. Характер и направление научных исследований в области регулирования экономики за последние три-четыре десятилетия претерпели существенные изменения. Если в начале 50-х годов обсуждался вопрос: “ Регулировать или не регулировать экономику?”, то позднее-” Какова должна быть степень этого регулирования? С какими целями, в каких направлениях и какими средствами надо регулировать?”. Однако возможности госрегулирования не безграничны. Его экономической основой является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность государственной экономической политики при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у государственного сектора есть относительные границы роста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственноре регулирование