Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:36, курсовая работа
На сегодняшний день государственные ценные бумаги выпускаются меньше чем лет 15-20 назад, однако не потеряли своей актуальности. Сегодня мы можем говорить об очень молодом, но уже немало пережившим рынке ценных бумаг в России. Со всеми его взлетами и падениями, в очередной раз переживая не самые лучшие времена рынок бумаг в России остается стабильным.
Целью данной работы является разобраться, что же такое рынок государственных ценных бумаг в России, каковы его особенности, история и перспективные возможности.
Введение.
Глава1: Государственные облигации.
1.1 Понятие и сущность облигаций
1.2 Виды облигаций.
1.3 Современные российские государственные облигации.
1.4 Облигации местных органов власти.
1.5 Государственные федеральные ценные бумаги и характеристика развития рынка ценных бумаг.
Глава2: Развитие гос. облигаций в России.
2.1 Современные тенденции развития рынка ценных бумаг в России.
2.2 Влияние финансового кризиса 2008 года на рынок ценных бумаг в РФ.
Заключение.
Облигации выпускаются со сроками обращения в 3, 6, 12 месяцев. С 27 сентября 1994 года номинал вновь выпускаемых облигаций равен 1 000 000 рублей. Каждому выпуску ГКО-ОФЗ присваивается государственный регистрационный номер, состоящий из 9 разрядов, например, в серии ГКО 21034RMFS:
- цифра "2" указывает на вид ценной бумаги - долговое обязательство,
- цифра "1" указывает на тип ценной бумаги ( 1 - для 3-х месячных, 2 - для 6 месячных ,3 - для 12 месячных облигаций ,4- для ОФЗ),
- цифры "034" указывают на порядковый номер данного выпуска облигаций,
- буквы"RMFS" указываютнаэмитента- Russian Ministry of Finance,
- буква "S" указывает,
что данная ценная бумага
государственной - State Security.
Банк Pоссии выполняет на pынке ГКО одновpеменно несколько функций :- агента МинФина по обслуживанию выпусков облигаций;- Дилеpа;- контpолиpующего оpгана.
Выполняя функции агента,
Банк Pоссии устанавливает
Таким образом, мы проследили
процесс выпуска и
Облигации федерального займа
(ОФЗ). Они представляют собой семейство
облигаций с фиксированным
При заключении сделки купли/продажи осуществляется оплата покупателем купонного дохода накопленного с начала текущего купонного периода до даты заключения сделки (НКД). Котировки ОФЗ указываются без учета НКД.
Выпускались такие виды ОФЗ:
— облигация федерального
займа (ОФЗ) с постоянным или переменным
купоном. Эмитентом выступает
— облигация государственного сберегательного займа (ОГСЗ), эмитируемая Министерством финансов РФ. Облигация является среднесрочной бумагой с плавающим купоном, величина которого определяется на основе доходности по ГКО и ОФЗ или официальных показателей, характеризующих инфляцию;
— облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД);
— облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК).
Помимо вышеперечисленных инструментов на данном рынке также представлены государственные облигации Банка России (ОБР), выпускаемые Банком России в целях реализации денежно-кредитной политики.
На рынке государственных облигаций существуют следующие операции:
— операции по размещению государственных облигаций;
— операции, осуществление которых возможно при обращении государственных облигаций на вторичном рынке;
— операции по обслуживанию выпусков ГКО / ОФЗ.
Торги на рынке ГКО / ОФЗ проводятся ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Расписание проведения торгов определяется Банком России.
Государственные облигации
имеют номинал 10 рублей (некоторые
выпуски ОФЗ-ФД) и 1000 рублей. Средняя
доходность по рынку ГКО-ОФЗ составляет
12—15 процентов годовых в
Риск вложения в гособлигации принято считать минимальным в рамках конкретной экономической системы. Это обуславливает низкую доходность по данным инструментам. Таким образом, государственные облигации РФ могут быть интересны инвестору в качестве безрисковой составляющей общего инвестиционного портфеля.
В случае сохранения благоприятной ценовой конъюнктуры на рынке энергоносителей, дальнейшего укрепления курса рубля, общего улучшения макроэкономической ситуации в стране, а также декларируемого правительством отказу от внешних заимствований (что может привести к дефициту суверенного долга) — инвестиции в государственные ценные бумаги будут достаточно привлекательными для инвесторов. Однако в связи с низкой доходностью и высокой дюрацией данных облигаций, операции на рынке государственного долга могут носить спекулятивный характер.
1.4 Облигации местных органов власти
В качестве эмитентов указанных
облигаций могут выступать
1.5 Государственные федеральные ценные бумаги
Облигации под общее обязательство
о погашении задолженности
Обычно выпускаются для покрытия общего, переходящего из года в год дефицита местного бюджета поступлений, сборов и т.д. (как источника погашения займа). Вместе с тем обычно в условиях выпуска уточняется определение общей налоговой способности (какими видами налоговых платежей она создается, какие ограничения существуют со стороны центрального правительства, какими, кроме налогов, платежами в доход местного бюджета обеспечивается погашение долговых обязательств, какие источники будут обращены на это погашение в первую очередь и т.д.)
Облигации под общее обязательство (о погашении задолженности), с ограниченным покрытием по налоговой способности. Облигации, выпускаемые без обеспечения, под общее обязательство погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается не общей способностью властей к взысканию налогов, а конкретным налоговым источником - вниманием налоговых платежей конкретного вида, сборов, пеней и т.д.
Облигации под целевые
поступления (от конкретных объектов,
находящихся в муниципальной
собственности). К этой же категории
можно отнести целевые
Облигации, выполнение обязательств по которым обеспечивается доходами от конкретного проекта (на реализацию которого направляются средства, аккумулированные посредством облигационного займа). Например, строительство аэропортов (платежи авиакомпаний за использование сооружений), морских портов (арендная плата за пользование терминалами), больниц (плата, вносимая пациентами, средства медицинского страхования), строительство муниципальных домов (плата за проживание, покупка домов), проекты в области электроэнергетики, газоснабжения, строительства дорог, спортивных сооружений, переработки отходов, снабжения водой и т.д. В международной практике часто долевым или исключительным источником погашения местных займов выступает финансирование, получаемое от центрального правительства (на цели, под которые ранее авансировались средства через выпуск облигаций).
Облигации могут выпускаться:
а) на строительство, модернизацию, ремонт и т.п. объектов, доходы от которых будут направлены на их погашение, б) на другие цели, но под доходы от объектов, находящихся в муниципальной собственности (средства, поступающие от облигационного займа, на цели, связанные с данными объектами, не используются).
Обычно в условиях выпуска тщательно оговаривается, какая часть доходов может быть направлена на погашение обязательств перед держателями облигаций, а какая - на покрытие текущих издержек от эксплуатации объекта, приносящего доходы, его ремонт, модернизацию и т.д. В другом варианте может предусматриваться, что обязательства по облигациям гасятся в любом случае из валовых доходов, а покрытие прочих издержек происходит из оставшейся части денежных поступлений. Правовых препятствий для применения подобной схемы в российской практике нет (хотя определенные правовые сложности возникнуть могут). Устанавливается приоритетность в направлении конкретных доходов на погашение данной облигационной эмиссии или других облигационных займов.
Например, если на строительство аэропорта выпущено 3 облигационных займа, то нужно решить вопрос о последовательности их погашения из доходов от его эксплуатации. Могут устанавливаться также ограничения на выпуск новых облигационных эмиссий с тем, чтобы они не привели к нехватке ресурсов для покрытия долга, к невозможности для эмитента обслуживать суммарный облигационный долг из доходов, предназначенных на эти цели. С этой целью используется коэффициент "доходы/выплаты по обслуживанию суммарного долга", который должен составлять не менее 1,0-2,0.
В условиях выпуска облигационного
займа устанавливаются
Краткосрочные облигации под ожидаемые налоговые или иные поступления, на покрытие краткосрочных кассовых дефицитов бюджета. Многие бюджеты страдают от кассовых разрывов в течение года: расходы осуществляются равномерно при сезонности поступления налоговых и иных доходов (например, в сельскохозяйственных районах). С целью покрытия кассовых разрывов местные власти выпускают краткосрочные (3-12 месяцев) облигации при следующих вариантах погашения: а) за счет будущих налогов,
б) за счет зачета налогоплательщикам сумм, вложенных в облигации, при определении размеров налоговых платежей, в) под ожидаемые в будущем дотации от вышестоящих бюджетов,
г) под поступления доходов от объектов, находящихся в муниципальной собственности,
д) под сочетание на долевых началах указанных источников платежей.
Другие условия выпуска муниципальных облигаций:
Так же, как и облигации предприятий, муниципальные облигации могут выпускаться:
- именными и на предъявителя (в США, например, с 1983 г. выпуск
- муниципальных облигаций на предъявителя запрещен с тем, чтобы
- прекратить отмывание денег через них и обход налогового
- законодательства);
- на любые сроки (в т.ч. сроком до 1 года);
- без ограничений или
с ограничениями по
- под залог имущества или без совершения залога (залог - при выпуске
- облигаций под доходы от конкретных объектов);
- купонные и бескупонные;
- в качестве серийных
(погашение сериями внутри
- (с единым сроком погашения; с фондом погашения или без него);
- с фиксированным и
колеблющимся процентом (в
- конструирование
- затруднительно);
- отзывные и без права отзыва эмитентом;
- с фондом погашения и без такового;
- с правом обратной продажи и без таковой;
- в качестве зеро-купонов;
- с застрахованными
- с субординацией "по старшинству" и "меньшинству" различных выпусков
- муниципальных облигаций
СРОКИ ЗАЙМОВ.
В связи с высоким уровнем инфляции долгосрочные займы не получили распространения. Среднесрочные займы (от 1 года до максимум 10 лет) имеют наибольший удельный вес и предназначаются в основном для финансирования инвестиционных проектов. Краткосрочные займы (от 2 до 12 месяцев) имеют целью покрытие дефицита бюджета или финансирование текущих расходов.
УЧАСТВУЮЩИЕ В ВЫПУСКЕ ЗАЙМА СТОРОНЫ.
Эмитент - исполнительный или,
реже, представительный орган власти,
финансовое управление региона, министерство
финансов республики в составе РФ.
Подавляющее большинство
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЙМА