Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:08, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить экономическую сущность понятия государственные расходы, проанализировать динамику уровня государственных расходов в Республике Беларусь и изучить пути совершенствования использования государственных расходов при реализации макроэкономической политики.
В ходе написания работы использованы методы сравнительного и аналитического анализа, способ табличного отражения аналитических данных и др. Информационной базой исследования явились материалы учебников и учебных пособий белорусских и зарубежных авторов, данные государственных органов статистики Республики Беларусь, данные глобальной сети интернет.
Введение…………………………………………………………………………….5
Сущность государственных расходов как инструмента экономической политики государства……………………………………………………….6
1.1 Содержание и роль государственных расходов. Общегосударственные расходы………………………………………………………………………….6
Понятие и виды государственного долга. Управление госдолгом……..10
Понятие и принципы государственного финансирования……………...13
Сметно-бюджетное планирование и финансирование…………………..14
Анализ динамики уровня государственных расходов в Республике Беларусь……………………………………………………………………..17
Совершенствование использования государственных расходов при реализации макроэкономической политики………………………………25
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………………………...32
Приложение А………………………………………………………………………33
Приложение Б………………………………………………………………………34
Приложение В………………………………………………………………………35
- расходы республиканского бюджета.
- расходы местных бюджетов.
4. По субъектам финансирования выделяют:
а) расходы на финансирование юридических лиц. Они в свою очередь делятся по отраслям , по ведомственному признаку, по формам собственности, по видам деятельности, по типам предприятий, по методам хозяйствования.
б) расходы для физических лиц:
- прямые – расходы, которые непосредственно перечисляются гражданам. Их группируют по слоям населения, по социальной принадлежности, по формам передачи.
- косвенные – финансирование происходит через датирование товаров первой необходимости.
Осуществление расходов достигается при помощи бюджетного финансирования.
Бюджетное финансирование – сумма предоставления денежных средств предприятиям, организациям, учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. [12, с. 82]
Общегосударственные расходы - расходы Республики Беларусь. Они включают весь комплекс расходов, обусловленных национальной государственностью. В соответствии с функциональной классификацией расходов республиканского и местных бюджетов общегосударственные расходы можно объединить в следующие разделы:
1.2 Понятие и виды государственного долга. Управление госдолгом.
Важнейшим макроэкономическим показателем выступают величина и динамика государственного долга, который отражает состояние и дальнейшие перспективы финансов государства.
Государственный долг - это сумма величин бюджетных дефицитов, накопленных за определенный период времени.
Государственный долг отражается в СНС. Исходной причиной его образования выступает дефицит бюджета. При недостатке денежных доходов государство прибегает к дефицитному финансированию.
При экспертной оценке государственного долга сравнивают, с одной стороны, общую сумму задолженности, расходы, связанные с обслуживанием внешнего долга, с другой – объем ВВП, объем экспорта, расходы бюджета и т.п. В итоге получаем соответствующие показатели, отражающие состояние государственного долга на определенную дату.
Принято выделять следующие функции государственного долга:
По срокам государственных обязательств государственный долг можно классифицировать на капитальный и текущий.
Капитальный государственный долг – вся сумма задолженности, включая начисленные проценты по выпущенным и непогашенным государственным займам и другим ценным бумагам, по кредитам, которые привлечены для покрытия дефицита государственного бюджета.
Текущий государственный долг – расходы по выплате причитающимся кредиторам доходов по долговым обязательствам государства и погашению обязательств по поступившим срокам оплаты.
Государственный долг обычно состоит из внутреннего и внешнего долга.
Внутренний государственный долг – долг правительства перед физическими и юридическими лицами, связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета. Образование внутреннего государственного долга вписывается в схему «доходы – расходы». Созданию долга и государственных расходов предшествует формирование денежных сбережений в секторе домашних хозяйств и бизнеса, которые в определенных условиях передаются государству во временное распоряжение. Не исключено, что в определенный период рост государственного долга будет компенсировать недостатки совокупного спроса.
Таким образом, внутренний государственный долг есть долг правительства перед гражданами своей страны.
В качестве основных компонентов внутреннего государственного долга выделим:
а) кредит, полученный правительством в центральном банке страны («монетизация дефицита»);
б) кредит, полученный правительством в коммерческих банках, за минусом размещенных депозитов;
в) облигации внутренних государственных займов, распространяемых среди физических лиц;
г) казначейские векселя и обязательства, используемые для оплаты общегосударственных нужд;
д) просроченная задолженность коммерческим банкам со стороны государственных предприятий-банкротов, которую правительство выполняя ранее выданные гарантии, переводит на себя;
е) вклады населения в государственном сберегательном банке ( за минусом полноценного кредитного портфеля), использованные для кредитования государственных предприятий. [8, с.329]
Стабилизировать и уменьшить внутренний долг Правительство может 3 способами:
Внешний государственный долг – это финансовые долги правительства данной страны перед иностранными государствами, зарубежными банками, международными финансовыми организациями и т.д.
Появлению внешнего долга предшествует принятие правительством страны соответствующего решения, например, о получении внешнего кредита у международных финансовых организаций для поддержки определенного проекта, стабилизации платежного баланса и т.п.
Для любой национальной экономики предпочтительнее внутренний долг по сравнению с внешним, т.к. внешний долг ставит в экономическую зависимость данную экономику от других, и при этом обостряется проблема экономической безопасности страны. Пересмотр внешнего долга включает сочетание различных мер:
Последствия наращивания государственного долга.
Дефицитное финансирование на некоторое время позволяет смягчить кризис государственных финансов, мобилизовать недостающие средства и профинансировать неотложные расходы государства. Также имеются и негативные последствия наращивания государственного долга:
Управление государственным долгом – это совокупность действий органов государства, связанных:
а) с выпуском новых займов и выработкой соответствующих условий эмиссии ценных бумаг.
б) с выплатой процентов по ранее выпущенным займам.
в) с проведением конверсии и консолидации займа.
г) с погашением ранее выпущенных обязательств, срок выплаты которых наступил.
Погашение государственных займов, включая выплату процентов, осуществляется либо из запланированных бюджетных средств, либо путем рефинансирования, т.е. за счет дополнительного выпуска новых займов.
Конверсия государственного долга – изменение условий займа и размеров выплачиваемого процента по нему или превращение займа в долгосрочные иностранные инвестиции.
Консолидация - изменение прежних сроков погашения финансовых обязательств правительства. [1, с. 110]
Последствия государственного долга:
Вывод: Политика правительства в области госдолга является одним из инструментов желательного межвременного распределения, и выбор финансирования с помощью налогов или займов в конечном счете должен определяться стремлением к увеличению капитального запаса, наследуемого будущими поколениями. [5, с.304].
1.3 Понятие и принципы государственного финансирования
Накопленные посредством налогов и неналоговых платежей денежные средства распределяются государством между отраслями, регионами и группами населения. В этом проявляется экономическая функция государства. Структура расходов государства зависит от экономических, политических и социальных параметров. На каждом конкретном этапе развития государство определяет направления и размеры расходов. Все расходы государства можно сгруппировать в пять основных блоков: на народное хозяйство, расходы на социально-культурные программы и мероприятия, расходы на оборону, расходы на содержание аппарата управления, расходы, связанные с внешнеэкономической и внешнеполитической деятельностью. По размерам выделяемых на эти цели средств, их удельному весу в общей сумме государственных расходов можно судить о том, чему государство отдает предпочтение. [9, с.89]
Между государственными расходами и доходами есть самая непосредственная взаимосвязь: государство может профинансировать свои расходы в пределах получаемых доходов. Поэтому основной принцип государственных расходов заключается в их обусловленности доходами.
Государство способно уходить от отдельных видов расходов или сокращать размеры финансирования. Но при любых обстоятельствах оно обязано профинансировать те расходы, без которых невозможно воспроизводство общественного организма. Следовательно, в качестве второго принципа можно сформулировать: обеспечение такой структуры расходов и размеров минимального финансирования, которые обеспечивают существование всех институтов гражданского общества.
Третий принцип государственных расходов имеет конституционное происхождение. В первой статье Основного Закона установлено, что Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное и правовое государство. Это означает, что расходы государства должны носить преимущественно социальный характер.
Бюджетное законодательство содержит ряд обязательных норма в части целевого использования бюджетных ассигнований. Расходы, производимые из внебюджетных фондов, однозначно носят целевой характер. За нецелевое использование государственных денежных средств предусмотрены экономические санкции и административные штрафы. Целевая направленность – один из важнейших принципов государственных расходов.
Информация о работе Государственные расходы как инструмент экономической политики государства